Организация проверки изученного на прошлом уроке материала. | Проверка пройденного материала Тест. Химический состав клетки Килород, углерод,азот, кальций относятся к: А) Макроэлементы Б) Микроэлементы В) Ультрамикроэлементы 2. К органическим веществам не относятся: А) Липиды Б) Белки В) Вода 3. Какой химический элемент лежит в основе органических веществ: А) Кислород Б) Углерод В) Азот 4. Главным компонентом плазматической мембраны клетки является: А) Фосфолипиды Б) Белки В) Моносахариды 5. Соотнести полимеры и мономеры: 1) Углеводы а) Моносахариды 2) Белки б) Липиды 3) Жиры в) Аминокислоты 6. Дать определение понятию: Мономер | Учащиеся письменно отвечают на тестовые вопросы. | 10 мин. | |
2.1. | Белки – это молекулы жизни. Белки в живом организме состоят из 20 аминокислот (Слайд 1. Таблица амнокислот). Обратите внимание на строение аминокислот. Чем объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты? Что доказывает, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот? Вывод: белок – полимер, мономерами которого являются аминокислоты, соединенные между собой пептидными связями. Уровни организации белков (Работа со схемой с объяснением учителя) Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные) Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей) Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи) Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс Функции белков. 1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин. 2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза. 3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин) 4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. 5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген) 6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. 7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин) 8. Запасающая- резерв для организма. | Разбирают строение аминокислот, используя знания из химии. Предлагают свои варианты ответов, делая вывод об уникальности белковых молекул. Доказывают единство живого мира Запись в словари | | Таблица 1. Схема 1. Структура белка |
2. 2. Строение и функции нуклеиновых кислот | Проведение эвристической беседы: а) с чего начинается жизнь? б) что вынуждает яйцеклетку делиться, расти, обретать форму индивида? в) Что делает нас похожими и в то же время непохожими друг на друга? г) какие структурные компоненты отвечают за наследственную информацию? д) белок нам уже известен, а что такое ДНК? ж) что вам известно о нуклеиновых кислотах? Биологическая роль нуклеиновых кислот. нНК открыты в 1869 г. швейцарским химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях. | Отвечают на вопрос, определяя роль и значение нуклеиновых кислот | | Портрет Ф. Мишера |
Строение нуклеотида | 2.Организует беседу по вопросам а) Что представляют собой НК? б) Из чего же состоит нуклеотид? Нуклеотид состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты. | Записывают определение в тетрадь. Заполняют схему | | Схема 2. Строение нуклеотида |
РНК | РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер, состоит из 4х азотистых оснований: А,Г,Ц, У. Самостоятельное заполнение типов РНК. | На основе текста учебника заполненяют сравнительную таблицу « типы РНК» | | |
3. Закрепление материала. | Работа в группах по карточкам. 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей 5. Роль химических веществ в живом организме? | Отвечают устно на задания Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц | | |