Тема урока: Внешнее и внутреннее строение лишайников.
Цель: познакомить учащихся с внешним и внутренним строением лишайников.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления учащихся о многообразии живых организмов, формах их взаимодействий, познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.
Развивающие:
продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами и выполнения рисунков биологических объектов; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувства бережного отношения к природе.
Оборудование: таблицы, рисунки из дополнительной литературы, гербарий лишайников, видеофильм.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. . Актуализация опорных знаний.
А). Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика грибов и бактерий».
Б). Устно:
1. В чем заключается пастеризация и стерилизация как меры борьбы с бактериями? Где их применяют?
2. Можно ли по следующим характеристикам однозначно определить, о какой группе организмов (в пределах царства) идет речь? «Одноклеточные организмы, гетеротрофы. Обеспечивают процесс брожения, в результате которого получают многие продукты питания». Если нельзя это сделать, то какая информация позволит это сделать?
3. В чем проявляется примитивность строения бактериальной клетки? Какие адаптивные преимущества это дает?
4. Обоснуйте выделение бактерий и грибов из царства растений в отдельные царства.
III. Изучение нового материала.
А). Введение в тему.
Толпы людей брели по пустыне, рассказывает древняя библейская легенда, по колено утопая в сыпучем песке. Много дней прошло с тех пор, как покинули они Египет, а кругом по – прежнему была пустыня, и есть было нечего. Однажды утром, когда солнце опять стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И все заметили, как по песку, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна! Манна! С неба падает манна!»
Как вы думаете, какое отношение эта легенда имеет к нашему уроку?
Б). Постановка познавательной задачи.
Лишайники являются уникальным творением природы.
Определите, почему лишайники могут существовать там, где не встречаются ни водоросли, ни грибы? Лишайник – группа организмов или самостоятельный организм со всеми необходимыми для существования признаками?
В). Решение познавательной задачи.
1. Беседа. Учащиеся делятся имеющейся у них информацией о лишайниках.
Лихенология – наука, изучающая лишайники.
Как вы думаете, какие преимущества дает такой образ жизни грибам и их симбионтам?
2. Строение лишайника.
Прокомментируйте факт: в Антарктиде обитает более 350 видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений.
3. Работа с гербарием лишайников по заданию:
а). Используя учебник, выделите из гербария кустистые, листовые и накипные лишайники. Чем они отличаются?
б). Оленеводы, проживающие на севере Финляндии и Скандинавии, пострадали от последствий Чернобыльской аварии. Объясните, каким образом это могло произойти?
Г). Характеристика основных групп лишайников.
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 38 – 40 под редакцией К. Кайыма.
Работа по группам по заданиям:
1 группа – накипные лишайники
2 группа – листоватые лишайники
3 группа - кустистые лишайники.
Д). Значение лишайников в природе и сельском хозяйстве.
Демонстрация видеофрагмента.
IV. Закрепление:
1. Чем образовано слоевище лишайника?
2. Какую роль играют в лишайнике гриб и водоросль?
3. Почему передвижение тяжелого транспорта по тундре наносит большой вред природе?
V. Д/З: параграф 12
Творческое задание: подготовить материал о «манне небесной».