Цели для учащихся: умение ставить цели и задачи, составление плана работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Цели для учителя: обеспечение мотивации обучающихся, учить самоорганизации при выполнении учебной задачи. Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический. Тема сегодняшнего урока будет логично рассматривать после темы: «Лист». Лист тесно связан с этим органом растения, так как благодаря ему лист выносится к солнцу и получает максимальное количество солнечной энергии? Что это за орган растения? Изучали мы его? изучили? Что для нас остается еще загадкой? Правильно: внешнее и внутреннее строение стебля. Итак, тема урока: Строение стебля. Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цели урока. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? мы познакомимся с внешним и внутренним строением стебля древесного растения; установим взаимосвязь строения клеток и тканей стебля с их функциями; научимся определять и распознавать слои стебля. Цели для учащихся: узнать о внешнем и внутреннем строении стебля; особенностями образования годичных колец, Цели для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения стебля; с тканями, образующими стебель; с особенностями роста стебля в толщину.. Методы: частично-поисковый, практический Функции стебля - Как вы думаете, для чего растению нужен стебель? Какую функцию он выполняет? (осевая часть побега, поводить пит.вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами) Разнообразие стеблей Стр. 124, рис. 89 Познакомиться с текстом, рисунком п. 26 и построить схему (кластер) «Разнообразие стеблей» Рассмотрите комнатные растения в нашем классе6 циперус, колеус, бегония , фикус. Чем отличаются у них стебли? Различают два типа стеблей. (схема в тетрадь) Типы стеблей травянистые деревянистые (лигнин) Стебли также различаются по направлению роста. Можно выделить следующие виды стеблей (особенно у травянистых). Составляем схему (кластер) прямостоячий лазающий Разнообразие стеблей вьющийся ползучий
Внутреннее строение стебля. На каждом столе лежит однолетний побег и спил дерева. Учащиеся разглядывают их и определяют слои и ткани стебля. Работа с таблицей на доске, рисунками в учебнике рис.90 и 91, в тетради. Рассказ учителя о внутреннем строении стебля. На спиле можно легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. Молодые стебли покрыты кожицей, которая затем заменяется пробкой. Это покровные ткани, которые защищают внутренние ткани от излишнего испарения, повреждений, проникновения пыли и микроорганизмов. На кожице стебля развиваются чечевички. Они играют такую же функцию, что и устьица на листьях. Какую? Правильно, осуществляют газообмен. Луб – следующий слой после коры стебля. Он образован разными группами клеток, поэтому выполняет несколько функций. Ситовидные трубки – образованы живыми клетками, проводят растворы органических веществ. Лубяные волокна – образованы клетками с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, придают прочность. Камбий – слой между корой и сердцевиной. Узкие длинные клетки с тонкими оболочками. Обнаружить нельзя, но почувствовать можно – содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнаженному месту, можно почувствовать увлажненную древесину. Это и есть содержимое клеток камбия. Древесина – основная часть стебля. Образована клетками разной формы и величины. Все слои клеток древесины, образовавшиеся в благоприятное время года, составляют годичное кольцо прироста. Сердцевина – рыхлый слой в центре стебля, здесь откладываются запасы питательных веществ.
Подведение итогов этапа. Взаимопроверка качества выполнения задания по обозначению слоев среза стебля. |