kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет преподавателю доступно и наглядно объяснить основы хромосомной теории Т.Моргана и получить навык решения генетических задач на сцепление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»»

Конспект  урока «Хромосомная теория наследственности»

Преподаватель : Сизова Л.М.


Цель: продолжить формирование генетических закономерностей, усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования.


Задачи: 

Образовательные:  обобщить и систематизировать знания об основных понятиях генетики, повторить законы наследования Г. Менделя;

Развивающие: создать условия для усвоения сущности хромосомной теории наследственности, сцепленного наследования

Воспитательные: сформировать представления о значении знаний хромосомной теории наследственности в практической жизни человека.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация «Хромосомная теория наследственности

Ход урока

1.Организационный момент: Приветствие. Настрой на урок .Объяснение условий оценивания работы обучающихся на уроке( бальная система: за каждый правильный ответ -1 б, баллы заносятся в листы самооценки, суммируются и переводятся в оценку в конце урока)


2. Мотивационный этап:

а)совместная формулировка темы занятия:

- какой раздел биологии мы изучаем? ...Генетика

- кто, является основоположником генетики? – Г.Мендель

- что изучал Г.Мендель?... как передаются признаки по наследству

Благодаря Менделю были выявлены ряд закономерностей которые были в последствии названы его именем- это 1. 2 и 3 закон Менделя . Дайте им полное название?(I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования)

- всегда ли выполняются законы Менделя?...нет

Разумеется, из каждого правила, есть исключения. Дело в том, что когда Мендель проводил свои исследования ещё не было известно ни о генах, ни о хромосомах .

Он и не подозревал насколько загадочные и не предсказуемые эти элементы клеток Итак, что же что мы будем изучать сегодня на уроке?... гены. хромосомы, наследственные признаки.

Запишите тему урока: «Хромосомная теория наследственности»(Слайд 1)

б) Сегодня нам предстоит :( запись в тетрадях Слайд 2):

1 Познакомиться с основными положениями хромосомной теории наследственности

2.Обосновать необходимость этих знаний в повседневной жизни.


3Актуализация опорных знаний:

Фронтальный опрос( основные понятия)

Что такое:

-генетика?

-наследственность?

- изменчивость?

- доминантный признак?( обозначение)

- рецессивный признак? ( обозначение)

- альтернативные признаки( приведите пример)

- фенотип?

- генотип?

- гомозиготная особь? (докажите)

- гетерозиготная особь?(докажите)

- почему свои исследования Г. Мендель проводил на горохе?

- первые две закономерности он обнаружил благодаря моногибридному скрещиванию, так что же такое моногибридное скрещивание?

- и так он скрестил …желтый и зелёный горошек и что получил в результате этого скрещивания?

- сформулируйте первый закон Менделя?

- далее он скрестил гибриды первого поколения и что получил…?

- сформулируйте второй закон Менделя?

- в чём суть третьего закона Менделя?


4.Изучение нового материала:

А) Вступительное слово преподавателя: Работа Г. Менделя отличалась большой глубиной и математической точностью. Однако она оставалась неизвестной почти 35 лет. И лишь только с открытием генов и хромосом интерес к генетике возрос.. Американский ученый Т.Морган решил повторить исследования Менделя, только для своих опытов он взял муху- дрозофилу(Слайд 3). И каково было его удивление. Что при анализирующем дигибридном скрещивании особей он получил совершенно не такой результат как Г.Мендель.

А теперь давайте вспомним, что получил при таком скрещивании Г.Мендель(Слайд 4)

Б) Решение генетической задачи ( анализирующее скрещивание по Г.Менделю)

В) Выявление сущности хромосомной теории наследования;

- Что такое ген? Это участок хромосомы несущий определённый признак.

- Сколько у особи, например у человека, хромосом?.. 23 пары

- А сколько признаков?.. много. Тогда возникает вопрос ….., а как именно расположены гены в хромосомах, ведь число признаков, а следовательно и генов, отвечающих за разные признаки больше, нежели самих хромосом?

Тогда Т. Морган и его ученики стали изучать хромосомы дрозофилы и расположение генов в хромосомах. И они выяснили следующее:

1. хромосомы бывают гомологичные, а бывают не гомологичные(Слайд5)

2.гены в хромосоме занимают определенный локус, имеют линейное расположение (Слайд 5)

3. гены находящиеся в одной хромосоме сцеплены между собой, образуя группы сце-пления(Слайд 5) Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе. Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе. Сколько групп сцепления будет? Правильно, 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.

Г) Решение задачи на сцепление при анализирующем скрещивании (Т.Морган)

Д) А теперь проанализируем исследованиям Т.Моргана и Г. Менделя с учётом того, что существуют группы сцепления. Дело в том , что у Менделя разные ге-ны(признаки) находились в разных хромосомах, а у Т. Моргана- 2 разных гена( признака) располагались сцеплено в одной хромосоме и тогда мы получаем разный результат

Вопрос: Так , когда справедлив закон Г.Менделя?

Ответ: Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

Вопрос: В чём суть хромосомной теории Т.Моргана?

Ответ: гены расположенные в одной хромосоме ,наследуются сцеплено(запись в тетрадь)

Физминутка:

Фенотип-внешность (кулаки разжимаем); генотип – внутри (кулаки сжимаем, раз-жимаем);

Доминантный признак – главный(встаём), рецессивный – нет (садимся)

Продолжение изучения новой темы:

Г).Генетическая карта (Слайд 17)

Д). Значение генетики ( Слайд 18,19)


5.Подведение итога урока (Слайд 21)

Шкала перевода баллов в оценку

5-6 б- «3»

7-8 б-«4»

9-10 б- «5»


6.Домашнее задание( Слайд 23) : Л1 параграф 26,27; Задача


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Хромосомная теория наследственности»

Автор: Сизова Людмила Михайловна

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока биологии на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "135070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848878"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства