Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"
Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы. Цели: Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза. Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное. Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"»
Тема урока: «Современные гипотезы о происхождении человека»
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.
2) Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Осознание и осмысление учебной информации.
6) Первичное закрепление учебного материала.
7) Информация о домашнем задании.
8) Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный этап
Побуждает учащихся правильно организовать рабочее место. Определяет готовность к уроку.
Учитель высказывает добрые пожелания обучающимся и желает удачи.
Проверяют готовность рабочего места к уроку. Самоорганизация.
2. Целеполагание и мотивация.
Вводит учащихся в новую тему, излагая её основные задачи и план изучения.
Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:
«Главным предметом изучения человечества является человек».
Гёте
Читает стихотворение
Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил душой создатель?
Или разум как зарница,
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки…
Но откуда не взялись б мы
Раз, возникнув человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Э. Дарвин
Ответьте на вопросы:
1.О чем идет речь в данном стихотворении?
2. Как вы думаете, какова тема нашего урока.
3. Сформулируйте цель урока.
Учащиеся слушают учителя, вносят свои предложения по плану изучения темы.
Объясняют смысл, данного высказывания; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, определяют тему и цели урока.
Отвечают на вопросы
3. Актуализация.
Раздает учащимся на парту 2 варианта по теме «Развитие жизни на Земле».
Раздает на парты ответы к тестам и заданию, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания).
После проверки комментирует ответы.
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.
1. Оформляют свои мысли в ответах.
2. Обсуждают ответ в паре.
Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради.
Знакомятся со своими результатами.
Высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.
4. Первичное усвоение материала.
С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека.
Сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. Защитники религии всячески стараются подчеркнуть исключительность человека как существа, наделенного бессмертной душой. Фактически, утверждение о божественном творении человека – одна из самых важных догм всех религий.
Ну а как же обстоит дело в действительности: что говорит о происхождении человека современная наука?
- Прежде чем рассказать об этом, давайте познакомимся с историей вопроса. Организует обучающихся на самостоятельную работу с учебником с. по заданию:
- прочитать с. в учебнике
- обратить внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв.
Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Слушают рассказ учителя, вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.
Просматривают материал.
Изучают текст учебника
на стр. , при необходимости обращаются к учителю за консультацией.
5. Осознание и осмысление учебной информации.
После изучения текста
с. в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
6. Первичное закрепление учебного материала.
Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?
2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?
Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.
7. Информация о домашнем задании.
Поясняет домашнее задание: изучить с. , ответить на вопросы 1-5 на
с. учебника
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.
8.Рефлексия (подведение итогов урока).
Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока, заполнение анкеты-рефлексии (приложение 2).
Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.
Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».
№ п/п
Учёный
Взгляд на антропогенез
1
Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)
Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.
2
Сократ
(469 – 399 гг. до н.э.)
Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.
3
Исократ (учитель красноречия)
Человек стал человеком благодаря речи.
4
Аристотель
(384 – 322 гг. до н.э.)
Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо».
5
К.Линней
(1707 – 1778)
Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).
6
И.Кант
(18 в.)
Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».
7
А.Н.Радищев
(1749 – 1802)
«Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе …, но и растению, грибу …. Паче всего сходственность человека примечательна с животными».
8
А.Каверзнев
(в 1775 г.)
Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
9
Ж.-Б.Роббинс
Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.
10
Ж.-Б.Ламарк
(начало 19 в.)
Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.
11
Ч.Дарвин
(1872 – 1872)
Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.
12
Ф.Энгельс
(20 в.)
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.