kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Решение генетических задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие по биологии 11 класс
на тему: “ Решение генетических задач”

Тема: «Решение генетических задач».

  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

Задачи:

- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы.  Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;

- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;  воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 Вид урока:  практикум.

 Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

 Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- презентация

2. блок – решение задач на моногибридное  скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.

В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии”  с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.

Хотите узнать,  допустил ли  ошибки  автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

3.Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)

Обсуждение презентации.  Какие  знания,  полученные в результате просмотра презентации, вам пригодятся для решения задач?

  1. Генетические термины (какие?)
  2. Законы Менделя  (в чём их суть?)
  3. Генетическая символика (что обозначающая?)
  4. Знание типов задач (какие?)
  5. Правила оформления задач и другое…
  6. Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.

                             Приложение № 2 ответы.

5. Рефлекция

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

6. Оценки

 

 

 

 

Приложение 1.

Задача 1.

 У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

Задач 2.

У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все -  полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

Задача 3.

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача 4.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Задача 5.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

Задача 6.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка   I группа крови, а у мужчины  -  IV?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«окрытый урок решение ген. задач»

Открытое занятие по биологии 11 класс
на тему: “ Решение генетических задач”

Тема: «Решение генетических задач».

  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач.

Задачи:

- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;

- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 Вид урока: практикум.

 Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

 Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, ноутбук.

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- презентация

2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы. Целепологание.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
( Да )
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи.

В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.

Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?

(Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.)

  1. Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации)

Обсуждение презентации. Какие знания, полученные в результате просмотра презентации, вам пригодятся для решения задач?

  1. Генетические термины (какие?)

  2. Законы Менделя  (в чём их суть?)

  3. Генетическая символика (что обозначающая?)

  4. Знание типов задач (какие?)

  5. Правила оформления задач и другое…

  1. Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач.

Приложение № 2 ответы.

5. Рефлекция

Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?

- признаки наследуются по наследству

- могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки

- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться.

6. Оценки









Приложение 1.

Задача 1.

У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

Задач 2.

У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

Задача 3.

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.







Задача 4.

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.



Задача 5.

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

Задача 6.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV?



Приложение 2. Ответы на задачи.

Задача 1.

Дано: Решение.

А-кар.; а- гол. ; Так, как в F1 наблюдается расщепление, то есть внешне

- А- кар. проявляются оба признака, следовательно, мать –

Р - аа гол. гетерозиготна.



F1: 2 - аа, гол., Р Аа × аа

  1. - А- кар. кар. гол.

Найти: генотипы гаметы А а а

Р и F1 F1 Аа аа

(Сын)- кар., (дочь) – гол.

Ответ: Р мать Аа, отец аа; F1 сын- Аа, дочери- аа.

Задача 2.

Дано: Решение:

- шестипал. Так, как в F1 наблюдается единообразие, следовательно,

Р мать является гомозиготной, а признак шестипалости-

- норм.число доминантен.

Пальцев Р АА × аа

F1 – все шестипалые шестипал. норм число пал.

Найти все

генотипы Гаметы А а

F1 Аа

шестипалые

Ответ: генотипы: Р – мать АА, отец- аа; F1 – Аа.

Задача 3.

Дано: Решение:

а – глухонемота Так, как ген глухонемоты рецессивен, следовательно мать и

А – нормальный слух ребёнок гомозиготны по этому признаку. Если бы ребёнок

- глухонемота родился с нормальным слухом, то соблюдался бы первый

Р - норм.слух закон Менделя, единообразие гибридов первого поколения,

следовательно в генотипе отца присутствует рецессивный ген

F1 –глухонемой, аа и отец гетерозиготен.

Найти: генотипы Р-? Р аа × Аа

F1-? глухонемой норм. слух

Гаметы а А а

F1 аа, Аа

Ответ: Генотип матери –аа, отца- Аа, ребёнка –аа.

Задача 4.

Дано: Решение:

А - седая прядь Отец с нормальным слухом его ген рецессивен,

а- нет седой пряди следовательно генотип отца гомозиготен по этому

- А_, седая прядь признаку. Так, как дети не единообразны, генотип

Р матери гетерозиготен.

- аа, нет седой пряди Р Аа × аа

F1 – аа, А_, сед. пр. нет сед. пр.

Найти генотипы Р - ? гаметы А а а

F1-? F1 Аа, аа

Ответ: генотипы родителей: мать – Аа, отец-аа, дети: Аа,аа.





Задача 5.

Решение:

  1. Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.

  2. У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.

Схема брака

P

♀Aa
здорова

×

♂Aa
здоров

гаметы  

  A 

  a 


  A 

  a 

F1

AA
 здоров 
25%

Aa
 здоров 
25%


Aa
 здоров 
25%

aa
 болен 
25%



  1. Вероятность появления больного ребенка равна 1/4 (число событий, при котором появляется генотип аа, равно 1, число всех возможных событий равно 4).

Ответ: Вероятность рождения ребенка, больного шизофренией, равна 25% (1/4).

Задача 6.

Дано: Решение:

00 –I гр.кр. Так, как оба оба гена 0 ребёнок должен унаследовать от

А0; АА – II гр.кр. родителей, то его отец должен быть носителем гена 0.

В0; ВВ – III гр.кр. Но, по условию, у мужчины этого гена нет. Следовательно,

АВ – IV гр.кр. иск женщины не будет удовлетворен. От данной пары дети

Мать А0 – II гр.кр могут унаследовать:

Мужчина АВ –IV гр.кр. Р А0 × АВ

F1- 00 – I гр.кр. II гр.кр. IVгр.кр

Является ли мужчина Гаметы А 0 А В

отцом ребёнка? F1 АА АВ А0 В0

Ответ: отцом ребёнка мужчина не является.















































Просмотр содержимого презентации
«решение генетических задач»

Кто это?

Кто это?

  • Родился в 1822 году, окончил гимназию и был пострижён в монахи. Обучаясь в Венском университете заинтересовался естественными науками.
  • В 1865 году обобщил результаты своей работы в публикации «Опыты над растительными гибридами»
Чем знаменито это растение?

Чем знаменито это растение?

Вам интересно о чем сегодня пойдёт речь?

Вам интересно о чем сегодня пойдёт речь?

  • В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”.
  • Хотите узнать, допустил ли ошибки автор?
Как можно объяснить заболевание цесаревича Алексея?

Как можно объяснить заболевание цесаревича Алексея?

  • Как данная информация связана с темой нашего урока?
Тема урока: решение генетических задач

Тема урока: решение генетических задач

Правила при решении генетических задач  Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.

Правила при решении генетических задач

Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.

  • В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
  • Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
  • Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
  • Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
Методы и приёмы для успешного решения генетических задач  Необходимо внимательно изучить условие задачи.

Методы и приёмы для успешного решения генетических задач

Необходимо внимательно изучить условие задачи.

  • Определить тип задачи.
  • Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче.
  • Записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или ?.
  • Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач.
  • Решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа.
  • Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).
Давайте вернёмся к третьему слайду и выясним где ошибся автор?

Давайте вернёмся к третьему слайду и выясним где ошибся автор?

  • Ген нормальной свёртываемости крови(А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х -хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови.
  • У -хромосома аллельного гена не имеет.
Возможно чтобы гемофилией болела женщина? Да это видно из предыдущего слайда. Это заболевание передаётся по наследству.

Возможно чтобы гемофилией болела женщина?

Да это видно из предыдущего слайда.

Это заболевание передаётся по наследству.

КАК наследуется группа крови?

КАК наследуется группа крови?

  • В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена.
  • Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0.
  • Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови,
  • с генотипами АА или А0 – вторую,
  • BB или В0 – третью,
  • АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют).
Могут ли дети иметь группу крови не ту что у родителей?

Могут ли дети иметь группу крови не ту что у родителей?

Да дети могут иметь иную группу крови чем у родителей.

Да дети могут иметь иную группу крови чем у родителей.

  • Дайте ответы на поставленные вопросы.
  • От действия какого количества аллельных генов зависит группа крови?
  • Какие гены доминантные?
  • Какие гены рецессивные?
  • Какие гены не подавляют друг друга?
  • Три аллели формируют сколько генотипов?
  • Назовите генотипы гомозиготные .
  • Назовите генотипы гетерозиготные.
Генетика очень важная наука практическими расчётами можно ответить на любые интересующие вас вопросы

Генетика очень важная наука практическими расчётами можно ответить на любые интересующие вас вопросы

  • Важно знать закономерности наследования.
  • Уметь применять полученные знания.
  • Ставить перед собой цель и решать поставленные задачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока "Решение генетических задач"

Автор: Гусева Лидия Анатольевна

Дата: 15.08.2014

Номер свидетельства: 111998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока" Лабораторная работа "Решение генетических задач и составление родословных" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-laboratornaia-rabota-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-i-sostavlieniie-rodoslovnykh"
    ["file_id"] => string(6) "125035"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414868073"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока биологии на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "135070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848878"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по биологии 10 класс "первый и второй законы Г. Менделя""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-biologhii-10-klass-piervyi-i-vtoroi-zakony-g-miendielia"
    ["file_id"] => string(6) "308773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458662044"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Генотип как целостная система""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_gienotip_kak_tsielostnaia_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "444572"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513353254"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»"
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_khromosomnaia_teoriia_nasledstvennosti"
    ["file_id"] => string(6) "532911"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576846995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства