Конспект урока природоведения в 1 классе "Планета заболела"
Конспект урока природоведения в 1 классе "Планета заболела"
Данный конспект урока может использоваться учителями начальных классов и студентами педагогических ВУЗов для подготовки к уроку, а так же при подготовке внеклассного мероприятия по теме "Экологические проблемы". Дети под руководством учителя самостоятельно приходят к выводам о бережном отношении к природе, её охране. Тем самым, играя, учащиеся задумываются о глобальных и далеко не детских проблемах, ищут пути их решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения в 1 классе "Планета заболела" »
Тема. Планета заболела.
Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы.Формированить представления о Земле как об общечеловеческом доме. Показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе. Формировать экологическую культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, Красная книга.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Вступительное слово учителя.
(Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя.)
Ах, как часто , глядя в поднебесье ,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же , ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться .
-Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. И, все-таки, приятно осознавать, что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »?
(Учитель читает стихи, держа в руках глобус.)
Самая прекрасная , родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети .
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
2. Звучит голос Земли:
-Мне радостно слышать вас и обидно.
-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
-Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя.У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )
-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?
III. Работа потеме.
1. Сообщение темы и целей урока.
-С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.
Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ».
-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?
2.Работа детей в группах.
- А что угрожает нашей планете Земля ?
-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?
Задания для групп.
1.Ботаники расскажут: что угрожает «легким нашей планеты» - растениям.
2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.
(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды »)
Признаки грозной беды.
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.
-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Видно, люди забыли одну из мудростей, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. За тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?
методические материалы бесплатно
-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»
-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.
Интересно , а как вы приводите себя в порядок ?
-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (под музыку)
3. Охрана природы.
-Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете?
-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?
-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ?
5. Вывод.
Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что :
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)
-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.
-Что такое конвенция ?
6. Работа с информационными листами по группам.
-Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :
1.Соглашение о сохранении белых медведей.
2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.
3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.
4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны.
5.Международная конвенция об охране птиц.
6.Конвенция по борьбе с опустыниванием.
(отчет групп)
7. Создание своей организации по защите окружающей среды.
-Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. Придумайте название, эмблему, девиз.
( Учитель может предложить свой вариант : Название : «Маленькие принцы Земли »Эмблема с изображением Маленького принца. Девиз: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».)
8. Чтение стихотворения.
Здравствуй, планета !
Здравствуй, Земля !
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Мы Маленькие принцы
Планеты Земля !
IV. Итог урока.
(Плакат с изображением улыбающейся планеты)
-Ребята, почему наша планета улыбается ?
(Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.)
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним !
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
(После урока проводится выставка плакатов, созданных учащимися.)