Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный момент (1 мин.) | «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Биология сейчас» – А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно! И открытия нас ждут обязательно! – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | |
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся о живых организмах, об известных им животных, о признаках, характерных для представителей животного мира. (5 мин.) | Активизирует знания учащихся. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проверяет домашние задание при помощи теста. Демонстрируют анимацию | Обучающиеся отвечают на вопросы, считают царства, находят представителей царств живой природы. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Догадываются о микробах, присутствующих в классе. Решают тест. Оценивают и корректируют свои знания. Заполняют оценочный лист к уроку. Просматривают анимацию, высказывают предположение | Учитель: – Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что работая с учебником, рассматривая рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которая хранит природа. – Посмотрите на коллекцию насекомых, чучела животных, таблицы, муляжи грибов, к каким царствам относятся эти организмы? (К грибам, животным, растениям) – Сколько царств в живой природы? (4) – Представителей какого царства в представленной коллекции нет и почему?(Бактерии, микроскопических размеров) – Какие общие признаки характерны для представителей всех царств? (Питание, дыхание, размножение) – Каковы признаки растений? – Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их? – Выполните тест по п. 11 «Растения» (Приложение 1) – Посмотрите, внимательно на слайд, какие организмы неразрывно связаны с растениями? – Какие признаки характерны только для животных организмов? (анимация «Многообразие животных»http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a7-1000-4ddd-625d-520046bb2fdf/31_1.swf) |
Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.) | Организация формулирования темы и цели урока. | Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. | – Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. (Показ слайдов) Все созданное ею – настоящие шедевры. Скажите, вот вы сегодня шли в школу. Вы заметили, какое небо было над вами, какая листва на деревьях, трава, цветы, насекомые, птицы? А вот поэты Астраханской земли, влюбленные в свой край, замечают то, что скрыто от взгляда ленивого, равнодушного, умеют заметить и передать красоту родной природы. Их объединяет любовь к родному краю, к родной природе. Люблю родное понизовье – Мой лебединый, светлый край. Замру, как будто сердце раскололось, Увидев, как, осыпанной росой, Расцвел июльским утром лотос, Пленив божественной красой. И чуть дыша, я слушаю подолгу Солистку – иволгу над водой, В зеленом клубе камыша. (Ерофеев В. А.) – О чем пишет автор в данном стихотворении? Какие у вас возникают чувства? Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом, давайте вместе будем познавать тайны природы, делать маленькие открытия и пополнять свой багаж знаний. Прежде чем стать настоящими учеными, мы с вами должны проверить насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в лабораторию будут ваши ответы на вопросы. – Назовите представителей животного мира нашей Астраханской области? В чем проявляется многообразие живых организмов? Какую часть природы изучает зоология? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока? Ну, вот мы и попали в лабораторию исследователей следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей |
Изучение нового материала (15 мин.) | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Демонстрирует видео Формируют группы сменного состава. Раздает текст (материал приложения). Раздают инструкции к групповой работе. | Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают вывод по изученным материалам. Заполняют схему в тетради. 1. Занимают места в группах, работают в группах согласно инструкции (Приложение 2). 2. Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 3. Знакомятся с информацией строения бактерий в учебнике, используют рисунки. 4. Отображают информацию графически. 5. Обсуждают записи. 6. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений. | Задание 1. Изучить анимацию «Животные Одноклеточные и Многоклеточные организмы». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a9-1000-4ddd-d4a4-010046bb2fe0/31_6.swf Составьте и заполните схему. Назовите характерные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов? Задание 2. Изучить иллюстрацию «Характерные признаки животных». Записать в рабочей тетради эти признаки на стр. 34. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg Задание 3. Выполните практическую работу «Рассматривание микропрепарата амебы и бактериальной клетки под микроскопом». (Приложение 2) Задание 4. Рассмотрите рис. 33 «Строение бактериальной клетки» на стр. 40 и рис. 44 «Строение амебы» на стр. 53. Найдите черты сходства и различия в строении? Для I варианта: подпишите основные органоиды одноклеточного организма – амебы. (раб. тетрадь стр. 35, задание 3) Для II варианта: охарактеризуйте строение амебы и ее жизнедеятельность с помощью глаголов и прилагательных. Задание 5. Рассмотрите рис. 46 и рис. 47 на стр. 54 учебника п. 12 и заполните схему: для I варианта – роль животных в природе для II варианта – роль животных в жизни человека. Задание 6. Работа в группах. 1 группа: 1) О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поемы Э. Дарвина «Храм природы»: А там играет формами протей, То куб, то шар, то будто червь иль змей…. 2) Покажите в виде схемы. Значение простейших. 2 группа. 1) Сравните одноклеточные растения и одноклеточные животные. Выбери характерные признаки их. Убери лишнее. | Одноклеточные растения | Одноклеточные животные | 1. | Имеют оболочку | Имеют оболочку | 2. | Как правило, подвижны | Как правило, подвижны | 3. | Имеют пластиды | Имеют пластиды | 4. | Ловят добычу | Ловят добычу | 5. | Нуждаются в свете | Нуждаются в свете | Ответ: | лишнее № 4 | лишнее № 3, 5 | 2) Как можно объяснить следующее высказывание: «Простейшие – строители горных пород». Задание 7. 1) Сформулируйте и запишите определение «эукариоты» – это… 2) В одном кубическом сантиметре содержимого желудка коровы содержится до миллиона одноклеточных инфузорий. Общая масса их составляет 3 кг. Какое значение для простейших и коровы имеет такая форма сожительства? |
Физкультминутка (1 мин.) | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показ упражнений. | Повтор упражнений. | Зарядка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад) Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, сгибать, читать И совсем не уставать. (рывки руками перед грудью) Голова устала тоже Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два (вращение головой) Думай, думай головой. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (дети садятся за парты) |
Закрепление нового материала (12 мин.) | Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждений. Обсуждают с учащимися, что узнали нового на уроке. Структурирует материал в виде схемы (кластера). | Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение. Рефлексия деятельности в группе. Составление итоговой схемы (кластера) | Учитель: На основе полученных знаний давайте выполним следующие задания. Задание 1. Составление итоговой схемы (кластера) Задание 2: 1. Назовите отличия животных организмов от растений. 2. На какие группы делятся животные? 3. Охарактеризуйте многообразие животного мира. Задание 3: объясни пословицы и поговорки с биологической точки зрения. 1. У коровы молоко на языке. 2. Волка ноги кормят. 3. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 4. Собака – друг человека. 5. Грач на горе, весна на дворе. 6. Синица в избе, зима на дворе. |
Контролирующие задания (5 мин.) | Учитель для закрепления изученного материала предлагает учащимся работу с интернет ресурсами, тем самым проверяет знания, полученные на уроке. | Учащиеся садятся за компьютеры, объединенные в локальную сеть с выходом в интернет и самостоятельно выполняют задания. | Задание 1. Интерактив «Кто из какого царства» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_03_03.swf Внимательно посмотрите на фотографии и распределите организмы по царствам. Задание 2 Видеофрагмент «Многообразие многоклеточных» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e542f-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm Задание: Составить схему. Задание 3 Отгадай кроссворд «Многообразие животных Астраханской области» (Приложение 3) |
Рефлексия (3 мин.) | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оценить свою работу? Дает задание классу: по мере выступления групп заполнить оценочный лист к уроку. Стало быть, так и выходит: Все что мы делаем – нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно! | – Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения. – Определяют степень своего продвижения к цели. – Заполняют оценочный лист к уроку. | – Вспомните и обсудите действие каждого члена группы, укажите, какие из них помогали к достижению цели, а какие нет. Задание 1. Заполните оценочный лист к уроку. Задание 2. Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок биологии? Задание 3. Допишите предложение: «Изучая характеристику царства ________ и животных я понял, что _______. Прочитайте по желанию |
Домашнее задание (1 мин.) | Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание. | Обучающиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Записывают задание в дневник. | 1. Прочитайте п. 12 в учебнике «Животные». Выполните задание 4 из тетради на стр. 35. 2. Выберете задание: Составьте кроссворд о животных (10 слов); Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Значение животных в природе» или «Значение животных в жизни человека»; Подготовить сообщения с рисунком, фотографией животного. Отметьте место обитания, приспособленность к жизни и значение его в природе и жизни человека. |