kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Приспособления живых организмов" (11 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект урока по биологии " Приспособленность живых организмов" для учащихся 11 класса. Приспособленность организмов - это совокупность особенностей поведения и физиологии, которые способны обеспечить определенному виду возможность жизни в определенных условиях обитания. В разработке на примерах животных и растений рассматривается как происходит этот природный процесс. На уроке происходит развитие у школьников умений самостоятельного поиска, отбора и систематизации учебного материала, работать в группах и в парах. Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы, делают предположения, вспоминают материал прошлых уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приспособления живых организмов. 11 кл.»

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план

Класс ____11 ____

Тема урока: Приспособления живых организмов. 11 кл. (Флипчарт, страница 4).

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса, продолжить подготовку к ЕНТ.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, флипчарт.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступление на фоне страниц флипчарта 1-3 «Такие разные живые организмы».

- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.

Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность».

Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.

  1. Изучение н/м:

  1. Приспособленность – свойство живых организмов.

(Флипчарт, страница 4). (Флипчарт, страница 5)

Работа в парах: используя материал на стр. 52 учебника под редакцией Р.Сатибекова, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

- Подведём итог поиска.

Так что такое приспособления (адаптация)?

(Флипчарт, страница 6)

Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях О.С.

  1. Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

Работа в группах по заданию: используя страницу 6 флипчарта, запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?

  1. Адаптации у растений.

Работа в группах по заданиям.

Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления», формы приспособлений (адаптаций), давайте разберем, какими они бывают у растений.

( Идёт комментируемый просмотр страниц 7- 16 флипчарта «Хитрости растений».

Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений. Познакомимся с их маленькими хитростями.

Вопрос к странице № 7 флипчарта.



Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?







Вопрос к страницам № 8-9

А). А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников?

Б). Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?


Вопрос к странице № 10 флипчарта

- Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?

Вопрос к странице № 11 флипчарта

- Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?

Вопрос к странице № 12 флипчарта

- Приведите примеры защиты растений от поедания животными?

Вопрос к страницам № 13- 14 флипчарта

- Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.

Вопрос к странице № 15 флипчарта

- Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?


Вопрос к странице № 16 флипчарта

- Растение – паразит только этим отличается от других растений?

Вопрос к странице №17 флипчарта

Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»?

Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.

  1. Адаптация у животных.

Вопрос к странице №18 флипчарта

- Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)

Флипчарт, страница 18.

Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций (приспособлений) у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

Комментируемый просмотр страниц 19- 28 флипчарта «Приспособления животных» учителем.

Подготовка к ЕНТ.







  1. Значение адаптаций (приспособлений) (флипчарт, страница 29).

Перед страницей 29 флипчарта возврат к проблемному вопросу урока.

Работа в группах:

Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом? Подготовка к ЕНТ.

Формулируются версии, затем открывается флипчарт, страница № 29 .

  • Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

  • Возможность оставить потомство.

  • Процветание и эволюционирование вида в целом.

  • Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

  1. Относительный характер приспособленности (флипчарт, страница № 30).

Работа в группах: самостоятельная работа по группам с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр. 58 по заданию: Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

Относительный характер приспособленности

  • Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

  • Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

Флипчарт, страница № 31

Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Например:

Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

IV. Закрепление: Флипчарт, страница № 32

А). Работа в группах:

1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

Б). Работа со страницей 32 флипчарта.

V. Выводы урока (флипчарт, страница 34).









VI. Домашнее задание (флипчарт, страница 35).

параграф 15

творческое задание:

найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

VII. Подведение итогов.

Вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представление о многообразии и значении приспособлений в природе.

Но вот что интересно, какое оно это представление?

Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?

(Выпускники должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе).

Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.

Оценивание учащихся на уроке.




Используемые источники:

  1. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/090/614.htm

  2. http://copypast.ru/2007/10/01/chudesa_kamufljazha_8_foto.html

  3. http://www.floranimal.ru/pages/animal/z/186.html - Золотая черепаха

  4. http://bufodo.apus.ru/index.html

  5. http://fanera.se11.ru/fanera1/dvp-okraska.html

  6. http://www.liveinternet.ru/users/5233907/rubric/4443550/

  7. http://www.skazochki.narod.ru/zveri/zveri.html

  8. http://www.zoopicture.ru/uzkorot-tomatnyj

  9. Р. Сатибеков. Биология. 11 класс.- Алматы "Мектеп", 2007.

10.Заикиной Н.С., МОУ СОШ № 10, г. Красный Сулин - презентация.

11.Долгорукова С.В. учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия 2

г. Екатеринбурга. - презентация.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
конспект урока "Приспособления живых организмов" (11 класс).

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Жизнь пресного водоёма". Технология ТОГИС."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-zhizn-priesnogho-vodoioma-tiekhnologhiia-togis-1"
    ["file_id"] => string(6) "253626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613420"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Тайга""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupotiemietaigha"
    ["file_id"] => string(6) "276815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452787560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства