Вызов | Актуализация – мотивация – интерес. У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала (актуализация – мотивация – интерес). | Определение целей и задач урока. Работа с рисунками учебника. - Ознакомьтесь с рисунками п. «Лишайники» и постарайтесь определить, о чем сегодня будем говорить на уроке. 2) Схема вопросов урока. Лишайники Когда? Что? Как? Где? Почему? - Используя начальные слова схемы, составьте вопросы нашего урока. 3) Озвучивание проблемного вопроса на доске: Лишайники широко распространены в природе. Их называют пионерами растительного мира. Насколько обосновано такое утверждение? |
Осмысление | Встреча с новой информацией. Ее систематизация. Происходит встреча с новой информацией, ее систематизация. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. | Формы лишайников (работа со схемой на доске) Лишайники листоватые Накипные Кустистые
- Постарайтесь определить, в чем различие между данными группами лишайников, сравнивая их названия. 2. Работа с рисунками 41-42 учебника. - Приведите примеры растений для каждой группы. 3. Работа в группах с гербариями лишайников. - Определите, к какой группе лишайников относятся те образцы, которые у вас имеются на столах. Строение лишайников(Работа с рис.43 учебника) - Из чего состоит тело лишайника? - Что может получать водоросль от грибницы? - А грибница от водоросли? - Как называется такое явление? Где мы с ним уже встречались? Особенности жизнедеятельности лишайников. Индивидуальная работа 2-х учащихся: - По предложенным текстам в течение 5 минут подготовить сообщение и представить классу. Сообщение1. Особенности лишайников Эти растения сказочно живучи! Они селятся на голом камне, на обледеневших северных скалах, на песках обожженной солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле и железе. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Лишайники – очень древние организмы. Они появились около 100 млн лет назад. Серебристо-голубоватое или оливково-коричневое слоевище пармелии можно увидеть на стволах осины. Разнообразна окраска и форма кладоний(олений мох): бокаловидная белая, с красными шариками по краям или кустистая серебристо-зеленоватая. Лишайники, как единый организм, размножаются кусочками слоевища. Время от времени на поверхности слоевища образуются особые выросты, содержащие нити гриба, и несколько клеточек водорослей. Обламываясь, они переносятся на новые места и дают начало слоевищам лишайника. Однако водоросли и грибы в составе лишайника способны размножаться самостоятельно: гриб – спорами, водоросли – делением клеток. Лишайники – самые медленнорастущие организмы нашей планеты. Северная кладония, например, вырастает в год не более, чем на 2 мм. А Альпийский лишайник умбиликария цилиндрическая за 200 лет вырастает всего на 1 мм. Сообщение 2. Природные индикаторы Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде лишайники не могут жить без кристально-чистого воздуха. Стоит только атмосфере быть чуть-чуть загрязненной, как лишайники гибнут все до единого. Этот исключительно выносливый организм служит лучшим «индикатором» чистоты воздуха. При высокой концентрации окислов серы лишайники погибают, возникают «лишайниковые пустыни». По мере удаления от источников выброса появляются более устойчивые к загрязнению накипные лишайники, ещё дальше в ним присоединяются другие виды лишайников. Следовательно, степень разнообразия лишайников позволяет судить об уровне загрязнения воздуха, а нанесенные на карту «лишайниковые зоны» наглядно показывают пространственные различия в загрязненности окружающей среды. Такие карты составлены для Нидерландов и Великобритании. Картированием лишайников занимаются и в Эстонии. Во время приготовления сообщений идет фронтальная работа с классом по рабочим листам. - Оцените факты о лишайниках в рубрике «Это интересно!», назовите те, о которых вы хотели бы узнать дополнительно. Это интересно! Это своеобразные растения, они переносят и 70-градусную жару, и 50-градусный холод. До сих пор я Японии считается одним из деликатесов листвой лишайник. Различают 15 тыс.видов лишайников. В районах умеренного климата они растут до 50 лет, а некоторые лишайники в Арктике могут доживать до 4 500 лет. Лишайники – медленно растущие организмы, за год их слоевище вырастает всего на 1-8 мм. Ещё древние египтяне использовали лишайники для медицинских целей. В сосновых борах растет исландский лишайник, известный как исландский мох. В нем содержится 44% крахмала и 3% сахара. В Швеции из него получают патоку, сахар и спирт. Дополнение учителя к ответам учащихся – рассказ о «Манне небесной» Выступление 2-х учащихся по обозначенным ранее темам. Вопросы классу: - Что больше всего удивило в этом рассказе? Заинтересовало? Значение лишайников. Оцените, хватает ли нам знаний, чтобы ответить на проблемный вопрос нашего урока?(Ответы учащихся) – Оцените свои ответы, поработав с текстом «Значение лишайников» на стр.70 учебника. - Что ещё можно добавить к уже прозвучавшим ответам?(Формулируется полный ответ на проблемный вопрос) |
Рефлексия | Стадия оценки и размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний | Метод недописанных предложений. Закончите предложения. А. По внешнему виду лишайники бывают_____________________________________ Б. Всей поверхностью тела лишайники впитывают______________________________ В. Они поселяются на ______________________________________________. Г. Тело лишайника состоит из__________________________________. Д. Размножаются лишайники____________________________________. 2. Тестовые задания. Выберите правильный ответ. Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны: а) на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба; б) на взаимовыгодном существовании: гриб «снабжает» водоросль водой и неорганическими солями, а водоросль «снабжает» гриб органическими веществами; в) на паразитизме, особенно сильном со стороны водоросли. С грибом, образующим лишайник, может существовать: а) одноклеточная водоросль любого вида; б) одноклеточная водоросль того или иного вида; в) одноклеточная или нитчатая водоросль того или иного вида. В слоевище лишайника водоросли находятся: а) на верхней стороне; б) на нижней стороне; в) в переплетениях гиф по всей толще или сосредоточены в одном слое толщи слоевища. 4) Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву: а) являются паразитами; б) не являются паразитами; в) являются паразитами в начале своего роста и развития. 3. Решение биологических задач. - Ознакомьтесь с тремя представленными задачами и выберите ту, на которую можете ответить на уроке(обсуждение задач) А. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Б. Растение поместили в стакан с водой, через 3 дня на стенках стакана появились одноклеточные водоросли, а остальная часть сгнила. Что это было за растение? В. Оказывается, лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? Г. Лишайники часто встречаются в природе, особенно их много в тундре, в северных лесах. Почему? 4. Рефлексия(закончить предложения) Сегодня на уроке мы смогли ответить на следующие вопросы….. Больше всего мне понравилось……. Я могу похвалить себя за…………… Самым трудным было…… Знания этого урока мне пригодятся в ……… д/з: п.12, вопросы, инд.зад., |