kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Пищеварение в кишечнике. Печень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся изучают тонкий  кишечник (строение ворсинки, виды пищеварения, ферменты кишечного сока, их роль; функции тонкого кишечника), толстый  кишечник (особенности строения, функции толстого кишечника), печень (строение и функции). Функции записывают в тетрадь. Работают с микроскопом. Определяют ткани. Выясняют какие мышцы выстилают отделы пищеварительного тракта.  Решают биологическую задачу. Смена различных видов деятельности активизирует познавательную деятельность учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пищеварение в кишечнике. Печень" »

Тема урока «Пищеварение в кишечнике. Печень»

Класс 8

Учитель: Файзулаева Т.П., г. Иркутск, «Лицей № 36 ОАО «РЖД»

Цель урока: изучить процесс пищеварения в кишечнике, строение и функции печени.

  1. Задачи: образовательные

Учащиеся должны знать:

  1. Пищеварение в тонком кишечнике (строение ворсинки, виды пищеварения в кишечнике; ферменты кишечного сока, их роль; функции тонкого кишечника);

  2. Пищеварение в толстом кишечнике (особенности строения; функции толстого кишечника)

  3. Строение и функции печени

  1. Развивающиеся: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные отношения, конкретизировать и обобщать.

  2. Воспитательные: продолжать формировать культуру питания

Оборудование: таблица «Пищеварительная система», микроскоп, микропрепараты «ворсинка кишечника», «нервная клетка», «гладкие мышцы», «кровь», «поперечно-полосатые мышцы».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент (тема, цель, задачи урока)

  2. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:

  1. Перечислите отделы пищеварительного тракта (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, заканчивающийся прямой кишкой и анальным отверстием)

  2. В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез. Назовите слюнные железы (околоушные, подчелюстные, подъязычные)

  3. Среда в ротовой полости? (слабощелочная , pH слюны 6,5-7,5)

  1. Назовите обеззараживающее вещество слюны (лизоцим)

  2. Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему? (корочка черного хлеба делается сладкой при долгом жевании потому, что крупные молекулы крахмала, входящие в состав хлеба, под влиянием ферментов слюны расщепляются на некоторое число молекул сахара)

  3. Как называется фермент слюны, расщепляющий крахмал до мальтозы? (птиалин)

  4. Что происходит в ротовой полости? (механическое раздробление и измельчение пищи при ее пережевывании, формирование пищевого комка, частичная переработка пищи)

  5. Где в пищеварительном тракте происходит перекрест дыхательного и пищеварительного путей (в глотке)

  6. Как называется цилиндрическая трубка, длиной у взрослого человека 22-30 см, ее функция (пищевод, продвижение пищи)

  7. Что находится непосредственно под диафрагмой в левом подреберье? (желудок)

  8. Вместимость желудка взрослого человека? (в среднем 3 л; от 1,5-4 л)

  9. Назовите и покажите на таблице части желудка (вход в желудок-кардиальная часть, слева от нее желудок расширяется, образуя дно, которое переходит в тело. Выход -пилорическая часть)

  10. Среда в желудке? (кислая , pH =1, с пищей , pH =3)

  11. Какую функцию выполняют клетки однослойного эпителия, вырабатывающие слизь? (защищают от воздействия соляной кислоты на поверхность желудка - защитная функция)

Учитель: В собственных железах желудка выделяют 4 типа клеток: главные вырабатывают пепсиноген и реннин, париетальные (обкладочные) - компоненты соляной кислоты, слизистые (добавочные и шеечные) – слизь; эндокринные – серотонин. В пилорических железах имеется большое количество эндокринных клеток, вырабатывающих серотонин, соматостатин, гастрин (последний стимулирует секрецию соляной кислоты париетальными клетками) и другие биологически активные вещества

Учитель: Мышечная оболочка сформирована какой мышечной тканью? (ожидаемый ответ учащихся: мышечная оболочка сформирована гладкой мышечной тканью, образующей три слоя: наружный-продольный, средний, внутренний – косой)

Учитель: назовите состав желудочного сока (ответ учащихся: пепсин, реннин, липаза, соляная кислота и слизь)

Учитель: перечислите функции, которые выполняет желудок (ожидаемый ответ учащихся - желудок служит резервуаром для проглоченной пищи в котором пища перемешивается, передвигается, и что самое важное, благодаря выделению желудочного сока осуществляется частичная химическая переработка пищи. Кроме того желудок выполняет выделительную, эндокринную и всасывательную функцию (всасываются сахара, спирт, вода, соли, в стенке желудка образуется внутренний антианемический фактор, который способствует поглощению поступающего с пищей витамина В12, что предотвращает развитие анемии. В желудке продолжается расщепление углеводов амилазой слюны, осуществляется частичное расщепление белковых молекул, в том числе и коллагена, а также жиров молока)

Учитель: Назовите вторую по величине железу пищеварительного тракта (поджелудочная железа)

Какую функцию выполняет инсулин, который вырабатывают бета-клетки? (образование гликогена из глюкозы)

Какую функцию выполняет глюкагон, который вырабатывают альфа-клетки? (разложение гликогена до глюкозы)

Как называется секрет поджелудочной железы бесцветного цвета, имеющий щелочную реакцию? (панкреатический сок)

Соотнесите фермент поджелудочной железы и что он расщепляет (варианты продуктов перепутанные на доске):

Правильный ответ:

Фермент поджелудочной железы

Расщепляет

Амилаза

Углеводы до глюкозы

Липаза

Жиры на жирные кислоты и глицерин

Трипсин

Белки до пептидов

Химотрипсин

Белки до аминокислот

Рибонуклеаза

До нуклеотидов РНК

Дезоксирибонуклеаза

До нуклеотидов ДНК


  1. Изучение новой темы

Строение печени, ее функции

Постановка проблемы: у человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?

Учитель: Самая крупная железа тела (весит до 1,5 кг) имеет темно-бурый цвет (ожидаемый ответ: печень). Что это?

Горькая слабощелочная прозрачная жидкость желтоватого или зеленовато-бурого цвета – окраску придают пигменты, образующиеся при расщеплении гемоглобина. О чем речь? (ожидаемый ответ – желчь, которая поступает в двенадцатиперстную кишку и участвует в переваривании жиров)

Где расположена печень? Покажите на плакате (большая часть печени находится в правом подреберье, меньшая заходит на левую сторону полости брюшины. Печень прилегает к диафрагме)

Изучаем строение печени. Печень имеет 2 неравные части: более массивная – правая и меньшая – левая доля. Структурной единицей печени является долька. Она имеет форму призмы. У человека их насчитывается около 500 000. Каждая долька состоит из соединенных печёночных пластинок, или «балок» (трабекул). Печеночные балки построены из двух рядов эпителиальных клеток (гепатоцитов), между которыми проходит желчный капилляр. В центре каждой дольке находится центральная вена. (Печеночные клетки (гепатоциты) расположены в дольке между капиллярами. Они складываются в тяжи, или печеночные балки, направленные радиально, между капиллярами двумя рядами так, чтобы плазматическая мембрана каждой из них обязательно контактировала одной своей стороной с просветом желчного капилляра, другой соприкасалась со стенкой кровеносного капилляра. Секреция гепатоцитов осуществляется в двух направлениях: в желчные протоки – желчь, в кровеносные капилляры – глюкозу, мочевину, белки, жиры, витамины и т.д.). Капилляры изливают кровь в центральную вену). Между гепатоцитами в балках начинаются слепозамкнутые желчные капилляры, собирающиеся в желчные протоки, которые соединяются и дают начало правому и левому (соответственно долям железы) печеночным протокам. Последние, слившись, образуют общий печеночный проток. По этой непрерывной системе протоков выделяется желчь. Печень вырабатывает большое количество лимфы, богатой белками. Образующаяся в печени лимфа выводится по лимфатическим сосудам.

Вещества, приносимые в печень с кровью, проходят через стенку синусоидных капилляров и поглощаются гепатоцитами.

Функции печени (учащиеся записывают в тетради). Беседа с учащимися сопровождается комментариями учителя:

  1. Вырабатывает……..(горькая жидкость)

(Желчь, выделяемая гепатоцитами в просвет желчного капилляра, собирается в мелкие желчные протоки, расположенные по границам долек. Эти протоки объединяются в более крупные и образуют печеночные протоки. Желчь выделяется непрерывно (до 1,2 л в сутки), но в интервалах между периодами кишечного пищеварения направляется не в кишечник, а через пузырный проток, отходящий от печеночного протока, в желчный пузырь.);

  1. Синтез …….. плазмы крови (фибриноген, протромбин и др.) (белков-ферментов);

  2. Образование ……….(запасное вещество); разложение……. (гликогена из глюкозы под воздействием гормона инсулина; разложение гликогена на глюкозу под воздействием глюкагона);

  3. Разрушение старых красных клеток крови………(эритроцитов; фагоцитоз погибших эритроцитов, поступивших в нее из селезенки, микроорганизмов и др. клеток)

  4. Аммиак здесь превращается в …….., которая выводится почками (мочевина)

  5. Детоксикация веществ………..(вредных и ядовитых);

  6. Синтез фосфолипидов необходимых для построения клеточных …….(мембран);

  7. Холестерин превращается в желчные кислоты

Строение кишечника

Покажите, используя плакат основные части тонкого кишечника (ученик показывает двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки).

Учитель: длина двенадцатиперстной кишки 25-30 см, тощей 2-2,5м, подвздошной – 2,5-3,5 м.

Учитель: как вы думаете, что происходит в тонком кишечнике? (превращение веществ в растворимые соединения и всасывание их в кровеносные и лимфатические сосуды и доставка к органам и тканям)

Учитель: какая особенность строения может обуславливать выполнение всасывательной функции тонкого кишечника? (наличие ворсинок)

Учитель: объясняет, что строение стенки тонкой кишки сходно во всех отделах. Слизистая оболочка имеет характерный рельеф благодаря круговым складкам, ворсинкам, криптам. При наполнении кишки складки не разглаживаются.

Вся поверхность слизистой на складках и между ними покрыта кишечными ворсинками (это выпячивания слизистой оболочки). Общее число их превышает 4 млн. Между ворсинками расположены впячивания слизистой оболочки – крипты, или кишечные железы. В основании каждой крипты лежат клетки Панета содержащие крупные секреторные гранулы. В них содержится набор ферментов и лизоцим (бактерицидное вещество). Выше клеток Панета располагаются клетки, выделяющие слизь. Поверхность ворсинок покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. Длина ворсинок колеблется от 1 до 1,5 мм. В толще ворсинки имеются мышечные клетки, поэтому ворсинки могут функционировать подобно насосу, способствуя выделению соков из желез и всасыванию продуктов расщепления пищи. В ворсинку входят нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Белки и углеводы, расщепленные действием кишечного сока, всасываются в кровеносные капилляры, а продукты расщепления жиров – в лимфатические.

Двигательная активность тонкого кишечника представлена перистальтическими, волнообразными движениями, и ритмической сегментацией. Участки сокращения чередуются с участками расслабления. Затем виды пищеварения в тонком кишечнике учащиеся записывают в тетрадь. Полостное пищеварение осуществляется ферментами в полости органа, пристеночное - ферментами, которые  локализуются на слизистой внутренней поверхности тонкой кишки, причем здесь концентрация ферментов значительно выше

Учащиеся выполняют устное задание: соотнесите фермент кишечного сока и что он расщепляет. Ответ: амилаза, мальтаза, лактаза-углеводы до глюкозы; липаза-жиры на жирные кислоты и глицерин; трипсин – полипептиды до аминокислот.

Фермент кишечного сока

Расщепляет

Амилаза, мальтаза, лактаза

Жиры на жирные кислоты и глицирин

Липаза

Углеводы до глюкозы

Трипсин

Полипептиды до аминокислот

Учитель: покажите на плакате части толстого кишечника (слепая с червеобразным отростком, восходящая ободочная, поперечная ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная ободочная, прямая). Длина от 1,5 до 2 м. Слизистая оболочка толстой кишки лишена ворсинок, но в ней много складок, и значительно большее число крипт. Между тонкой и толстой кишкой расположен клапан. Зачем? (препятствует обратному затеканию содержимого толстой кишки в тонкую). Учащиеся записывают функции толстого кишечника: всасывание воды, расщепление клетчатки симбиотическими бактериями (в основном кишечной палочкой), ядовитые вещества, образующиеся в процессе пищеварения всасываются в кровь, поступают в печень через кровь, где обезвреживаются; образование каловых масс и их выведение, синтез витаминов К и В12

  1. Закрепление

У человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему? (при больной печени выделяется мало желчи, необходимой для переваривания жиров).

Учитель демонстрирует препараты «ворсинка кишечника», «нервная клетка», «гладкие мышцы», «кровь», «поперечнополосатые мышцы». Учащиеся определяют тип ткани. Объясняют, какие органы пищеварительного тракта выстланы гладкими, а какие поперечнополосатыми мышцами? (Ротовая полость (язык) - поперечнополосатая мышечная ткань; глотка - поперечнополосатая мышечная ткань; пищевод-мышечная оболочка в верхнем отделе построена из поперечнополосатой мышечной ткани, а в грудном и брюшном отделах – из гладкой мышечной ткани; желудок и кишечник – гладкие мышцы; вокруг анального отверстия (заднепроходного) находится наружный сфинктер, состоящий из поперечно-полосатой мускулатуры)

Отвечают на вопросы:

В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды (толстая кишка), куда она попадает (кровяное русло)

Где расщепляется клетчатка (толстая кишка)

В каком отделе кишечника обитают симбиотические бактерии (толстая кишка), какова их роль (производители витаминов, утилизаторы клетчатки)

Учитель подводит итог урока, анализирует работу учащихся и выставляет отметки.

  1. Домашнее задание

По учебнику Л.Н. Сухорукова §36, вопросы после параграфа.



Литература для учителя:

  1. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов/М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - с. 287-315

  2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология: Учебное пособие – Ростов – н/Д.: из-во «Феникс», 2001. - с. 14-168

  3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – с. 33









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Пищеварение в кишечнике. Печень"

Автор: Файзулаева Татьяна Павловна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Здоровое питание. Органы пищеварения." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-zdorovoie-pitaniie-orghany-pishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417338572"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "348947"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476372522"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока: "Гигиена питания" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-gighiiena-pitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "125040"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414869367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Питание детей ясельного возраста" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pitaniie-dietiei-iasiel-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214387"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432291646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства