kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "открытия нового знания" по теме "Лишайники - комплексные симбиотические организмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "открытия нового знания" по теме "Лишайники - комплексные симбиотические организмы" (соотвествует ФГОС). Урок разработан в рамках интегрированного проета "Природа и мы" (интеграция биологии и литературы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "открытия нового знания" по теме "Лишайники - комплексные симбиотические организмы"»

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

(план-конспект урока «открытия» нового знания в 6 классе)

учитель биологии МОБУ СОШ №26 г.Якутска

Рыкова Татьяна Геннадьевна









Целевая установка: формирование представлений о лишайниках как организмах – симбионтах.

Задачи:

  • сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников

  • развивать умения работать с учебными текстами, гербариями, рисунками и таблицами.

  • выяснить значение лишайников в природе и жизни человека, воспитывать к ним бережное отношение

Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС):

Предметные: знать особенностей строения слоевища лишайников и разнообразие его форм. Уметь различать формы лишайников на рисунках, таблицах и приводить примеры. Выделять уникальные особенности строения лишайников как организмов-симбионтов. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: экологическое сознание, признание правил бережного отношения к природе, эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Навыки самооценки и самоконтроля.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.



Понятия: лишайники накипные, листоватые и кустистые; слоевище (таллом), симбиоз, лихенология.

Оборудование: рисунки лишайников, гербарий, схемы, таблицы, слайды презентации; учебник Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015 и рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас гости на уроке. Обернитесь, посмотрите, поздоровайтесь. Садитесь.

  1. Актуализация опорных знаний:

Учитель: у нас вами урок биологии. Давайте вспомним, что изучает биология? Какие группы образуют живые организмы? Как они называются? Какие царства живой природы существуют? А к какой группе следует отнести вот эти организмы (раздать чашки Петри с лишайниками), которые вы видите в чашках Петри? Это лишайники. Итак, героями нашего урока будут кто? И тема сегодняшнего урока «Лишайники».

Учитель: подумайте, что мы с вами должны узнать о лишайниках? (вопрос классу)

Формулируются задачи урока: узнать особенности строения, процессов жизнедеятельности, место произрастания в природе, значение лишайников.

  1. Проблемное объяснение нового знания (организация побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания и использование предметных действий с рисунками и учебным текстом).

  • Рисунок слоевища лишайника (слайд презентации)

Вопросы: Как называется тело лишайника? (слоевище). Чем оно образовано? (нитями гриба и клетками водорослей).

Вывод: 1. Тело лишайника – слоевище образовано нитями гриба и клетками зеленых водорослей (записывается в тетрадь).

  • Фотографии лишайников (слайды презентации), рисунки учебника 119-121 стр.204

Вывод 2. Форма слоевища лишайника может быть разной. В зависимости от формы лишайники бывают: накипными, листоватыми и кустистыми.

Вопрос: О чем нам говорят названия? А почему накипные? Найти ответ в тексте учебника (стр.204)

  • Сказка «Сказание о лишайнике» (литературный текст).

Было это давным-давно – 200 млн. лет назад – на заре эпохи динозавров.

Жил был гриб, одинокий такой и как всегда голодный. И решил он побродить по свету, голод утолить свой и заодно невесту себе подобрать. Долго он ходил, искал по свету ту единственную и неповторимую. И наконец, нашел девицу-красавицу – водоросль зеленую, себе под стать, да еще и одноклеточную.

Понравилась невеста грибному жениху, и стали они вместе жить- поживать, да добра наживать.

Водоросль зеленая - мастерицей была, рукодельницей - лепешки могла испечь крахмальные, сахара к чаю приготовить и киселя наварить.

Да и гриб домовитый был - хозяйственный. То воды принесет, то соли к столу достанет. Не житье, а прямо сказка!

И жили наши гриб и водоросль долго и счастливо, и родилось у них чудо природное - раньше никем невиданное. И росло оно не по дням, не по часам, а по годам и по столетиям - очень медленно! А назвали его родители лишайником. Хорошее имя дали богатырю природному. Мог он камни точить, горы голыми руками рушить и на скалы неприступные взбираться. А силу ему богатырскую и выдержку прекрасную гриб и водоросль придавали, от невзгод его оберегали.

Лишайник не падал духом, не унывал, даже если рядом не было ни капли живительной влаги. Стойко он пережидал засуху.

А уж если доведется ему воды испить, так и сил он наберется, и плечи богатырские расправит и дальше свой путь держит, новые земли осваивает.

Вот такой чудесный пример дружбы и любви в природе.

А человек этой дружбе название дал научное – заморское – симбиоз.

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!

Что в этой сказке ложь, а что, правда – судить вам, ребята! А я так думаю, что в этой сказке каждое слово – истинная правда!



Вопросы: 1. Какую функцию выполняет гриб в составе лишайника?

2. Какую функцию выполняют клетки водорослей?

3. Как называется взаимное существование грибов и водорослей?

4. Что еще вы узнали о жизни лишайника?



Вывод 3. В слоевище лишайника клетки водорослей создают органические вещества в процессе фотосинтеза.

Вывод 4. Нити грибницы снабжают водоросль водой и минеральными солями, и защищают от высыхания.

Вывод 5. Лишайники неприхотливы и выносливы и могут выживать в самых суровых условиях.

  • Отрывок из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений»

Выступит ли из волн океана утёс, оторвется ли
Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный
Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под
Землей, везде на голой бесплодной поверхности
Первым появляется лишайник, разлагая горную породу
Превращая её в плодоносную почву. Он забирается
Далее всех растений на север, выше всех в горы
Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;
Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли
И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Вопрос: О чем это стихотворение?

Вывод: Лишайники могут поселятся на голых скалах и отмирая, образуют слой почвы. Поэтому, лишайники называют «пионерами растительности» (текст учебника стр.205).

Вопрос: Каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека?

  • Задание: на основе текста учебника и дополнительного материала (приложение 1) и презентации, ответить на вопрос и записать выводы в тетради (на выполнение задания учащимся дается около 5 минут, после чего учитель берет на проверку 2-3 тетради учащихся, а 2-3 ученика отвечают устно. Класс дополняет и исправляет их ответы. Потом свои дополнения вносит учитель).

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.

  • Участвуют в первичном почвообразовании.

  • Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.

  • Являются важным элементом наземных природных сообществ.

  • Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

  • Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

  • Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).

  • Некоторые виды используются в пищу человеком.

  • Являются сырьём для химической промышленности (производство лакмуса).

  • Служат для получения различных природных красителей.

  • Используют в медицине.

  • Используют в парфюмерной промышленности.

  • Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

  • Фотография «Олени в тундре».
















Лишайники – основной корм оленей в тундре, т.к. именно лишайники являются основным видом растительности. Известно, что тундра – очень хрупкая экосистема и её легко разрушить. Подумайте ….

Вопросы:

1. Как вредит экосистеме тундры тяжелая техника?

2. Как сказывается выпас домашних оленей на одних и тех же территориях?

3. Почему на восстановление экосистемы тундры требуется такое большое время (до 30-50 лет и более)?

Обсуждение, поставленных вопросов.

4. Подведение итогов урока (определение систематического положения лишайников)

5. Домашнее задание: П.54, уметь отвечать на вопросы, выполнить задание «Подумайте!» стр.206 и задания 1-4 в рабочей тетради стр.76-77.

Приложение 1

Сказка «Сказание о лишайнике»

Было это давным-давно – 200 млн. лет назад – на заре эпохи динозавров.

Жил был гриб, одинокий такой и как всегда голодный. И решил он побродить по свету, голод утолить свой и заодно невесту себе подобрать. Долго он ходил, искал по свету ту единственную и неповторимую. И наконец, нашел девицу-красавицу – водоросль зеленую, себе под стать, да еще и одноклеточную.

Понравилась невеста грибному жениху, и стали они вместе жить- поживать, да добра наживать.8

Водоросль зеленая - мастерицей была, рукодельницей - лепешки могла испечь крахмальные, сахара к чаю приготовить и киселя наварить.

Да и гриб домовитый был - хозяйственный. То воды принесет, то соли к столу достанет. Не житье, а прямо сказка!

И жили наши гриб и водоросль долго и счастливо, и родилось у них чудо природное - раньше никем невиданное. И росло оно не по дням, не по часам, а по годам и по столетиям - очень медленно! А назвали его родители лишайником. Хорошее имя дали богатырю природному. Мог он камни точить, горы голыми руками рушить и на скалы неприступные взбираться. А силу ему богатырскую и выдержку прекрасную гриб и водоросль придавали, от невзгод его оберегали.

Лишайник не падал духом, не унывал, даже если рядом не было ни капли живительной влаги. Стойко он пережидал засуху.

А уж если доведется ему воды испить, так и сил он наберется, и плечи богатырские расправит и дальше свой путь держит, новые земли осваивает.

Вот такой чудесный пример дружбы и любви в природе.

А человек этой дружбе название дал научное – заморское – симбиоз.

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!

Что в этой сказке ложь, а что, правда – судить вам, ребята! А я так думаю, что в этой сказке каждое слово – истинная правда!



































Приложение 2

Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники играют большую роль в природе, служат основным кормом для северных оленей, участвуют в почвообразовании. Особенно велика роль лишайников в тундровых, лесотундровых и лесных сообществах, где они составляют заметную часть растительного покрова. Кроме того с лишайниками связана большая группа животных. Это не только крупные позвоночные животные, поедающие лишайники, но и огромное количество самых разных беспозвоночных. В лишайниковых зарослях обитают клещи, гусеницы, ногохвостки, листоеды, пауки, клопы, жужелицы и др. Всего было зарегистрировано около 300-400 видов беспозвоночных животных, жизнь которых связана с лишайниками. Одни животные используют лишайники как убежище, другие питаются их слоевищами и продуктами разрушения. Обламывая веточки слоевищ, животные способствуют вегетативному размножению лишайников.

По химическому составу лишайников можно определить степень загрязнения атмосферы. При сильном загрязнении воздуха лишайники погибают: сначала вымирают кустистые, затем листоватые и последними менее чувствительные к загрязнению накипные лишайники. У хвойных отдельные виды лишайников могут вызвать пожелтение и отмирание хвои. В то же время некоторые из них защищают деревья от вредных микроорганизмов. Это связано с содержанием в них специфических кислот, которые обладают антимикробным действием. Поэтому такие лишайники используются человеком для получения антибиотиков. Также из лишайников получают краски, дубильные вещества, лакмус.

Среди лишайников нет видов, ядовитых для человека. Их применяют в парфюмерной промышленности для закрепления запаха духов и туалетного мыла. В Скандинавских странах их используют для окраски шерсти. Многие лишайники чувствительны к загрязнению воздуха, что позволяет их использовать в качестве показателя состояния окружающей среды. Около 25 видов лишайников занесены в Красную книгу.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыкова Татьяна Геннадьевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства