kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии тема "Лишайники" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока "Лишайники". Учащиеся определяют особенности  строения лишайника  как симбиотического организма; изучают  многообразие лишайников.  Развиваем навыки работы в группе, способствуем  формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по биологии тема "Лишайники" 6 класс »

Учитель: Сидорова Елена Валерьевна

Предмет: биология

СОШ №18 город Павлодар

Тема урока: Лишайники.

Цель (обучения): Формирование нового понятия «симбиотический организм»

Цель (личностного развития): Обеспечение условий для развития умений и навыков работы с источником учебной информации, выделять главное в теории, составлять опорные схемы через активные формы обучения

Ожидаемые результаты:

А. Ученик знает понятие "автотрофы", и "симбиоз" приводит примеры, работает с текстом

В. Ученик применяет ранее изученную информацию; учится находить нужную информацию, умеет сравнивать различные виды лишайников, рассуждает о значимости лишайников.

С. Ученик сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог, сотрудничает в группе и проводит саморефлексию деятельности.


Время

Этапы

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

5 мин












Психологи­ческий настрой.








Стадия вы­зова.



Подгото­вить к активному воспри­ятию и осознанию

нового материала



Побудить интерес к новым знаниям

Проводит психологический настрой.

Добрый день, ребята. Я рада вас всех видеть на уроке, который поможет вам расширить ваши познания о жизни на нашей планете Земля.




1. Читает рассказ: С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это мифолоческое существо всегда интриговало человека. «Не может ли реальная действительность порой оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы  существ, представляющих такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы мифологические полугады,  полуптицы, полулюди, полузвери? Биологу на первый взгляд, такой вопрос  должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе»

В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».

Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?



Ребята, речь сегодня пойдет на уроке об этих удивительных чудесах природы – о лишайниках. Как вы думаете, какую цель мы должны с вами поставить и выполнить сегодня на уроке? 




Поворачиваются друг к другу, желают успехов и улыбнувшись приступаем к уроку.





























Предполагаемый ответ. Сфинкс - «человеколев», лишайник - возможно состоит из двух организмов - «грибоводоросль».


Ребята отвечают, что должны рассмотреть строение и процессы жизнедеятельности лишайников, значение его в природе и жизни человека.

20

мин


Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.















Развитие коммукативных навыков (умение выступать перед аудиторией) и основных мыслительные действий: умение описывать, сравнивать, анализировать, приводить примеры


2.Учитель читает рассказ: «Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни».

Благодаря чему лишайник может проживать в таких местах?

Как он может в таких условиях питаться?
Как он может в таких условиях развиваться?




Организует работу по осмыслению содержания новой темы по новой информации




3. Учитель организовывает групповую работу: распределяет роли внутри группы, знакомит с правилами работы в группе и критериями оценки.

1. Роли в группе

  • Рулевой. Направляет работу группы, следит за тем, чтобы группа следовала инструкции, не отходила от темы урока

  • Регистратор. Записывает результаты работы.

  • Хронометрист. Следит за временем.

  • Контролер. Осуществляет проверку того, все ли члены группы поняли материал.

  • Докладчик. Докладывает результаты работы группы всему классу.

  • Оформитель. Оформляет материал наглядно.

2. Правила поведения в группе

Не знаешь – узнавай.
Не согласен – убеждай.
В группе другим не мешай.
И сам равнодушно не восседай.


Критерии оценки работы группы.

  • Правильность и полнота ответа

  • Устная защита

  • Оформление

  • Сжатость информации (применение схем, таблиц)

3) Учитель предлагает учащимся выполнить работу по алгоритму


1. Прочитайте § 15, стр 44

2. Обсудите прочитанное.

3. Ответить на поставленный вопрос
4. Дополните опорную схему необходимой информацией.
5. Презентуйте выполненную работу.



















































5. Учитель рассказывает о классификации лишайников

Демонстрирует схему и примеры лишайников на слайдах.

























На эти вопросы вы сможете ответить, поработав в паре по тексту учебника стр 44

Работа в группах.
Прочитайте § 15


1 вариант.

1. Обсудите прочитанное.

2. Каково строение лишайника? 
3. Дополните опорную схему необходимой информацией.
4. Презентуйте выполненную работу.










Внутреннее строение лишайников: тело лишайник (таллом) состоит из переплетающихся грибных нитей и одноклеточных зеленых водорослей. К почве прикрепляются гифами грибов.


2 вариант.

1. Обсудите прочитанное.

2. Каково питание лишайника? 
3. Дополните опорную схему необходимой информацией.
4. Презентуйте выполненную работу.
Предполагаемый ответ

Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью.

Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества

Одним из важнейших факторов выживания лишайников является, по- видимому, их способность очень быстро высыхать.. Фотосинтез прекращается, и организм погружается в глубокий анабиоз (временное прекращение жизни). Лишайники, даже высохнув до того, что его можно растереть в порошок, оживают после первого дождя. Смачиваясь дождём, лишайники поглощают воду, как губка – в количестве в 3-35 раз больше собственной массы



3 вариант.

1. Обсудите прочитанное.

2. Каково размножение лишайника? 
3. Дополните опорную схему необходимой информацией.
4. Презентуйте выполненную работу.



Предполагаемый ответ
Размножение лишайников

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения:

  • мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

  • просто отламывающимися кусочками слоевища;

  • особые выросты содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

  • гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения – спорами и вегетативно.












Учащиеся работают в группах. Оформляют ответы на листах в виде схем.

По завершению каждая группа проводит презентацию своей работы. Схемы вывешиваются на доску.




Ученики зарисовывают схему, приводят примеры лишайников и выделяют отличительные особенности каждой группы лишайников.










Таллом накипных лишайников представляет собой корочку, очень прочно срастающуюся с субстратом — корой деревьев, обнаженной древесиной, поверхностью скал и камней.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или довольно крупных пластинок. Их таллом прикрепляется к субстрату обычно на большей своей части с помощью пучков грибных нитей

У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, часто ветвящихся стволиков.


2 мин

физминутка

Снятие физического и умственного напряжения.

Все грибы сели на поляне.

Пошел дождик.

Выросли грибы.

Посмотрели, не идет ли грибник.

Увидели грибника, спрятались грибы.

Ушел грибник.

Снова выросли грибы.

Обрадовались, улыбнулись друг другу.

А мы с вами продолжаем работать.


Учащиеся проговаривают слова физминутки, сопровождая их движениями рук, ног, головы, туловища.

5 мин



Учитель организовывает работу с учебником (стр.44 ):

- заполните таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсудите в парах.



Значение лишайников

в природе

в жизни человека

1.

2.

3.


1.

2.

3.

4.

5.



Закрепление изученного материала.



Учащиеся заполняют таблицу, обсуждают выполнение задания в парах.

Самопроверка по образцу (Проверь себя).

Значение лишайников

в природе

в жизни человека

  1. Разрушают горные породы.

  2. Образуют почву.

  3. Служат пищей животным.




  1. Корм для оленей.

  2. Употребляют в пищу.

  3. Получают краску и лакмус.

  4. Используют в медицине и в

парфюмерной промышленности.

  1. Определяют степень загрязнения

Окружающей среды.


10

мин




Проверочное задание «Что я теперь знаю о лишайниках» (Ответы «да», «нет»)

1.Кустистые лишайники имеют стебли и корни. 2.Лишайники чувствительны к недостатку влаги 3.Некоторые лишайники употребляют в пищу 4.Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами 5.Лишайников  много в крупных городах 6.Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль 7.Лишайник - низшее растение 8.Листоватые лишайники имеют листья

Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Лишайник»




Учащиеся отвечают (Ответы «да», «нет») Взаимопроверка по ключу

1-нет, 2- да, 3 –да, 4-нет, 5- нет,6 – нет,7 – нет, 8-нет


Оценка

0– «5»

1-2- «4»

3-4-«3»

4-и более «2»









Учащиеся составляют синквейн

Предполагаемый ответ

Слово, отражающее ключевое понятие (Лишайники)
Два ключевых прилагательных (Разнообразные, долгоживущие)
Три ключевых глагола (растут, лечат, едят)
Ключевое предложение (Лишайник – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли)
Резюме одно слово, выражающее чувства, ассоциации, связанные с ключевым понятием (Сфинкс)


5 мин

Рефлексия













Подведение итогов.

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...

Выставление оценок

Учащиеся пишут окончание предложения

2 мин

Домашнее задание


S15 , ответить на вопросы в начале и в конце S 15

Творческое задание:

придумать стихотворение о лишайниках.

подготовить презентацию об использовании лишайников человеком









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по биологии тема "Лишайники" 6 класс

Автор: Сидорова Елена Валерьевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "109712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404931984"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_biologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994805"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства