Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: химия,география, литература.
Планируемые результаты
Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека.
Метапредметные:
познавательные: формирование умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы);
регулятивные:
формирование умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
формирование умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
коммуникативные:
сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Личностные:
формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами;
прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.
Оборудование и дидактические пособия: интерактивная доска, нетбуки для работы в группах, презентация, шаблоны опорных конспектов.
Этапы урока
Организационный.
Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Определение темы урока и постановка цели.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока. Групповая работа с кейсами.
Закрепление.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Что помогает нам сохранить здоровье? (Учащиеся отвечают)
Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма? (Из пищи мы получаем питательные вещества.)
Какие питательные вещества содержатся в пище? (Белки, жиры, углеводы.)
Как используются питательные вещества, попавшие в клетку? (Белки, жиры, углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры, углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.)
На какие вещества распадаются белки, жиры, углеводы? (Белки распадаются на аминокислоты, жиры – на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы – на глюкозу и простые сахара.)
Как вы думаете, достаточно ли в организме этих веществ для нормального существования? (Высказываются предположения.)
Какие вещества ещё необходимы человеку для его жизни? (Человеку необходимы вода и минеральные соли.)
3. Определение темы урока и постановка цели
Создание проблемной ситуации.
Учитель. Ребята, сейчас вы прослушаете текст. После этого ответьте на вопрос: «Как вы думаете, что спасло моряков от гибели?»
Звуковая дорожка.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки просили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».
Учащиеся отвечают на поставленный проблемный вопрос.
Учитель. А где находится этот остров? (Кюраса́о — остров в Карибском море в группе Малых Антильских островов, в 80 км от берегов Венесуэлы).
Учитель (при необходимости) задает уточняющие вопросы:
А как они им помогли?
Как называются эти вещества, которые помогают нам поддерживать жизненные процессы, Какие продукты особенно богаты ими?
Определение темы урока учащимися.
Учитель
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Учащиеся предлагают варианты.
Учитель. Правильно, сегодня мы будем говорить о витаминах. А всё мы о них знаем?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Какова цель урока?
Учащиеся предлагают варианты.
Учитель. Вот и давайте назовем урок про витамины «Знакомые незнакомцы». Цель: получить новые знания о витаминах, их влиянии на здоровье человека.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с витаминами, выясним, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по–иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
4. Изучение нового материала
1. Учитель. В течение урока каждый из вас должен составить опорный конспект, заполнив шаблон.Данные вносите самостоятельно, по мере поступления необходимой информации.
Учащиеся знакомятся с предстоящей работой (анализируют недостающие данные в шаблоне опорного конспекта).
2. Учитель. Для начала предлагаю познакомиться с историей открытия витаминов. Не забывайте о составлении конспекта.
Видеофрагмент «История открытия витаминов».
Учитель: давайте проверим, что вы узнали из истории открытия витаминов, какие ученые и какой вклад внесли в развитие знаний о витаминах.
Учащиеся зачитывают свои опорные конспекты.
3. Работа с учебником (фронтальная).
Учитель. Найдите определение «витамины» в п. 37 учебника и запишите его в опорный конспект.
Учащиеся. Витамины - от латинского «вита» - жизнь – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Учитель. Посмотрите на схему и ответьте на вопрос: почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ?
Учащиеся. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.
Учитель. В отличие от ферментов, лишь некоторые витамины могут синтезироваться в организме человека. Подумайте, как витамины поступают в организм?
Учащиеся.Витамины поступают в организм с пищей.
Учитель. Витамины называют азбукой здоровья, как вы думаете почему?
Учащиеся высказывают предположения.
4. Самостоятельная работа с учебником.
Учитель. Как обозначаются витамины? Сколько известно их видов? Где они образуются? На какие группы делятся?
(Вопросы записаны на слайде).
Проверка выполнения задания, записей в опорных конспектах.
Учащиеся.Витамины обозначаются большими латинскими буквами (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов. Витамины образуются в растениях, и немногие имеют животное происхождения. Все известные сейчас витамины делятся на 2-е группы:
жирорастворимые витамины (A, D, E, K)
водорастворимые (B, C, P ,PP и др)
Учитель. Как вы думаете, какая группа витаминов при их избыточном потреблении является наиболее токсичной? Почему?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель. Правильно, жирорастворимые, т. к. они накапливаются в организме. Что вы знаете об этих витаминах?
Ученики отвечают, учитель добавляет их ответы.
5. Физкультминутка
Физкультминутка – выполнение движений со смайликами-витаминками под музыку.
6. Продолжение работы по теме урока. Групповая работа с кейсами.
1. Работа в группах.
Учитель. Дальше мы будем работать по группам:
1группа: витаминная недостаточность.
2группа: заболевания связанные с витаминной недостаточностью.
3 группа: сохранение витаминов в пище.
4 группа: создание буклета.
Каждая группа открывает нетбук, находит соответствующий кейс, выполняет задание, представленное в текстовом редакторе. На работу вам дается не более 5 минут.
Кейс для каждой группы включает в себя:
текстовый документ, в котором дано задание группе, необходимые теоретические сведения;
шаблон презентации, который учащиеся должны дополнить после изучения соответствующего материала (1, 2, 3 группы), буклет с пропусками (4 группа).
Материалы кейсов для всех групп – в приложении к конспекту.
Задания для групп разные:
1 группа
Прочитать текст и составить схему «виды витаминной недостаточности», дать определение основным понятиям. Отчет оформить в виде презентации.
2 группа
Прочитать текст и заполнить таблицу. Отчет в виде презентации.
Витамины
Суточная потребность
Заболевания
3 группа
Прочитать текст и подготовить рекомендации по сохранению витаминов в пище. Отчет в виде презентации.
4 группа
Перед вами буклет «Витамины – эликсиры жизни!» с пропусками. С помощью материала учебника и полученных новых знаний заполните пропуски. Подготовьте буклет к распечатке для учащихся класса.
2. Отчеты групп о выполнении заданий.
Учащиеся1 группы рассказывают об авитаминозе, гиповитаминозе и гипервитаминозе.
Учащиеся групп 2, 3, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.
Учащиеся 2 группы нам рассказывают о заболеваниях, связанных с витаминной недостаточностью.
Учащиеся групп 1, 3, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.
Учитель. В какое время года наш организм особенно испытывает недостаток витаминов? Почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Нужно знать, что именно весной наш организм нуждается в витаминах, потому что зимой их количество резко снижается из-за отсутствия свежих фруктов и овощей, которые несут в себе максимальную дозу витаминов. При длительном хранении продуктов витамины разрушаются, поэтому весной в овощах и фруктах очень мало витаминов. Для предупреждения гиповитаминоза медицинская промышленность выпускает витаминные препараты. Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?
Учащиеся. Это может привести к гипервитаминозу.
Учитель. Ребята, как вы думаете, что предпочтительнее при приеме пищи: медицинский препарат в ней или натуральные овощи и фрукты?
Учащиесявысказывают свои предположения.
Учитель. Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, ими нельзя перенасытить организм (кроме некоторых, например, витамин А), не вызывают токсемии – отравления. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить и хранить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Ребята из 3 группы нам расскажут, как правильно готовить пищу.
Учащиеся 3 группыпредставляют отчет по заданию.
Учащиеся групп 1, 2, 4 вносят данные в свои опорные конспекты.
Учащиеся 4 группы работали с буклетом, им нужно было вставить недостающие слова. (Проверятся работа 4группы)
Учитель. Буклет готов. Сегодня каждый из вас сможет унести его домой и рассказать родителям про витамины и про наш урок.
7. Закрепление.
Беседа учителя с учащимися.
Какой витамин самый важный?
Что является источником витаминов в организме?
Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
Как восполнить недостаток витаминов в организме?
Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Учитель.Давайте вернемся к теме и цели урока.
Почему витамины оказались для нас «знакомыми незнакомцами»?
Выполнена ли цель урока?
Вставьте в предложение пропущенные слова:
«…….. витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать …………………. человека. Их ………………… вредно, как и их …………………..».
(Все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.)
Решение кроссворда.
Фронтальная работа. Заполнение кроссворда проверяется на слайдах.
Проверка опорного конспекта.
Самопроверка – сверка с образцом на слайде.
8. Домашнее задание
1. Для всех: материал п.37, опорный конспект.
2. По желанию: найдите информацию о других витаминах и заполните таблицу:
Витамины
В каких продуктах содержится
Суточная потребность
Заболевания
9. Рефлексия.
Составление синквейна.
Задания для 5 строк - на слайде.
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3.Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая – это фраза из трех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример: Витамин.
Важный, нужный.
Участвует, содержится, влияет.
Активизирует обмен веществ.
Вещество.
По итогам сегодняшнего урока продолжите одно из предложений:
Начала предложений – на слайде.
Мне было интересно, потому что …
Мне было трудно …
У меня получилось
Меня удивило …
Урок дал мне для жизни …
Мне захотелось …
Учитель. Мне понравилась ваша работа на уроке. Никогда не забывайте, что без витаминов жизнь невозможна, а в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!