Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»
Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»
Данный материал поможет преподавателю доступно и наглядно объяснить основы хромосомной теории Т.Моргана и получить навык решения генетических задач на сцепление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»»
Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»
Преподаватель : Сизова Л.М.
Цель: продолжить формирование генетических закономерностей, усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования.
Задачи:
Образовательные:обобщить и систематизировать знания об основных понятиях генетики, повторить законы наследования Г. Менделя;
Развивающие: создать условия для усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования
Воспитательные: сформировать представления о значении знаний хромосомной теории наследственности в практической жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация «Хромосомная теория наследственности
Ход урока
1.Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок .Объяснение условий оценивания работы обучающихся на уроке( бальная система: за каждый правильный ответ -1 б, баллы заносятся в листы самооценки, суммируются и переводятся в оценку в конце урока)
2. Мотивационный этап:
а)совместная формулировка темы занятия:
- какой раздел биологии мы изучаем? ...Генетика
- кто, является основоположником генетики? – Г.Мендель
- что изучал Г.Мендель?... как передаются признаки по наследству
Благодаря Менделю были выявлены ряд закономерностей которые были в последствии названы его именем- это 1. 2 и 3 закон Менделя . Дайте им полное название?(I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования)
- всегда ли выполняются законы Менделя?...нет
Разумеется, из каждого правила, есть исключения. Дело в том, что когда Мендель проводил свои исследования ещё не было известно ни о генах, ни о хромосомах .
Он и не подозревал насколько загадочные и не предсказуемые эти элементы клеток Итак, что же что мы будем изучать сегодня на уроке?... гены. хромосомы, наследственные признаки.
Запишите тему урока: «Хромосомная теория наследственности»(Слайд 1)
б) Сегодня нам предстоит :( запись в тетрадях Слайд 2):
1 Познакомиться с основными положениями хромосомной теории наследственности
2.Обосновать необходимость этих знаний в повседневной жизни.
3Актуализация опорных знаний:
Фронтальный опрос( основные понятия)
Что такое:
-генетика?
-наследственность?
- изменчивость?
- доминантный признак?( обозначение)
- рецессивный признак? ( обозначение)
- альтернативные признаки( приведите пример)
- фенотип?
- генотип?
- гомозиготная особь? (докажите)
- гетерозиготная особь?(докажите)
- почему свои исследования Г. Мендель проводил на горохе?
- первые две закономерности он обнаружил благодаря моногибридному скрещиванию, так что же такое моногибридное скрещивание?
- и так он скрестил …желтый и зелёный горошек и что получил в результате этого скрещивания?
- сформулируйте первый закон Менделя?
- далее он скрестил гибриды первого поколения и что получил…?
- сформулируйте второй закон Менделя?
- в чём суть третьего закона Менделя?
4.Изучение нового материала:
А) Вступительное слово преподавателя: Работа Г. Менделя отличалась большой глубиной и математической точностью. Однако она оставалась неизвестной почти 35 лет. И лишь только с открытием генов и хромосом интерес к генетике возрос.. Американский ученый Т.Морган решил повторить исследования Менделя, только для своих опытов он взял муху- дрозофилу(Слайд 3). И каково было его удивление. Что при анализирующем дигибридном скрещивании особей он получил совершенно не такой результат как Г.Мендель.
А теперь давайте вспомним, что получил при таком скрещивании Г.Мендель(Слайд 4)
Б) Решение генетической задачи ( анализирующее скрещивание по Г.Менделю)
В) Выявление сущности хромосомной теории наследования;
- Что такое ген? Это участок хромосомы несущий определённый признак.
- Сколько у особи, например у человека, хромосом?.. 23 пары
- А сколько признаков?.. много. Тогда возникает вопрос ….., а как именно расположены гены в хромосомах, ведь число признаков, а следовательно и генов, отвечающих за разные признаки больше, нежели самих хромосом?
Тогда Т. Морган и его ученики стали изучать хромосомы дрозофилы и расположение генов в хромосомах. И они выяснили следующее:
1. хромосомы бывают гомологичные, а бывают не гомологичные(Слайд5)
2.гены в хромосоме занимают определенный локус, имеют линейное расположение (Слайд 5)
3. гены находящиеся в одной хромосоме сцеплены между собой, образуя группы сце-пления(Слайд 5) Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе. Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе. Сколько групп сцепления будет? Правильно, 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.
Г) Решение задачи на сцепление при анализирующем скрещивании (Т.Морган)
Д) А теперь проанализируем исследованиям Т.Моргана и Г. Менделя с учётом того, что существуют группы сцепления. Дело в том , что у Менделя разные ге-ны(признаки) находились в разных хромосомах, а у Т. Моргана- 2 разных гена( признака) располагались сцеплено в одной хромосоме и тогда мы получаем разный результат
Вопрос: Так , когда справедлив закон Г.Менделя?
Ответ: Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.
Вопрос: В чём суть хромосомной теории Т.Моргана?
Ответ: гены расположенные в одной хромосоме ,наследуются сцеплено(запись в тетрадь)
Физминутка:
Фенотип-внешность (кулаки разжимаем); генотип – внутри (кулаки сжимаем, раз-жимаем);
Доминантный признак – главный(встаём), рецессивный – нет (садимся)
Продолжение изучения новой темы:
Г).Генетическая карта (Слайд 17)
Д). Значение генетики ( Слайд 18,19)
5.Подведение итога урока (Слайд 21)
Шкала перевода баллов в оценку
5-6 б- «3»
7-8 б-«4»
9-10 б- «5»
6.Домашнее задание( Слайд 23) : Л1 параграф 26,27; Задача