Конспект урока «Небесные тела: планеты и звезды».5 кл
Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.
Задачи:
- развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
- расширять знания о планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет СС;
- воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
- коррекция умственной деятельности;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит.
Ход урока.Вводная беседа. (Введение в тему)
-Давайте подумаем:
-Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей)
-Какие разные цели.
-Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.6.
(Слушаем чтение текста)
- Даже стихи сочиняли о звёздах!
- Почему же люди смотрят на звёзды?( Ответы по тексту учебника)
-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. ( Слайд )
-Звёздное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звёздах и других небесных телах, которая стала называться «астрономия». (Слайд )
-В переводе с греческого языка обозначает «астрон»- звезда, «номос»- закон, значит астрономия это…. Правильно, закон о звёздах или наука о звёздах.
2.Сообщение темы и цели урока.
-Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. А хотели бы вы сегодня побыть астрономами и открыть тайны и законы Вселенной? Сразу все тайны не успеем за урок.
-Какова у нас тема урока?
-Значит, что нам, астрономам, предстоит исследовать?
(Слайд )
1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.
2.Узнать такое «Солнечная семья»? Как она устроена? Какие космические тела её наполняют?
-Каждый из вас смотрел на небо, а что вы там видели невооружённым взглядом, т.е. без специальных приборов и техники?
(Ответы детей)
-Солнце, Луна, звёзды – это небесные тела.
-Астрономы для своих открытий используют телескопы. (Слайд )
-Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.
-Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. (Слайд )
3. Совместное открытие. Работа над изучением нового материала.
-У нас тоже есть телескопы.Настройте их и наведите на ночное небо.
(Слайд «ночное небо»)
-Внимательно рассмотрите небесные тела в свои телескопы.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Ни ночи нет, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
-Что увидели в телескопы? (Звёзды)
-В какое время суток их хорошо видно? (Ночью)
Наступит вечер, темнеет небо и словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды. Но это писатель пишет, а мы- учёные.
- Работа по учебнику.
-Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? (Ответы детей)
- Изучим звёзды с точки зрения астрономов.
-Разобраться в звёздах поможет текст учебника «Звёзды имеют разный цвет» с.7.
-Сделаем вывод.(Составление кластера)
-Там, в тёмном космосе есть небесные тела. (Прикрепляю табличку «небесные тела»)
-Какие мы наблюдали с вами? (Звёзды)Что о них узнали?
-По размеру какие бывают? (Великаны и лилипуты)
Физминутка.
Сопоставление древних и современных представлений о СС.
(Изображение Птолемея и его Вселенная и Н.Коперник и его представление о Вселенной)
- В далёкие времена люди, рисуя Вселенную, помещали планету Земля в центре.
-Это учёный Птолемей и его схема расположения планет.(Два щелчка по слайду)
- А позже, Николай Коперник, родившийся в 15 веке изобразил Вселенную вот так.
-Кто из них был прав?
-Ответ на вопрос вам может подскажет учебник.
-Прочитаем текст учебника(Учебник с.10-11)
Практическая работа.
Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи.
Возьмите коробочку, в ней лежат планеты.
- Расположите их на парте в порядке возрастания.
- А теперь расположите их в той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты.
Теперь … хором добавляй имя планеты!
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,За ним Нептун, Он восьмой идет по счету,А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.
Итог. Рефлексия.
-Наследующих уроках будете ближе знакомиться с нашей планетой и жителями, её населяющими.А наше исследование подошло в концу. Пора подвести итоги.
-Перед началом научного исследования мы определили цели. Посмотрим, получилось их выполнить. (Слайд )
1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами. Расскажите.
2. Узнать что такое «Солнечная семья»? Как она устроена?
3.Какие космические тела её наполняют?
На схеме ещё остались незаполненные стрелки, значит, что –то ещё есть в космосе? Можно подождать и узнать об этом на уроках сначала окр.мира, потом географии, астрономии, а можно взять энциклопедии, другие книги о космосе и прочитать.
. Исследование нашей Солнечной системы не закончено. Недавно ученые открыли еще одну планету за Плутоном. Планета-загадка. Имя ей еще не дали. А ещё учёные засомневались: Плутон- планета ли? Возможно, кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.
Оценка.
Вы трудились сегодня. Возьмите звёздочку и оцените свою работу.
Раскрасьте звезду:
- Если отлично поработали, в полную силу, то раскрасьте в красный цвет.
- Если хорошо поработали, но могли бы и лучше, то в синий цвет.
- А если вы не удовлетворены своей работой, то в жёлтый.
Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас. На память об уроке вам остаётся макет нашей СС.
Дом. задание. (Слайд )
- Прочитайте дома о Н.Копернике и его научных трудах.(с.11)
По выбору:
- Когда вы рассматриваете ночное небо, что вам представляется? О чём думаете?
Придумайте фантастическую историю про звёздное небо.(с.7)
- Или придумайте, что расскажет о Солнце земледелец, метеоролог. (с.13)