kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Знакомые незнакомцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 8 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знакомые незнакомцы"»

Конспект урока


Учитель: Ларина Татьяна Юрьевна

Класс: 8

Тема урока: «Знакомые незнакомцы»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование у школьников системы знаний о витаминах, их влиянии на здоровье человека.

Задачи:

  • образовательные:  помочь учащимся расширить знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека;

  • развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике;

  • воспитательные: способствовать формированию у учащихся социальных компетенций, привитию культуры здорового образа жизни.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, кейс-технологии.

Методы: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: химия, география, литература.

Планируемые результаты

Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека.

Метапредметные:

  • познавательные: формирование умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы);

  • регулятивные: 

  • формирование умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • формирование умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • коммуникативные:

  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Личностные: 

  • формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами;

  • прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.

Оборудование и дидактические пособия: интерактивная доска, нетбуки для работы в группах, презентация, шаблоны опорных конспектов.



Этапы урока


  1. Организационный.

  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

  3. Определение темы урока и постановка цели.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Продолжение работы по теме урока. Групповая работа с кейсами.

  7. Закрепление.

  8. Домашнее задание.

  9. Рефлексия.

Ход урока


1.Организационный этап


Учитель. Здравствуйте, ребята!

Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!


2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания



Беседа учителя с учащимися.

  • Что помогает нам сохранить здоровье? (Учащиеся отвечают)

  • Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма? (Из пищи мы получаем питательные вещества.)

  • Какие питательные вещества содержатся в пище? (Белки, жиры, углеводы.)

  • Как используются питательные вещества, попавшие в клетку? (Белки, жиры, углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры, углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.)

  • На какие вещества распадаются белки, жиры, углеводы? (Белки распадаются на аминокислоты, жиры – на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы – на глюкозу и простые сахара.)

  • Как вы думаете, достаточно ли в организме этих веществ для нормального существования? (Высказываются предположения.)

  • Какие вещества ещё необходимы человеку для его жизни? (Человеку необходимы вода и минеральные соли.)



3. Определение темы урока и постановка цели

Создание проблемной ситуации.

Учитель. Ребята, сейчас вы прослушаете текст. После этого ответьте на вопрос: «Как вы думаете, что спасло моряков от гибели?» 

Звуковая дорожка.

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки просили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

Учащиеся отвечают на поставленный проблемный вопрос.

Учитель. А где находится этот остров? (Кюраса́о — остров в Карибском море в группе Малых Антильских островов, в 80 км от берегов Венесуэлы).

Учитель (при необходимости) задает уточняющие вопросы:

  • А как они им помогли?

  • Как называются эти вещества, которые помогают нам поддерживать жизненные процессы, Какие продукты особенно богаты ими?

Определение темы урока учащимися.

Учитель

  • Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учащиеся предлагают варианты.

Учитель. Правильно, сегодня мы будем говорить о витаминах. А всё мы о них знаем?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Какова цель урока?

Учащиеся предлагают варианты.

Учитель. Вот и давайте назовем урок про витамины «Знакомые незнакомцы». Цель: получить новые знания о витаминах, их влиянии на здоровье человека.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с витаминами, выясним,  какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по–иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

4. Изучение нового материала

1. Учитель. В течение урока каждый из вас должен составить опорный конспект, заполнив шаблон. Данные вносите самостоятельно, по мере поступления необходимой информации.

Учащиеся знакомятся с предстоящей работой (анализируют недостающие данные в шаблоне опорного конспекта).

2. Учитель. Для начала предлагаю познакомиться с историей открытия витаминов. Не забывайте о составлении конспекта.

Видеофрагмент «История открытия витаминов».

Учитель: давайте проверим, что вы узнали из истории открытия витаминов, какие ученые и какой вклад внесли в развитие знаний о витаминах.

Учащиеся зачитывают свои опорные конспекты.

3. Работа с учебником (фронтальная).

Учитель. Найдите определение «витамины» в п. 37 учебника и запишите его в опорный конспект.

Учащиеся. Витамины - от латинского «вита» - жизнь – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Учитель. Посмотрите на схему и ответьте на вопрос: почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?

Учащиеся. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

Учитель. В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека. Подумайте, как витамины поступают в организм?

Учащиеся. Витамины поступают в организм с пищей.

Учитель. Витамины называют азбукой здоровья, как вы думаете почему?

Учащиеся высказывают предположения.

4. Самостоятельная работа с учебником.

Учитель. Как обозначаются витамины? Сколько известно их видов? Где они образуются? На какие группы делятся?

(Вопросы записаны на слайде).

Проверка выполнения задания, записей в опорных конспектах.

Учащиеся. Витамины обозначаются большими латинскими буквами (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения. Все известные сейчас витамины делятся на 2-е группы:

  • жирорастворимые витамины (A, D, E, K)

  • водорастворимые (B, C, P ,PP и др)

Учитель. Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Правильно, жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме. Что вы знаете об этих витаминах?

Ученики отвечают, учитель добавляет их ответы.



5. Физкультминутка



Физкультминутка – выполнение движений со смайликами-витаминками под музыку.



6. Продолжение работы по теме урока. Групповая работа с кейсами.

1. Работа в группах.

Учитель. Дальше мы будем работать по группам:

1группа: витаминная недостаточность.

2группа: заболевания связанные с витаминной недостаточностью.

3 группа: сохранение витаминов в пище.

4 группа: создание буклета.

Каждая группа открывает нетбук, находит соответствующий кейс, выполняет задание, представленное в текстовом редакторе. На работу вам дается не более 5 минут.

Кейс для каждой группы включает в себя:

  • текстовый документ, в котором дано задание группе, необходимые теоретические сведения;

  • шаблон презентации, который учащиеся должны дополнить после изучения соответствующего материала (1, 2, 3 группы), буклет с пропусками (4 группа).

Материалы кейсов для всех групп – в приложении к конспекту.

Задания для групп разные:

1 группа

Прочитать текст и составить схему «виды витаминной недостаточности», дать определение основным понятиям. Отчет оформить в виде презентации.

2 группа

Прочитать текст и заполнить таблицу. Отчет в виде презентации.



Витамины

Суточная потребность

Заболевания







3 группа

Прочитать текст и подготовить рекомендации по сохранению витаминов в пище. Отчет в виде презентации.

4 группа

Перед вами буклет «Витамины – эликсиры жизни!» с пропусками. С помощью материала учебника и полученных новых знаний заполните пропуски. Подготовьте буклет к распечатке для учащихся класса.



2. Отчеты групп о выполнении заданий.

Учащиеся 1 группы рассказывают об авитаминозе, гиповитаминозе и гипервитаминозе.

Учащиеся групп 2, 3, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.

Учащиеся 2 группы нам рассказывают о заболеваниях, связанных с витаминной недостаточностью.

Учащиеся групп 1, 3, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.

Учитель. В какое время года наш организм особенно испытывает недостаток витаминов? Почему?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Нужно знать, что именно весной наш организм нуждается в витаминах, потому что зимой их количество резко снижается из-за отсутствия свежих фруктов и овощей, которые несут в себе максимальную дозу витаминов. При длительном хранении продуктов витамины разрушаются, поэтому весной в овощах и фруктах очень мало витаминов. Для предупреждения гиповитаминоза медицинская промышленность выпускает витаминные препараты. Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

Учащиеся. Это может привести к гипервитаминозу.

Учитель. Ребята, как вы думаете, что предпочтительнее при приеме пищи: медицинский препарат в ней или натуральные овощи и фрукты? 

Учащиеся высказывают свои предположения. 

Учитель. Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, ими нельзя перенасытить организм (кроме некоторых, например, витамин А), не вызывают токсемии – отравления. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить и хранить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Ребята из 3 группы нам расскажут, как правильно готовить пищу.

Учащиеся 3 группы представляют отчет по заданию.

Учащиеся групп 1, 2, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.

Учащиеся 4 группы работали с буклетом, им нужно было вставить недостающие слова. (Проверятся работа 4группы)

Учитель. Буклет готов. Сегодня каждый из вас сможет унести его домой и рассказать родителям про витамины и про наш урок.



7. Закрепление.



  1. Беседа учителя с учащимися.

  • Какой витамин самый важный?

  • Что является источником витаминов в организме?

  • Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

  • Как восполнить недостаток витаминов в организме?

  • Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

  1. Учитель. Давайте вернемся к теме и цели урока.

  • Почему витамины оказались для нас «знакомыми незнакомцами»?

  • Выполнена ли цель урока?

  1. Вставьте в предложение пропущенные слова:

«…….. витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать …………………. человека. Их ………………… вредно, как и их …………………..».

(Все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.)

  1. Решение кроссворда.

Фронтальная работа. Заполнение кроссворда проверяется на слайдах.

  1. Проверка опорного конспекта.

Самопроверка – сверка с образцом на слайде.


8. Домашнее задание


1. Для всех: материал п.37, опорный конспект.

2. По желанию: найдите информацию о других витаминах и заполните таблицу:

Витамины

В каких продуктах содержится

Суточная потребность

Заболевания







9. Рефлексия.

  1. Составление синквейна.

Задания для 5 строк - на слайде.

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3.Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из трех слов, показывающая отношение к теме.

5.  Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример: Витамин.

Важный, нужный.

Участвует, содержится, влияет.

Активизирует обмен веществ.

Вещество.

  1. По итогам сегодняшнего урока продолжите одно из предложений:

Начала предложений – на слайде.

  • Мне было интересно, потому что …

  • Мне было трудно …

  • У меня получилось

  • Меня удивило …

  • Урок дал мне для жизни …

  • Мне захотелось …

  1. Учитель. Мне понравилась ваша работа на уроке. Никогда не забывайте, что без витаминов жизнь невозможна, а в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Знакомые незнакомцы"

Автор: Ларина Татьяна Юрьевна

Дата: 03.06.2019

Номер свидетельства: 513207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Опасные незнакомцы""
    ["seo_title"] => string(42) "konspekt_uroka_na_temu_opasnye_neznakomtsy"
    ["file_id"] => string(6) "579345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619450730"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Конспект урока по литературе В. Гюго."Козетта" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "214528"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432325844"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока музыки "Эти знакомые незнакомцы" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-muzyki-eti-znakomyie-nieznakomtsy"
    ["file_id"] => string(6) "228091"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441106931"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekturokagolosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "285654"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454231796"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: В.В. Бианки. "Мышонок Пик""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-v-bianki-myshonok-pik"
    ["file_id"] => string(6) "273125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452160372"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства