Волкова Татьяна Викторовна,
учитель биологии,
специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»
Поурочный план
Класс ____11 ____
Тема урока: Приспособления живых организмов. 11 кл. (Флипчарт, страница 4).
Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса, продолжить подготовку к ЕНТ.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.
Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.
Оборудование: учебники, флипчарт.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная
Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступление на фоне страниц флипчарта 1-3 «Такие разные живые организмы».
- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.
Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность».
Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Изучение н/м:
Приспособленность – свойство живых организмов.
(Флипчарт, страница 4). (Флипчарт, страница 5)
Работа в парах: используя материал на стр. 52 учебника под редакцией Р.Сатибекова, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.
- Подведём итог поиска.
Так что такое приспособления (адаптация)?
(Флипчарт, страница 6)
Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях О.С.
Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.
Работа в группах по заданию: используя страницу 6 флипчарта, запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?
Адаптации у растений.
Работа в группах по заданиям.
Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления», формы приспособлений (адаптаций), давайте разберем, какими они бывают у растений.
( Идёт комментируемый просмотр страниц 7- 16 флипчарта «Хитрости растений».
Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.
Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений. Познакомимся с их маленькими хитростями.
Вопрос к странице № 7 флипчарта.
Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?
Вопрос к страницам № 8-9
А). А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников?
Б). Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?
Вопрос к странице № 10 флипчарта
- Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?
Вопрос к странице № 11 флипчарта
- Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?
Вопрос к странице № 12 флипчарта
- Приведите примеры защиты растений от поедания животными?
Вопрос к страницам № 13- 14 флипчарта
- Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.
Вопрос к странице № 15 флипчарта
- Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?
Вопрос к странице № 16 флипчарта
- Растение – паразит только этим отличается от других растений?
Вопрос к странице №17 флипчарта
– Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»?
Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.
Адаптация у животных.
Вопрос к странице №18 флипчарта
- Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)
Флипчарт, страница 18.
Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций (приспособлений) у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.
Комментируемый просмотр страниц 19- 28 флипчарта «Приспособления животных» учителем.
Подготовка к ЕНТ.
Значение адаптаций (приспособлений) (флипчарт, страница 29).
Перед страницей 29 флипчарта возврат к проблемному вопросу урока.
Работа в группах:
Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом? Подготовка к ЕНТ.
Формулируются версии, затем открывается флипчарт, страница № 29 .
Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.
Возможность оставить потомство.
Процветание и эволюционирование вида в целом.
Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.
Относительный характер приспособленности (флипчарт, страница № 30).
Работа в группах: самостоятельная работа по группам с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр. 58 по заданию: Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.
Относительный характер приспособленности
Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.
Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.
Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.
Флипчарт, страница № 31
Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.
Например:
Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.
IV. Закрепление: Флипчарт, страница № 32
А). Работа в группах:
1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)
2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)
Б). Работа со страницей 32 флипчарта.
V. Выводы урока (флипчарт, страница 34).
VI. Домашнее задание (флипчарт, страница 35).
параграф 15
творческое задание:
найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных
VII. Подведение итогов.
Вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представление о многообразии и значении приспособлений в природе.
Но вот что интересно, какое оно это представление?
Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?
(Выпускники должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе).
Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.
Оценивание учащихся на уроке.
Используемые источники:
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/090/614.htm
http://copypast.ru/2007/10/01/chudesa_kamufljazha_8_foto.html
http://www.floranimal.ru/pages/animal/z/186.html - Золотая черепаха
http://bufodo.apus.ru/index.html
http://fanera.se11.ru/fanera1/dvp-okraska.html
http://www.liveinternet.ru/users/5233907/rubric/4443550/
http://www.skazochki.narod.ru/zveri/zveri.html
http://www.zoopicture.ru/uzkorot-tomatnyj
Р. Сатибеков. Биология. 11 класс.- Алматы "Мектеп", 2007.
10.Заикиной Н.С., МОУ СОШ № 10, г. Красный Сулин - презентация.
11.Долгорукова С.В. учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия 2
г. Екатеринбурга. - презентация.