kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности;                            охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему     антропогенеза.
Развивающая:     способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.
Воспитательная:       создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"»

Тема урока: «Современные гипотезы о происхождении человека»


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.

Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.

Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.

Тип урока: Комбинированный урок

Вид урока: исследовательская работа.

Форма урока: самостоятельная работа.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: портреты учёных, таблицы, иллюстрирующие этапы антропогенеза, мультимедийный проектор, презентация.

План урока

1) Организационный этап.

2) Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Осознание и осмысление учебной информации.

6) Первичное закрепление учебного материала.

7) Информация о домашнем задании.

8) Рефлексия.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Побуждает учащихся правильно организовать рабочее место. Определяет готовность к уроку.

Учитель высказывает добрые пожелания обучающимся и желает удачи.

Проверяют готовность рабочего места к уроку. Самоорганизация.

2. Целеполагание и мотивация.

Вводит учащихся в новую тему, излагая её основные задачи и план изучения.

Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

«Главным предметом изучения человечества является человек».

Гёте

Читает стихотворение

Мы откуда появились?

Звезд далеких порожденье?

Или все ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил душой создатель?

Или разум как зарница,

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!

Скрыто тайной все навеки…

Но откуда не взялись б мы

Раз, возникнув человеком,

Надо, чтоб мы им остались.

Э. Дарвин

Ответьте на вопросы:

1.О чем идет речь в данном стихотворении?

2. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Сформулируйте цель урока.

Учащиеся слушают учителя, вносят свои предложения по плану изучения темы.



Объясняют смысл, данного высказывания; мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке, определяют тему и цели урока.














Отвечают на вопросы







3. Актуализация.

Раздает учащимся на парту 2 варианта по теме «Развитие жизни на Земле».

Раздает на парты ответы к тестам и заданию, просит самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорит критерий оценивания).

После проверки комментирует ответы.

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.

1. Оформляют свои мысли в ответах.

2. Обсуждают ответ в паре.

Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради.

Знакомятся со своими результатами.








Высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.

4. Первичное усвоение материала.

С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека.

Сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. Защитники религии всячески стараются подчеркнуть исключительность человека как существа, наделенного бессмертной душой. Фактически, утверждение о божественном творении человека – одна из самых важных догм всех религий.

Ну а как же обстоит дело в действительности: что говорит о происхождении человека современная наука?

- Прежде чем рассказать об этом, давайте познакомимся с историей вопроса. Организует обучающихся на самостоятельную работу с учебником с. по заданию:

- прочитать с. в учебнике

- обратить внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв.

Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Слушают рассказ учителя, вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание.





























Просматривают материал.


Изучают текст учебника

на стр. , при необходимости обращаются к учителю за консультацией.

5. Осознание и осмысление учебной информации.

После изучения текста

с. в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

6. Первичное закрепление учебного материала.

Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?

2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?

Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.

7. Информация о домашнем задании.

Поясняет домашнее задание: изучить с. , ответить на вопросы 1-5 на

с. учебника

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

8.Рефлексия (подведение итогов урока).

Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока, заполнение анкеты-рефлексии (приложение 2).

Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.


Интернет ресурсы:

  1. http://www.virtulab.net

  2. http://blog-matveev.livejournal.com/607451.htm

  3. http://www.kp.ru/daily/24468/627882/

  4. http://festival.1september.ru/articles/502912/pril5.doc

  5. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.










Приложение 1.

Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».

№ п/п

Учёный

Взгляд на антропогенез

1

Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)

Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.

2

Сократ

(469 – 399 гг. до н.э.)

Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.

3

Исократ (учитель красноречия)

Человек стал человеком благодаря речи.

4

Аристотель

(384 – 322 гг. до н.э.)

Ставил человека рядом с обезьянами. «Человек - разумнейшее животное не потому, что имеет руки, а потому и имеет руки, что он – разумнейшее существо».

5

К.Линней

(1707 – 1778)

Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).

6

И.Кант

(18 в.)

Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».

7

А.Н.Радищев

(1749 – 1802)

«Человек – единоутробный сродственник , брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе …, но и растению, грибу …. Паче всего сходственность человека примечательна с животными».

8

А.Каверзнев

(в 1775 г.)

Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

9

Ж.-Б.Роббинс

Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

10

Ж.-Б.Ламарк

(начало 19 в.)

Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.

11

Ч.Дарвин

(1872 – 1872)

Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.

12

Ф.Энгельс

(20 в.)

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.


























Приложение 2.

Анкета-рефлексия

В какой мере удовлетворён занятием:

В какой мере проявил себя:

В какой мере усвоил материал:


Оцени полезность занятия:

Оцени новизну изучаемого материала:

3 – полностью удовлетворен

3 – в полной мере

3 - в полной мере

3 – полезно



3 – все было новое

2 – в основном

2 – в значительной мере

2 – в значительной мере

2 – многое полезно

2 – много было новым

1 – частично

1 – частично (мало) проявил

1 – частично 

1 – не очень полезно

1 – мало было нового, многое известно

0 – не удовлетворен

0 – не проявил

0 – не усвоил

0 – бесполезно

0 – ничего нового





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Современные гипотезы о происхождении человека"

Автор: Данилова Таисия Викторовна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по предмету "Человек.Общество.право"на тему "Человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-chieloviek-obshchiestvo-pravo-na-tiemu-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "171703"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423717604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по биологии на тему "Гипотезы происхождения жизни на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-gipotiezy-proiskhozhdieniia-zhizni-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "108978"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403979615"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока биологии "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "164289"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422622967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства