5 мин | Психологический настрой. Стадия вызова. | Подготовить к активному восприятию и осознанию нового материала Побудить интерес к новым знаниям | Проводит психологический настрой. Добрый день, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке, который поможет вам расширить ваши познания о жизни на нашей планете Земля.
1. Читает рассказ: С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это мифолоческое существо всегда интриговало человека. «Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы существ, представляющих такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери? Биологу на первый взгляд, такой вопрос должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе» В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?
Ребята, речь сегодня пойдет на уроке об этих удивительных чудесах природы – о лишайниках. Как вы думаете, какую цель мы должны с вами поставить и выполнить сегодня на уроке? | Поворачиваются друг к другу, желают успехов и улыбнувшись приступаем к уроку.
Предполагаемый ответ. Сфинкс - «человеколев», лишайник - возможно состоит из двух организмов - «грибоводоросль». Ребята отвечают, что должны рассмотреть строение и процессы жизнедеятельности лишайников, значение его в природе и жизни человека. |
20 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации по теме. Развитие коммукативных навыков (умение выступать перед аудиторией) и основных мыслительные действий: умение описывать, сравнивать, анализировать, приводить примеры | 2.Учитель читает рассказ: «Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни».
Благодаря чему лишайник может проживать в таких местах? Как он может в таких условиях питаться? Как он может в таких условиях развиваться?
Организует работу по осмыслению содержания новой темы по новой информации
3. Учитель организовывает групповую работу: распределяет роли внутри группы, знакомит с правилами работы в группе и критериями оценки. 1. Роли в группе Рулевой. Направляет работу группы, следит за тем, чтобы группа следовала инструкции, не отходила от темы урока Регистратор. Записывает результаты работы. Хронометрист. Следит за временем. Контролер. Осуществляет проверку того, все ли члены группы поняли материал. Докладчик. Докладывает результаты работы группы всему классу. Оформитель. Оформляет материал наглядно. 2. Правила поведения в группе Не знаешь – узнавай. Не согласен – убеждай. В группе другим не мешай. И сам равнодушно не восседай. Критерии оценки работы группы. 3) Учитель предлагает учащимся выполнить работу по алгоритму 1. Прочитайте § 15, стр 44 2. Обсудите прочитанное. 3. Ответить на поставленный вопрос 4. Дополните опорную схему необходимой информацией. 5. Презентуйте выполненную работу.
5. Учитель рассказывает о классификации лишайников Демонстрирует схему и примеры лишайников на слайдах. |
На эти вопросы вы сможете ответить, поработав в паре по тексту учебника стр 44
Работа в группах. Прочитайте § 15 1 вариант. 1. Обсудите прочитанное. 2. Каково строение лишайника? 3. Дополните опорную схему необходимой информацией. 4. Презентуйте выполненную работу.
Внутреннее строение лишайников: тело лишайник (таллом) состоит из переплетающихся грибных нитей и одноклеточных зеленых водорослей. К почве прикрепляются гифами грибов. 2 вариант. 1. Обсудите прочитанное. 2. Каково питание лишайника? 3. Дополните опорную схему необходимой информацией. 4. Презентуйте выполненную работу. Предполагаемый ответ Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью. Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества Одним из важнейших факторов выживания лишайников является, по- видимому, их способность очень быстро высыхать.. Фотосинтез прекращается, и организм погружается в глубокий анабиоз (временное прекращение жизни). Лишайники, даже высохнув до того, что его можно растереть в порошок, оживают после первого дождя. Смачиваясь дождём, лишайники поглощают воду, как губка – в количестве в 3-35 раз больше собственной массы 3 вариант. 1. Обсудите прочитанное. 2. Каково размножение лишайника? 3. Дополните опорную схему необходимой информацией. 4. Презентуйте выполненную работу.
Предполагаемый ответ Размножение лишайников Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба; просто отламывающимися кусочками слоевища; особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой; гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно. Учащиеся работают в группах. Оформляют ответы на листах в виде схем. По завершению каждая группа проводит презентацию своей работы. Схемы вывешиваются на доску. Ученики зарисовывают схему, приводят примеры лишайников и выделяют отличительные особенности каждой группы лишайников. Таллом накипных лишайников представляет собой корочку, очень прочно срастающуюся с субстратом — корой деревьев, обнаженной древесиной, поверхностью скал и камней. Листоватые лишайники имеют вид чешуек или довольно крупных пластинок. Их таллом прикрепляется к субстрату обычно на большей своей части с помощью пучков грибных нитей У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, часто ветвящихся стволиков. |
2 мин | физминутка | Снятие физического и умственного напряжения. | Все грибы сели на поляне. Пошел дождик. Выросли грибы. Посмотрели, не идет ли грибник. Увидели грибника, спрятались грибы. Ушел грибник. Снова выросли грибы. Обрадовались, улыбнулись друг другу. А мы с вами продолжаем работать. | Учащиеся проговаривают слова физминутки, сопровождая их движениями рук, ног, головы, туловища. |
10 мин |
| | Проверочное задание «Что я теперь знаю о лишайниках» (Ответы «да», «нет») 1.Кустистые лишайники имеют стебли и корни. 2.Лишайники чувствительны к недостатку влаги 3.Некоторые лишайники употребляют в пищу 4.Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами 5.Лишайников много в крупных городах 6.Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль 7.Лишайник - низшее растение 8.Листоватые лишайники имеют листья Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Лишайник»
| Учащиеся отвечают (Ответы «да», «нет») Взаимопроверка по ключу 1-нет, 2- да, 3 –да, 4-нет, 5- нет,6 – нет,7 – нет, 8-нет Оценка 0– «5» 1-2- «4» 3-4-«3» 4-и более «2»
Учащиеся составляют синквейн Предполагаемый ответ Слово, отражающее ключевое понятие (Лишайники) Два ключевых прилагательных (Разнообразные, долгоживущие) Три ключевых глагола (растут, лечат, едят) Ключевое предложение (Лишайник – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли) Резюме одно слово, выражающее чувства, ассоциации, связанные с ключевым понятием (Сфинкс) |