Развития критического мышления.
Проблемного диалога.
Технология исследовательского обучения.
Технология коллективного способа обучения.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 мин) | - Здравствуйте, дети! Присаживайтесь на свои места. Хорошего вам настроения и желания учиться! | Приветствует, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя |
2. Проверка знаний (3 мин) | Фронтальный опрос - Скажите, пожалуйста, над каким разделом мы начали работать на прошлом уроке? - Какую тему изучили на прошлом уроке? - Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян? (дриопитеки) Индивидуальное задание (выполняют на карточках) Соотнесите термины: 1. австралопитек 2. дриопитек 3. человек умелый 4. человек прямоходящий 5. неандерталец 6. человек разумный 7. кроманьонец А) древесные обезьяны Б) изготовляющие орудия труда В) южные обезьяны Г) жили в пещерах, строили хижины Д) произошли от человека умелого Е) изготовляли орудия труда из рогов и костей Ж) членораздельная речь, развитое мышление После выполнения взаимопроверка – сравнение с ответами на слайдах (самостоятельное выставление оценок). | Опрос учащихся | Учащиеся в ходе беседы активно отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, работают самостоятельно | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; |
3. Актуализация знаний, сообщение темы урока (3 мин) | Учащийся читает стихотворение: Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не растопчи её полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна. В. Шефн. (На слайдах размещены фотографии о действии человека на природу с древнейших времён до наших дней) - К чему, ребята, нас призывает автор данных строк? - На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема урока: Как человек изменял природу | Выдвигает проблему, задает вопросы и определяет тему урока | Ребята рассматривают фотографии Активно высказывают своё мнение На основе всего изложенного формируют тему урока | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
4. Постановка цели (3 имн) | Итак, в тетради запишите сегодняшнюю дату и тему урока: Как человек изменял природу Ребята, мы с Вами на прошлом уроке говорили о происхождении человека. Давайте еще раз вспомним: - Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством) - В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет) - А природа могла оказывать на человека влияние? (да, именно благодаря природе человек одел на себя одежду, построил жилище, стал обрабатывать землю и т. д.) - Да, совершенно верно, на ранних этапах развития природа изменяла человека. Именно благодаря природе человек достиг всего, что мы сейчас имеем. Человек со временем становился все более умелым, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит, и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Вот о таких «подарках» и пойдет сегодня речь, т.е. о проблемах экологии. - Мы продолжаем знакомиться с жизнью человека на Земле. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу (Учитель не называет цели, определяет вместе с детьми на основе обсуждения). | Обсуждение вопросов | Запись учащимися числа, темы урока. Учащиеся отвечают на вопросы Конкретизируют цель урока | регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
5. Усвоение новых знаний (27 мин) | Ученик читает письмо Земли Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...но и на разрушение Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца. Вопрос учителя: Чье это письмо и с какой просьбой к нам обращаются? - Кто из вас, ребята, может назвать, какое влияние в настоящее время оказывает человек на природу? Загрязняя окружающую среду, человек наносит вред только природе? Докажем это на примере. | Учитель задает вопросы и выслушивает мнения учащихся и обобщает | Учащиеся слушают рассказ Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют выводы | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Физкультминутка | Несложные упражнения | | Учащиеся выполняют упражнения | Личностные: умение выполнять несложные физические упражнения |
5. Усвоение новых знаний. | - Ребята, какое домашнее задание вам было задано на прошлом уроке? - Предлагаю вам сформировать свои группы: 1 ряд первая группа, 2 ряд – вторая группа и на третий ряд садится третья группа. - Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе? - Все готовы? Приступаем к работе! На подготовку мини-проектов группам даётся 10 минут. Далее идет выступление групп – представление (защита) мини-проектов. Каждая группа оценивает две другие в листах оценки. | Активизирует деятельность в процессе выполнения заданий и систематизирует знания обучающихся | Учащиеся рассказывают о подготовке домашнего задания (1 группе необходимо было подготовить информацию для газеты по теме: меры сохранения всего живого; 2 группе – подготовить информацию в виде презентации по теме: экологические проблемы; 3 группа – готовила информацию для создания листовки с темой: правила поведения в лесу). Учащиеся рассаживаются по группам (по которым были распределены заранее) Ученики рассказывают правила работы в группе: 1.Слушай, что говорят другие. 2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. 3.Говори спокойно ясно, только по делу. 4.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. 5.Помогай товарищам, если они об этом просят. 6.Точно выполняй возложенную на тебя роль. Класс работают в группах Ребята активно высказывают мнения, приводят конкретные примеры из жизненного опыта или раннее полученных знаний | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
6.Закрепление изученного материала (3 мин) | - Молодцы, ребята! - Как вы думаете, каждый отдельно взятый человек может, как то повлиять на решение этих проблем? - А как вы лично помогаете делу сохранения животных и растений на нашей планете? - А теперь давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили в начале урока? - Как вы думаете, справились мы с поставленной целью? Да, я тоже так считаю. Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И я надеюсь, что сегодня вы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. А для этого мы должны беречь природу. А главное – своими действиями не наносить ей вреда. От нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь. | Учитель задаёт вопросы и формулирует выводы совместно с учениками. | Воспринимают и анализируют информацию. Формулируют выводы, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух. Познавательные : умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
7. Рефлексия деятельности. (2 мин) | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей группы. Работа с листом самооценки. | По результатам урока объективно оцени меру своего продвижения к цели урока. | Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу группы | Личностные : Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные : Умение выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Итог урока (2 мин) | - Где в жизни вам пригодятся знания, которые вы получили на уроке? - Где и как мы можем использовать выполненные нами проекты? - Сдайте свои листы оценки и самооценки, я их просмотрю, и на следующем уроке выставим оценки. | Учитель задаёт вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы | |
9. Домашнее задание. (1 мин) | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Параграф 25 подготовить пересказ, знать ответы на вопросы. -Урок окончен. Спасибо за работу. | Отвечает на возникшие вопросы учащихся | Учащиеся слушают, уточняют и записывают домашние задание | Личностные. умение выполнять домашние задания |