kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца" соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца"»

Конспект урока в 9 классе.

Тема: Работа сердца.

Цели: - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Задачи урока:

Образовательные: - формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматизм;

- повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт веществ», «Строение сердца»;

- продолжить формирование навыков работы с учебником и раздаточным материалом.

Развивающие: - развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательные: - прививать навыки коммуникативного общения;

- воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, бережного отношения к своему здоровью, воспитание культуры речи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент.(1 мин.)

  2. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.(5 мин.)

- Вставьте в текст пропущенные слова. (Приложение 1)

- Составьте схему.(Приложение 2)

- надпишите части сердца. (Приложение 3)

-круги кровообращения: как изменяется кровь в малом круге кровообращения; в большом круге кровообращения?

3. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, песен, поэм написано о нем! Вот отрывок из стихотворения Э Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар , на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя, до всего есть дело.

- Какой символ является символом любви?

- Как его изображают?

- А действительно ли так выглядит сердце?

- А какие имена прилагательные употребляются именем существительным сердце?

- Давайте выясним, подходят ли эти слова в биологическом смысле к нашему сердцу?

2. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и определить цель.

Мы с вами уже на прошлом уроке определили местоположение сердца в человеческом организме. Где оно находится? (Слово сердце от середина, размеры сердца с кулак)

Мы уже знаем, что сердце человека четырехкамерное. Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Сердце – удивительный и надежный насос, который работает всю жизнь без остановки. За один день сердце сокращается не менее 100 тыс. раз. Если прожить 70 лет, то за эти годы сердце сократится около 3 млрд. раз. И это все без ремонта, замены деталей. За сутки оно перекачивает 10 тонн крови, а за 70 лет – 175 млн. литров.

В чем секрет неутомляемости и высокой работоспособности сердца? Запишите предположения в тетради.

Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

3.Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 сек. Частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (учащиеся заполняют таблицы) (Приложение 4):

1 .Длится 0,1 сек. Сокращение предсердия, кровь через створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении.(интернет-ресурс)

2.Длится 0,3 сек. Сокращение желудочков. Открываются полулунные клапаны, кровь направляется в аорту из левого желудочка и из правого желудочка в легочные артерии. (интернет-ресурс)

3. Длится 0,4 сек. Пауза, общее расслабление сердца. Полулунные клапаны закрыты.

Весь сердечный цикл длится 0,8 сек. Он прослушивается как сердцебиение.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек, а 0,7 сек отдыхают; желудочки работают 0,3 сек, а 0,5 сек. отдыхают.

В сердце интенсивно протекают обменные процессы, т.к. клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью.

Вывод: высокая работоспособность сердца обусловлена:

- высоким уровнем обменных процессов

- усиленным снабжением мышц сердца кровью

- строгим ритмом его деятельности.

4. Регуляция работы сердца.

Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинно-мозговые нервы.

Нервная регуляция



Симпатическая парасимпатическая

нервная система нервная система

усиление работы сердца ослабление работы сердца



Гуморальная регуляция



Усиление работы сердца ослабление работы сердца

Гормоны надпочечников ацетилхолин

адреналин ионы калия

ионы кальция

5. Виртуальная лабораторная работа.

6. Автоматизм сердца.

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог Кулябко в 1903 году оживил сердце трехмесячного ребенка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

7. Что мы знаем о сердце на духовном уровне?

Сердце

Доброе Злое

Сеет вокруг себя здоровье, уничтожает и высасывает жизненные

улыбку, тепло силы

Давайте охарактеризуем каждое из них при помощи прилагательных.

8. Укрепление и сохранение здоровья сердца. (работа с карточками и памятками, расшифровка девиза). (Приложение 5)

Вывод по уроку.

Что нового мы узнали на уроке? (изучили работу сердца, механизм нервной и гуморальной регуляции, выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни).

Закрепление материала – тесты.

Д.З. – стр. 149-152, решить задачу (Приложение 6), составить синквейн «сердце».







Приложение 1

Вставьте в текст пропущенные слова.

Люди, которые при переливании отдают свою кровь, называются ………….………….. . Те, кто принимают кровь, называются ………………..……….. . Универсальной группой крови, которую можно переливать во все другие, является …………………….... группа. Люди, имеющие ……………….... ……….группу, могут принимать все другие группы крови. При переливании крови нужно учитывать не только группу крови, но и …………………………….…. .



Приложение 2

Дополните схему.

Клапаны







_ ___________________ _____________________

_____________________ ______________________







Приложение 3

Надпишите части сердца





Приложение 4



Заполните таблицу: «Сердечный цикл»

Фаза сердечного цикла

Движение крови

Время (сек)


Сокращение (систола) предсердий


Сокращение (систола) желудочков


Общая пауза (диастола)




Приложение 5

Что тебе нужно делать, чтобы укрепить своё СЕРДЦЕ?

  1. не переедать;

  2. здоровый отдых (сон 8-10 часов, двигательная активность, свежий воздух, эмоциональный комфорт  и т.п.);

  3. закаляться;

  4. больше употреблять овощей (капусты, моркови, помидоров, лука, сладкого перца), фруктов (апельсинов, яблок, бананов), ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда), а так же продуктов, содержащих  необходимые для сердца и кровеносных сосудов минеральных веществ (молока, кефира, гречневой и овсяной крупы, морской капусты и других море продуктов, орехов и изюма);

  5. меньше есть сладостей;

  6. меньше употреблять жирных продуктов;

  7. сбалансировано питаться;

  8. отказаться от вредных привычек;

  9. больше заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности;

  10. избегать нервных перегрузок;

  11. остерегаться болезней.

Девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)







Памятка учащимся для ведения здорового образа жизни

1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными  физическими нагрузками.
2. Не переедать и  не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.
3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в свободное время заниматься серьезным делом (творчеством).
4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.
5. Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего характера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
6. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма. Чтобы это вошло в привычку, надо испробовать различные закаливающие процедуры (обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой всего туловища и отдельных его участков, купание, контрастный душ, сауна и т.п.) и выбрать для себя те, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
7. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.

Приложение 6

Задание 1« Реши задачу» -Сердце нормального тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока в 9 классе на тему "Работа сердца"

Автор: Куприкова Виталия Александровна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме "Окончание и основа слова""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_po_tiemie_okonchaniie_i_osnova_slova"
    ["file_id"] => string(6) "346315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474998220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока на тему "Первая медицинская помощь при остановке сердца""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt_uroka_na_tiemu_piervaia_mieditsinskaia_pomoshch_pri_ostanovkie_sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "344363"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474204259"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_muzyki_ne_molknet_serdtse_chutkoe_shopena"
    ["file_id"] => string(6) "474182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529848197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "План конспект урока «Олимпийские игры в древности». "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-olimpiiskiie-ighry-v-drievnosti"
    ["file_id"] => string(6) "103011"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402563342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства