Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс "Витамины"»
Русский врач Н. Н. Лунин в 1880 г. кормил мышей искусственными смесями,полученными лабораторным путем из химически чистых веществ. В состав искусственного молока входили все известные ингредиенты натурального: казеин, жир, молочный сахар, соли, вода. Между тем мыши, получавшие искусственное молоко, переставали расти, теряли в весе и в конце концов погибали. Партия же мышей, которых кормили цельным коровьим молоком, была здорова. Лунин предположил, что в искусственных смесях не хватает каких-то веществ, которые есть в натуральном молоке. Исследования Н. Н. Лунина долгое время забыли. Позже его опыты были повторены в России, Швейцарии, Америке, Великобритании, Германии. Результаты были те же.
Как вы думаете каких веществ не хватало в искусственном молоке?
Правильно, витаминов.
Тема нашего сегодняшнего урока «Витамины- чудесная азбука здоровья.»
Мы сегодня отправимся в путешествие по станциям.
И первая станция будет «Историческая».
В1890 г. голландский врач Х. Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. Убольных нарушалась деятельность сердца, снижался аппетит. Уменьшалась масса тела, поражались нервы конечностей, особенно ног, расстраивалась походка. Болезнь была названа бери-бери, что означает «оковы».
Еще за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у жителей прибрежных районов Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена бобовых растений. Больные выздоравливали.
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих вклетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки бери-бери: судороги сводили им шею, ноги, многие из них в конце концов гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку находили себе разнообразную пищу.
Последовали многочисленные опыты. Всякий раз у кур, которых кормили только очищенным рисом, обязательно развивалось бери-бери. Последующее кормление неочищенным рисом приводило к выздоровлению. Что же находилось в отрубях,Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
Стало ясно, что в рисовой оболочке содержится какое-то вещество, необходимое организму. Это вещество было выделено из отрубей риса в кристаллическом виде и изучено в1911 г. польским ученым Казимиром Функом. Проведя химический анализ вещества, Функ обнаружил в нем азот и установил принадлежность к аминам. Поэтому и назвал он это вещество витамином – жизненно необходимым амином. Витамин представлял собой желтые кристаллики, одной тысячной грамма которых достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта.
Следующая станция это- Станция «Кулинарная».
Я вам раздам карточки со сканвордом. Вы должны выбрать продукты, содержащие витамины, чтобы получилось слово «витамин».
Третья Станция «Медицинская».
Заполнение таблицы по ходу просмотра слайдов.
Слайды «Названия витаминов, действие на обмен веществ, признаки авитаминозов и гиповитаминозов, в каких продуктах содержится»
Четвертая станция – «Химическая».
Сейчас осенью особо актуальным является прием витамина С (аскорбиновой кислоты), так как он помогает организму бороться с инфекциями.
Суточная потребность человека в витамине С – 100 мг. Он считается безопасным даже в больших количествах, т. к. организм легко выводит неиспользованные остатки витамина через почки.
Сегодня мы проведем химический эксперимент на определение витамина С в продуктах питания.
Титриметрический метод.
Титрование – определение концентрации раствора добавлением к нему другого раствора известной концентрации. Титрующий раствор (титрант) приливают из бюретки в исследуемый раствор, находящийся в конической колбе, до тех пор, пока не завершится реакция между растворами. Витамин С относится к органическим кислотам и можно было бы определить с помощью щелочи в присутствии индикатора, но в фруктах и овощах имеются другие кислоты (лимонная, яблочная и др.), которые невозможно отличить от аскорбиновой кислоты с помощью щелочи.
Однако у аскорбиновой кислоты есть одно свойство, которого нет у остальных кислот – это реакция с йодом.
+ = + 2НI
Расчет молярной массы аскорбиновой кислоты по таблице Менделеева:
М()=12 6+1 8 + 16 6 = 176 г/ моль.
Один моль аскорбиновой кислоты (176г.) реагирует с одним молем йода (254 г.) с образованием один моль дегидроаскорбиновой кислоты и два моль иодид-ионов. Следовательно, эквивалентная масса аскорбиновой кислоты в данной реакции составляет: Э()=М()/2=176/2=88г/моль.
Этот вывод потребуется нам для проведения последующих расчетов.
Этапы исследования
-подготовка продуктов для титрования;
-подготовка раствора титранта (раствора йода) и индикатора для титрования;
-взвешивание, очистка фруктов от кожуры, прямой отжим, измерение объема сока;
- титрование сока фруктов, запись результатов;
-обработка экспериментальных данных, производство расчетов
-обобщение результатов исследования;
-вывод о результатах исследования;
Проведение эксперимента
1.Подготовка раствора титранта.
5%-ю (0,2 моль/л) спиртовую настойку йода (продается в аптеках) разбавили дистиллированной водой в 40 раз. Для этого берем 1 мл йодной настойки добавляюводы до общего объема 40 мл. Концентрация йода С()=0,2|40=0,005моль/л, 1 мл его соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты.
2. Подготовка раствора индикатора.
Раствор крахмала, используемый как индикатор, приготовила из расчета 1 г крахмала на 200мл кипящей воды и кипятила еще2-3 мин. потом даем остыть (жидкость должна быть прозрачной, без комочков).
3.Подготовка фруктов для титрования.
Аскорбиновая кислота – нестабильное вещество и в растертой растительной ткани быстро окисляется, превращаясь в дегидроаскорбиновую кислоту. Поэтому все операции, связанные с взятием пробы материала для анализа, измельчением, растиранием навески провела непосредственно до титрования как можно быстрее. В качестве материала для исследования я взяла фрукты из местного частного магазина: яблоко, лимон, мандарин, груша, фруктовый сок в тетрапакете и отвар шиповника, приготовленный в домашних условиях.
4.Титрование.
Бюретку заполнили раствором йода. Уровень раствора йода доводим до нуля. В коническую колбу для титрования с помощью пипетки отобрали 15 мл пробу сока, добавили 0,5 мл раствора крахмала. Титровали раствором йода при энергичном перемешивании до появления синей окраски, не исчезающей в течение 20 сек. Для каждого образца соков была проведена серия, состоящая из трех титрований.
5.Расчетная часть.
Расчет концентрации витамина С в пробе соков производили по формуле:
С(вит С)= С(вит С)=
где С(вит С) – концентрация витамина С;
V(I2) – объем (в мл) раствора йода, определенный в ходе титрования;
С(I2) – концентрация (моль/л) раствора йода;
V(сок) – объем (мл) пробы сока;
На основании определенных данных концентрации витамина С в пробах была вычислена средняя концентрация витамина С в каждом образце.
(витС)=
где (вит С) – средняя концентрация витамина С в образце;
(вит С),(вит С),(вит С) -концентрация витамина С в 1-ой пробе, 2-ой пробе, 3-ей пробе соответственно.
Далее мы произвели расчет массы витамина С в соках в мг/ 100 мл сока.
Э(
М(витС)= Э(
М(витС)= 88
М(витС)=
Где м(витС) – масса витамина С в мг на 100 мл сока.
Пробы продуктов
V (сок),
мл
V (йода),
мл
С (вит С),
моль/л
(вит С),
моль/л
м (вит С),
мг в 100мл
лимон
1
15
10,5
0,0035
0,00346
30,5
2
15
10,5
0,0035
3
15
10,2
0,0034
Яблоко
(китай)
1
15
2,3
0,00076
0,000773
6,8
2
15
2,5
0,00083
3
15
2,2
0,00073
Яблоко
(узбекистан)
1
15
2,5
0,00083
0,00085
7,5
2
15
2,5
0,00083
3
15
2,7
0,0009
груша
1
15
3,4
0,0011
0,0011
9,7
2
15
3,5
0,0011
3
15
3,4
0,0011
мандарин
1
15
5,7
0,0019
0,0018
15,8
2
15
5,5
0,0018
3
15
5
0,0017
Натуральный сок в тетрапакете
1
15
0,2
0,00006
0,00005
0,45
2
15
0,1
0,00003
3
15
0,2
0,00006
Отвар шиповника
1
15
3,8
0,0012
0,0012
10,56
2
15
4
0,0013
3
15
3,5
0,0011
Детский сок «Тедди»
1
15
21
0,007
0,0068
59,93
2
15
20
0,0066
3
15
20,5
0,0068
Делаем выводы. В каких соках большее количество витамина С.
Рефлексия:
Пункт прибытия: станция «Философская».
Сочинить короткое стихотворение в форме синквейна.
Синквейн впервые изобрели японцы.
Синквейн на тему "Витамин"
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. Витамин
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.