kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии 10 класс "первый и второй законы Г. Менделя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым  в разделе "Основы наследственности и изменчивости". Цель урока:  сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. 

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Развивающие: развивать умения составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитательные: помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.

Урок является комбинированным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 10 класс "первый и второй законы Г. Менделя"»

План урока по биологии

Класс 10

Дата _____________________

Первый и второй законы Г. Менделя.

Цель: сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Развивающие: развивать умения составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику

Воспитательные: помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки.


Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка готовности, приветствие обучающихся, отметка отсутствующих.

Приветствие учителя, готовность к уроку, проверяют наличие принадлежностей к уроку. (1 МИН)

Актуализация внимания обучающихся

Сообщение плана работы на уроке, цель урока, задачи, последовательность работы.

Слушают учителя (1 МИН)



Домашнее задание

&43


Слушают и записывают


Работа с дневником, задают вопросы по домашнему заданию

(1 МИН).

Проверка

дом.задания

1. Метод «Верно-неверно».

1. Гаметогенез – это образование половых клеток.

2. Онтогенез – это образование бластулы.

3. Из эктодермы образуются кости и мышц.

4. Генетика – это наука о наследственности и изменчивости.

5. Т. Морган открыл хромосомную теорию наследственности.

6. Наследственность – это свойство приобретать новые признаки в течении жизни.

2. Устный опрос.

-Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

Индивидуальная письменная работа

Ответы:

1 – верно

2 – неверно

3 – неверно

4 – верно

5 – верно

6 – неверно



Дают определение генетике, наследственности, изменчивости.

Новая тема

В генетике есть своя терминология и символика. Р — родители ( от латинского «парента» — родители) ♀ — «зеркало Венеры» — женская особь, ♂ — «Щит и копье Марса» — мужская особь Х — скрещивание. F — от лат гибридное потомство, если подписан индекс 1,2, и т.д., цифры соответствуют порядковому номеру поколений (F1). АА-доминантная-гомозигота Аа-доминантная-гетерозигота аа- рецессивная –гомозигота. Для своих исследований Мендель использовал горох.

В своей работе Мендель использовал так называемый гибридологический метод. Суть этого метода заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства. Гибридологический метод до сих пор лежит в основе исследований всех генетиков.

Ставя опыты, Мендель придерживался нескольких правил.

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скрещивания растения, которые относились к различным сортам. Так, например, у одного сорта горошины всегда были желтые, а у другого — всегда зеленые. Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях эти сорта не смешиваются. Такие сорта называют чистыми линиями.

Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими родительскими парами гороха.

В-третьих, Мендель намеренно упростил задачу, наблюдая за наследованием не всех признаков гороха сразу, а только одной их пары. Для своих опытов он изначально выбрал цвет семян гороха — горошин. В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь по одному признаку например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.

В-четвертых, имея математическое образование, Мендель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось

Надо добавить, что Мендель очень удачно выбрал для опытов горох.

А вы как думаете, почему именно это растение?

Если пользоваться терминами, появившимися через много лет после работ Менделя, то можно сказать, что  клетки  растений гороха одного сорта содержат по два гена только желтой окраски, а гены растений другого сорта — по два гена только зеленой окраски.

Гены, ответственные за развитие одного признака (например, цвета семян), получили название аллельных генов.

Если организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зеленого цвета : семян или, наоборот, оба гена желтизны семян), то такие организмы называют гомозиготными. Если же аллельные гены различны (т. е. один из них определяет желтую, а другой — зеленую окраску семян), то такие организмы называют гетерозиготными.

Искусственно скрещивая растения гороха с желтыми горошинами с растениями, имеющими зеленые горошины (т. е. проводя моногибридное скрещивание), Мендель убедился, что все семена потомков-гибридов будут желтого цвета.

Такое же явление он наблюдал в опыте при скрещивании растений с гладкими и морщинистыми семенами - все гибридные растения имели гладкие семена. 

Проявляющийся у гибридов признак (желтизну семян или гладкость семян) Мендель назвал доминантным, а подавляемый признак (т. е. зеленый цвет семян или морщинистость семян) — рецессивным.

Доминантный признак принято обозначать большой буквой (А, В, С), а рецессивный — маленькой (а, в, с).

На основании этих данных Мендель сформулировал правило единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
Из семян, полученных в первом поколении, Мендель вырастил растения гороха и снова скрестил их между собой. У растений второго поколения большинство горошин были желтого цвета, но встречались и зеленые горошины. Всего от нескольких скрещиваемых пар растений Мендель получил 6022 желтых и 2001 зеленых горошин. Легко сосчитать, чтс 3/4 гибридных семян имели желтую окраску и ¼ зеленую. Явление, при котором скрещивание приводит к образованию потомства частично с доминантными, частично с рецессивными признаками, получило название расщепления.

Опыты с другими признаками подтвердили эти результаты, и Мендель сформулировал правило расщепления: при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.


Записывают в тетрадь















Слушают рассказ учителя
































Записывают определение в тетрадь









Работа с учебником стр. 215. Ответы учащихся.








Записывают в тетрадь.






























Вместе с учителе, используя символику, изображают моногибридное скрещивание в виде схемы.




















Закрепление

Практическая работа №1 «Решение задач на моногибридное скрещивание»

1. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

2. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

3. Устойчивость овса к головне доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных иммунных особей с растениями, пораженными головней?


Рефлексия

Подведение итогов урока

Выставляют в дневник оценки за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по биологии 10 класс "первый и второй законы Г. Менделя"

Автор: Перькова Наталья Владимировна

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308773


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства