Открытое занятие по биологии 11 класс
на тему: “ Решение генетических задач”
Тема: «Решение генетических задач».
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.
Задачи:
- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.
Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.
1. блок- презентация
2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.
3.блок – решение задач на сцепленное наследование.
4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.
В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)
3.Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)
Обсуждение презентации. Какие знания, полученные в результате просмотра презентации, вам пригодятся для решения задач?
- Генетические термины (какие?)
- Законы Менделя (в чём их суть?)
- Генетическая символика (что обозначающая?)
- Знание типов задач (какие?)
- Правила оформления задач и другое…
- Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.
Приложение № 2 ответы.
5. Рефлекция
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.
6. Оценки
Приложение 1.
Задача 1.
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.
Задач 2.
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?
Задача 3.
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача 4.
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Задача 5.
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Задача 6.
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?