kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Белки и нуклеиновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект позволяет расширить знания о белках и нуклеиновых кислот как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами, а также развивает мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и нуклеиновых кислот.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Белки и нуклеиновые кислоты"»

План – конспект урока «Белки и нуклеиновые кислоты»



Составитель Медведева М.Г., учитель биологии МАОУ «Гимназия №34»



Цель урока: формирование знаний о строении, свойствах и функциях химических веществ: белков  и нуклеиновых кислот в клетке.

Задачи:

Образовательные: 

1)расширить знания о белках и нуклеиновых кислот как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и нуклеиновых кислот.

2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы, на примере строения белков, основ наследственности и изменчивости (по ДНК можно определять родственные отношения людей и др. организмов. 
Метапредметные: формирование умений: находить информацию, прослеживать взаимосвязь между химическими веществами и живым организмом, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц
Предметные: научиться наблюдать, сравнивать биологичекие объекты и уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения, прогнозировать послед­ствия для организма недос­татка или изменения струк­туры нуклеиновых кислот, владеть научной терминологией 

Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрационный материал: Таблица - "Белки",  модели структуры белка, НК.,

презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»



Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Время

примечание

1.Организационный момент урока. Постановка задач.

Приветствие учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

1-2 мин.

а


  1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.  

Проверка пройденного материала

Тест. Химический состав клетки

  1. Килород, углерод,азот, кальций относятся к:

А) Макроэлементы

Б) Микроэлементы

В) Ультрамикроэлементы

2. К органическим веществам не относятся:

А) Липиды

Б) Белки

В) Вода

3. Какой химический элемент лежит в основе органических веществ:

А) Кислород

Б) Углерод

В) Азот

4. Главным компонентом плазматической мембраны клетки является:

А) Фосфолипиды

Б) Белки

В) Моносахариды

5. Соотнести полимеры и мономеры:

1) Углеводы а) Моносахариды

2) Белки б) Липиды

3) Жиры в) Аминокислоты

6. Дать определение понятию: Мономер

Учащиеся письменно отвечают на тестовые вопросы.

10 мин.


2. Изучение новой темы.

Сегодня мы разберем новую тему: Белки и нуклеиновые кислоты.




2.1.

Белки – это молекулы жизни. Белки в живом организме состоят из 20 аминокислот (Слайд 1. Таблица амнокислот). Обратите внимание на строение аминокислот.

Чем объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты?

Что доказывает, что белки всех организмов построены из одних и тех же аминокислот?

Вывод: белок – полимер, мономерами которого являются аминокислоты, соединенные между собой пептидными связями.


Уровни организации белков (Работа со схемой с объяснением учителя)

Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

Функции белков.

1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
6. Энергетическая функция – не основной , но источник  энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

7Регуляторная- регулирование обмена веществ в    организме  (инсулин, тироксин, адреналин)

8. Запасающая- резерв для организма.       

Разбирают строение аминокислот, используя знания из химии.

Предлагают свои варианты ответов, делая вывод об уникальности белковых молекул.


Доказывают единство живого мира

Запись в словари


Таблица 1.













Схема 1. Структура белка



2. 2. Строение и функции нуклеиновых кислот

Проведение эвристической беседы: а) с чего начинается жизнь? 
б) что вынуждает яйцеклетку делиться, расти, обретать форму индивида?
в) Что делает нас похожими и в то же время непохожими друг на друга?
г) какие структурные компоненты отвечают за наследственную информацию?
д) белок нам уже известен, а что такое ДНК?
ж) что вам известно о нуклеиновых кислотах?


Биологическая роль нуклеиновых кислот.

нНК открыты в 1869 г. швейцарским  химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.

Отвечают на вопрос, определяя роль и значение нуклеиновых кислот


Портрет Ф. Мишера

Строение нуклеотида

2.Организует беседу по вопросам

а) Что представляют собой НК?

б) Из чего же состоит нуклеотид?

Нуклеотид   состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.

Записывают определение в тетрадь. Заполняют схему


Схема 2. Строение нуклеотида

ДНК

 Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды. Имеет 4 азотистых основания: А, Т, Г, Ц.




РНК

РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер,  состоит из 4х азотистых оснований: А,Г,Ц, У. 

Самостоятельное заполнение типов РНК. 

Тип РНК

Функции




На основе текста учебника заполненяют сравнительную таблицу « типы РНК»




3. Закрепление материала.

Работа в группах по карточкам.

1. В чем сходство  между  ДНК и РНК?

2.В чем различие между  ДНК и РНК?

3.Сравнить белки и НК

4. Структуры белка и типы связей

5. Роль химических веществ в живом организме?

Отвечают устно на задания

Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц



4. рефлексия

Моя работа на уроке

Настроение на уроке

Моя работа на уроке

Усвоение темы

Отлично

Отлично

Отлично

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Удовлетворительно



Ставят отметки по таблице, определяют прямую зависимость между критериями «Моя работа на уроке» и «Усвоение темы»



5. Дом. задание

 параграф № 6 читать.

































Приложение 1.

Ф. Мишер

Таблица Аминокислоты

Строение нуклеиновой кислоты








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии "Белки и нуклеиновые кислоты"

Автор: Медведева Мария Геннадьевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока биологии "Обмен веществ и энергии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-obmien-vieshchiestv-i-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "277421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452884878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vid-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "101724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока Биология, 10 класс. "Органические вещества: белки и нуклеиновые кислоты и их значение"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_biologiia_10_klass_organicheskie_veshchestva_belki_i_nukleinovye_"
    ["file_id"] => string(6) "628689"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1680159116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства