Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Генотип как целостная система"»
Тема урока. Генотип как целостная система.
(урок рассчитан на 2 часа учебного времени)
Цель урока: Систематизировать полученные знания путём повторения основных теоретических вопросов, закрепить ведущие понятия. Сформировать понятие о материальных основах наследственности и изменчивости. Научить, на практике, применять законы генетики при решении задач, объяснить механизмы передачи признаков по наследству.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный, частично поисковый.
Межпредметные связи: химия, математика, история.
Оборудование: карточки-задания, таблицы-схемы по общей биологии, динамические модели по генетике.
Учебник: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. «Общая биология», Дрофа, 2000 год.
Ход урока
Организационный момент. Акцентирование внимания школьников на теме и цели урока.
Смотр знаний.
Смотр знаний предусматривает выполнение разноуровневых заданий, призванных помочь формированию и развитию у ребят умений и навыков, углубить знания по основным пробелам общей биологии, а также стимулировать стремление к самостоятельному приобретению знаний.
Задания рассчитаны на индивидуальную форму работы.
Оно состоит из __________________ фаз, они называются ____________ .
В результате первого деления образуется ______________ клетки, с _______________ п _______________ с набором хромосом, за счёт _____________________ расхождения.
После второго деления мейоза образуется _______________ клетки с ________________ п __________с набором хромосом, за счёт расхождения _____________ в ____________ фазе деления».
После оплодотворения зигота начинает ___________, при этом образуются ____________. Однослойный зародыш с полостью внутри называется _________. Путём выпячивания образуется второй слой зародыша. Двухслойный зародыш называется ____________. Затем образуется третий зародышевый листок. Наружный слой называется __________, внутренний - _________, промежуточный - ________________. Следующий период эмбрионального развития называется _______________, когда образуются различные организмы.
Задание 3.
Дополните предложенные формулировки символами:
доминантный ген - _________________
рецессивный ген - __________________
гомозигота - _______________________
гетерозигота - ______________________
дигетерозигота - ____________________
родители - _________________________
гибриды первого поколения - ___________
гибриды второго поколения - ___________
гамета А + гамета а = оплодотворение = зигота - _____________
(оценивается каждый, грамотно сформулированный и аргументировано доказанный ответ)
Методы изучения наследственности, их особенности.
Что такое анализирующее скрещивание, с какой целью его проводят?
Сформулировать закон Т. Моргана. В чём его сущность?
Какие Вам известны типы неаллельных генов?
В чём сущность цитоплазматической наследственности?
Методы изучения наследственности человека, в чём их сущность?
Какая изменчивость называется модификационной?
Что такое мутация? Виды мутаций, их значение.
В чём сущность закона гомологических рядов и его практическое значение?
Законы Менделя.
III. Изложение и объяснение нового материала.
Учитель объясняет Законы Менделя с использованием динамических моделей, показывает, что большинство наследственно обусловленных признаков организма находится под контролем не одного, а многих генов. Наряду с этим имеет место и другое явление. Часто ген оказывает действие не на один, а на ряд признаков организма. Приводит пример.
У большинства растений с красными цветками (наследственный признак) в стеблях тоже имеется красный пигмент. У растений с белыми цветками стебли чисто зелёные. У водосбора (демонстрация) ген, обуславливающий окраску цветка, имеет множественное действие. Он определяет фиолетовый оттенок листьев, удлинение стебля и большую массу семян. В животном мире ярким примером служит плодовая мушка дрозофила, которая генетически изучена очень полно. Ген, определяющий отсутствие пигмента в глазах, снижает плодовитость, влияет на окраску некоторых внутренних органов и уменьшает продолжительность жизни.
Учитель заостряет внимание школьников на том, что в настоящее время накопившийся в генетике обширный материал по изучению наследственности у самых различных растений, животных, микроорганизмов доказывает то, что гены проявляют множественное действие.
Наследственной основой организма является генотип. Факт расщепления признаков в потомстве гибридов позволяет утверждать, что генотип слагается из отдельных элементов – генов, которые могут отделяться друг от друга и наследоваться независимо (вспомним второй закон Менделя). Вместе с тем генотип обладает целостностью и не может рассматриваться как простая механическая сумма отдельных генов. Эта целостность генотипа, возникающая исторически в процессе эволюции вида, выражается в том, что отдельные компоненты его (гены), находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Развитие признаков организма определяется взаимодействием множества генов, а каждый ген обладает множественным действием, оказывая влияние на развитие не одного, а многих признаков организма. Генотип организма связан с определёнными компонентами клетки, с её хромосомным аппаратом, ДНК.
Историческая справка.
Сообщения учащихся по теме «Гены в нашей жизни» - 10 минут.
Генетический практикум.
Решение генетических задач с целью закрепления и обобщения изученного материала.
Последовательность действий при решении генетических задач:
Краткая запись условия задачи.
Введение буквенных обозначений генов, определение типа наследования, если это не указано.
Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
Определение генотипа в соответствие с условием. Запись генотипов символами генов, под фенотипами.
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
Составление решётки Пеннета.
Анализ решётки, согласно поставленным вопросам.
Краткая запись ответов.
Задача 1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц.
Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
А) сколько типов гамет образуется в генотипе женщины?
Б) сколько типов гамет образуется в генотипе мужчины?
В) какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?
Г) сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
Д) сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
Задача 2. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого были кареглазы, женился на кареглазой женщине, у отца которой карие глаза, а у матери – голубые. От брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц.
Задача 3. При скрещивании серой крольчихи, оба родителя которой были серыми, с серым кроликом, родители которого тоже были серыми, родилось несколько чёрных крольчат. Определите генотип каждой из упомянутых особей, если известно, что серый цвет доминирует над чёрным.
Задача 4. Какое получится по генотипу и фенотипу потомство, если скрестить розовоплодную (гибридную) землянику с красноплодной? А с белоплодной, если известно, что красный цвет доминирует над белым?
Задача 5. Черепаховую кошку скрестили с рыжим котом. Определить какими будут котята в первом поколении, если известно, что черный цвет доминирует над рыжим (черепаховый окрас - гетерозигота).
Задача 6. Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите формулу расщепления потомства по генотипу и фенотипу, если известно, что мохнатость доминирует над гладкошёрстностью, а чёрный цвет над белым.
Домашнее задание. §58 – 59.
Задача: Мать имеет I группу крови, а отец – III. Какие группы крови могут быть у детей?
Подготовить сообщение по теме: «Генетика и медицина».