Конспект урока по биологии: "Плесневые грибы и дрожжи"
Конспект урока по биологии: "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок разработан по УМК под редакцией В.В. Пасечник. Урок системно-деятельностного подхода. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, планируют, что понадобится для достижения цели, выполняют самостоятельно задания, особое внимание уделяется умению оценивать свою рабуту и работу товорищей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии: "Плесневые грибы и дрожжи" »
Наумова Татьяна Николаевна
учитель биологии
БОУ «СОШ №4»
Калачинского муниципального района
Омской области
Тема: Плесневые грибы и дрожжи.
Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу;
Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,
самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.
Приемы деятельности учителя:
работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Оборудование:рисунки шляпочных и плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.
Этап
Содержание
Деятельность обучающихся
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
Орг. момент
Проверка д/з
III. Целепологание и актуали-зация знаний.
1.Рапортичка
2. Приветствие
3. Проверка готовности к уроку
(ТРУД-тетрадь, ручка, учебник, дневник)
Сегодня у нас гости на уроке надеюсь на вашу активную работу.
Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Для оценивания будите использовать конвертик, в котором лежат критерии и шкала оценок для каждого задания. Для упражнения №2 и №3 и оценки д/з белая карточка оценивания, для оценивания л/р зеленые карточки, на которых так же указаны критерии и шкала оценивания работы. Розовые карточки для оценивания итоговой работы в конце урока.
- Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)
Предлагаю проверить ваши знания в виде игры
«Светофор»
Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
Грибы размножаются семенами (нет)
У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)
Шляпочные грибы все съедобны (нет)
Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да)
Показ видеофильма. (фрагмент 2 мин.)
Перед просмотром
-Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога".Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. Все это – о ПЛЕСЕНИ.
И так
– Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Сообщает тему урока. (запишите тему урока в марш. лист)
Давайте вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»
Знаю
Не знаю
Строение шляпочных грибов
Общую характеристику грибов
Особенности строения плесневых грибов и дрожжей
Роль плесневых грибов и дрожжей в природе
Каким способом мы достигнем своей цели? (учебник и тд)
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей
Отвечают на вопросы д/з
Обсуждение вопроса урока Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Предполагают свои идеи
Записывают тему урока в тетрадь.
ЛичностныеУУД:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
IV. Совмест-ное открытие знаний.
1. – Вспомни, при каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)
2. Для того, что бы выполнить задание №1 (учащийся читает задание) мы послушаем сообщение
Сообщения учащихся «Среда обитания грибов» (2 минуты)
3. Работа в парах задание № 2 и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу
Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. (5 мин)
Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора?
Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Головки мукора содержат споры. Эти головки называют спорангиями.
Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей,разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек.
Какие грибы человек использует при выпечки хлеба? (дрожжи). Это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки, имеющую форму шарика, ядро, цитоплазма.
А каким же способом размножаются дрожжи? Стр 79 уче
5.Работа в парах задание № 2 и последующая проверка по эталону; взаимопроверка. (2 мин)
Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:
А. Их используют в хлебопечении, виноделии
Б. Их тело многоклеточное
В) Это микроскопические грибы
Г) Имеют форму шарика
Д) Размножаются половым способом
Е) Размножаются почкованием
Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Регулятивные УУД
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Физкультминутка
Ежик по лесу шел, шел
И грибок нашел
Наклонился поднял, положил в кузовок
Наклонился поднял, положил в кузовок
Устал, сел, вздохнул и снова работать стал
Учащиеся выполняют предложенные действия.
V. Самосто-ятельное примене-ние знаний.
Лабораторная работа №6
Особенности строения мукора и дрожжей
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться делать выводы.
Ход работы:
Рассмотри плесень под лупой
Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.
Микроскоп, микропрепа-рат «Мукор». дрожжи.
Регулятивные УУД
Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
IV. Итог урока.
Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске (слайде) найденного ответа вопрос урока (выводы урока).
- Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела
- Мукор и пеницилл имеют грибницу
- Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием
- Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты
- Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда
- По изученным нами темам какие грибы мы теперь знаем?
Оцените себя в маршрутных листах
Оцените себя по пятибалльной шкале, поставив знак + или -
Общеучебные умения
0
1
2
3
4
5
Общий балл
Отвечал(ла) на вопросы д/з
Выполнил (ла) задание №2 на
Выполнил (ла) задание №3 на
Самостоятельно выполнил (ла) л\р на
Итого
Учащиеся делают выводы по уроку(главная мысль урока)
Самооценка по алгоритму.
Регулятивные УУД:
Участвуют в коллективном обсуждении проблемы;
анализируют и объясняют результаты;
развивают умения определять критерии оценки и умения самооценки
Личностные
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу;
V. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Данный материал пригодится мне в жизни….
Отвечают на вопросы
Регулятивные УУД:
Владение самоконтролем и самооценкой
VI. Д/з
Домашнее задание.
§ 15 + любое творческое задание
Творческое задание
Собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах.
Написать статью или сказку на тему: «В царстве Грибов».
Для любознательных:
www.youtube.com – документальные фильмы «Плесень», «Плесень опасный гриб»
Задание №2 Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом и проверьте по эталону ошибки правого столбика, оцените работу.
Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора?
Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной _________ смножеством ________в цитоплазме. Головки мукора содержат _________ Эти головки называют _____________ .
Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей,разделенных ____________ на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде ___________ .
Оценка:
Задание №3 Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:
А. Их используют в хлебопечении, виноделии
Б. Их тело многоклеточное
В) Это микроскопические грибы
Г) Имеют форму шарика
Д) Размножаются половым способом
Е) Размножаются почкованием
Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ Ответ: ______________
Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом и проверьте по эталону правильность ответа, оцените работу.
Оценка:
Лабораторная работа №6
Особенности строения мукора и дрожжей
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться делать выводы.
Ход работы:
Рассмотри плесень под лупой
Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Мукор
Дрожжи
Вывод:
Оценка:
Итог урока
Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + или -
Общеучебные умения
0
1
2
3
4
5
Общий балл
Оценка
Отвечал(ла) на вопросы д/з
Выполнил (ла) задание №2 на
Выполнил (ла) задание №3 на
Самостоятельно выполнил (ла) л\р на
Итого
Критерии оценивания:
- Приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
- Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
- Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Шкала оценивания
«5б»-оценка5;
«4б»-оценка4;
«3б» - оценка 3
«2б» - 2
Не справился
«1б» - 1
Не справился
«0б» - 0
Не справился
Критерии оценивания:
- Приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
- Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
- Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Шкала оценивания
«5б»-оценка5;
«4б»-оценка4;
«3б» - оценка 3
«2б» - 2
Не справился
«1б» - 1
Не справился
«0б» - 0
Не справился
Критерии оценивания:
- Приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
- Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
- Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Шкала оценивания
«5б»-оценка5;
«4б»-оценка4;
«3б» - оценка 3
«2б» - 2
Не справился
«1б» - 1
Не справился
«0б» - 0
Не справился
Критерии оценивания:
- Приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
- Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
- Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Шкала оценивания
«5б»-оценка5;
«4б»-оценка4;
«3б» - оценка 3
«2б» - 2
Не справился
«1б» - 1
Не справился
«0б» - 0
Не справился
Критерии оценивания:
- Приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);
- Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б);
- Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б)
Задание №2 Используй рисунки учебника подпиши названия плесневых грибов
_________________
Оценка:
Задание № 3 Прочитай статью «Гриб мукор» и «Гриб пеницилл» закончи предложение
Мукор состоит из одной разросшейся ______________, головки со спорами называются______________. Гриб пеницилл состоит из ветвящихся нитей разделенных _____________, на концах грибницы мелкие _______________.
Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом и проверьте по эталону правильность ответа, оцените работу.
Оценка:
Лабораторная работа №6
Особенности строения мукора и дрожжей
Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться делать выводы.
Ход работы:
Рассмотри плесень под лупой
Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.
Мукор
Дрожжи
Вывод:
Оценка:
Итог урока
Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + или -