Конспект урока по природоведению в 5 классе по теме "Ветер"
Цель: Сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”, представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров.
Тип урока: урок-практикум, комбинированный
Задачи:
сформировать представление учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
учить связывать научные представления с реальной жизнью,
научить приему построения особого типа графика – розы ветров.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового; беседа, практическая работа
Практическая работа. Составление схемы образования дневного и ночного бриза.
Предполагаемые результаты урока: Знания о ветре, о причинах его возникновения, об образовании бризов, муссонов, о том какими приборами определяют силу ветра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по природоведению в 5 классе »
План-конспект урока по природоведению в 5 классе по теме «Ветер»
Цель: Сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”, представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров.
Тип урока: урок-практикум, комбинированный
Задачи:
сформировать представление учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения, о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
учить связывать научные представления с реальной жизнью,
научить приему построения особого типа графика – розы ветров.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового; беседа, практическая работа
Практическая работа. Составление схемы образования дневного и ночного бриза.
Предполагаемые результаты урока: Знания о ветре, о причинах его возникновения, об образовании бризов, муссонов, о том какими приборами определяют силу ветра.
I. Организация учащихся. Ответьте на вопросы:
Какую оболочку вы сейчас изучаете?
Что такое атмосфера? (воздушная оболочка)
Каковы свойства воздуха?
От чего зависит температура воздуха? (от нагревания поверхности земли Солнцем)
Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? (Разница в температуре воздуха.)
II. Объяснение нового материала.
- А теперь, послушайте меня, пожалуйста!
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? (757 мм.рт.ст.)
Вопрос. Где воздух испытывал большее давление? (внизу у основания трубы)
Вопрос. А на верхнем конце трубы какое давление? (меньшее)
Вопрос. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше. (воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.)
Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху? (ветер)
Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер. Причины его образования” Вашей задачей является: выявить причины образования ветра на Земле.
Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер? (Разница в атмосферном давлении). Дети записывают в тетрадь определение.
Вопрос. Теперь вам понятно, почему заводские, фабричные трубы, трубы на котельных делают очень высокими? (Да! Нужна хорошая тяга! Она возникает из-за разницы в атмосферном давлении у земной поверхности и на большой высоте. Ветер будет выносить вредные загрязняющие вещества и разносить их высоко, не загрязнять воздух у земной поверхности в городе – экологическая проблема.)
Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (ветер - поток воздуха в горизонтальном направлении)
Вопрос. Ребята, а над земной поверхностью тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер? (Да)
Вопрос. А почему? (Тоже существует разница в атмосферном давлении)
Вопрос. А почему? (По-разному нагревается воздух: где-то более холодный, где-то более теплый, по разному давит на поверхность)
Вопрос. А почему воздух различный по температуре? (По-разному нагревается поверхность)
Вопрос. А почему? (Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца)
Вопрос. А почему различная высота Солнца? (Из-за шарообразности Земли.)
Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Различное атмосферное давление
Различная температура воздуха
Различное нагревание поверхности
Различный угол падения солнечных лучей
Различная высота Солнца
Ветер
Шарообразность Земли
- От чего зависит сила ветра? (Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.)
- При помощи каких приборов определяется направление и сила ветра? (С помощью флюгера и анемометра.)
III. Закрепление пройденного материала:
А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать. Групповая работа.
Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете: определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.
Алгоритм для I группы.
Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.
Алгоритм для II группы.
Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
III группа. А у вас задание сложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.
Алгоритм для III группы.
Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
- Время закончилось. Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС.
IV. Значение ветра:
Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
Вырабатывает электроэнергию
Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
Помогал мореплавателям
Переносит семена растений и споры грибов
V. Домашнее задание: сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра (ребятам дается опережающее индивидуальное задание).
Виды ветров
Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
Местные ветры:
Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.
Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.
Сирокко — итальянское название сильного южного или юго-западного ветра, зарождающегося в Сахаре.