1.1. Организационный момент 1.2. Формулировка темы урока Сегодня в начале урока отгадаем загадки. После того как справимся с заданиями, определим тему нашего урока. (ответы вывешиваются на доску) Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий... Абрикос Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, на куски его порежь, мякоть красную поешь. Арбуз На шнурочке-стебелёчке, сладких ягод груда на большое блюдо. Виноград В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда-треснул домик гладкий, поскакали кто куда круглые ребятки. Орех. Ну а это угадать очень даже просто: апельсин, ни дать, ни взять, только меньше ростом. Мандарин Как на грядке под листок Закатился чурбачок - Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. Огурец | | О чем пойдет речь сегодня на уроке? - О плодах. Что вы знаете о плодах? - Их употребляют в пищу - Образуются из цветка - В них образуются семена Что бы вы хотели узнать о плодах? -Какие существуют виды плодов? -Чем отличаются плоды? Давайте сформулируем тему нашего урока. - Разнообразие плодов и семян. Тема урока: «Разнообразие плодов и семян. (Слайд 1). | Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих. - Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Вводит понятие «плоды». Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании. Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам | Учащиеся приветствуют учителя разгадывают загадки о плодах - Предлагают свои варианты формулировки темы. - Делают вывод, что речь идет о плодах, определяют тему урока; (Записывают тему урока в тетрадь) | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование волевая саморегуляция Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Познавательные общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели моделирование выбор оптимальных способов решения задач умение строить речевое высказывание |
2.1. Построение «открытия» новых знаний (задача 1) Вспомним, что такое плод. Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Плод – орган цветковых растений, служащий для размножения и расселения растений. Лабораторная работа. Выданы различные плоды. Мы должны определить на какие группы они подразделяются. Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов. Вспомнить технику безопасности во время проведения лабораторной работы: Работать за столом следует аккуратно. Не делать резких движений. Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться. В случае пореза, обратиться к учителю. Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место. . Задания: Перед вами плоды растения…(назвать). Опишите их по форме, окраске, размерам, вкусу). Б. Возьмите в руку иголку и попробуйте проколоть плоды. Все ли плоды удалось проколоть? Почему? - Оболочка у некоторых плодов жесткая. Что еще заметили? - Из одних плодов выделяется сок, из других нет. Как можно назвать те плоды, из которых сок вытекает? - Сочные плоды. Слайды 3-6 А те, из которых сок не выделяется? -Сухие плоды. Слайды 7-10 2.2. Первичное закрепление по задаче 1 Каждому учащемуся предлагается выполнить задание: учащиеся самостоятельно составляют в тетради схему «Сочные и сухие плоды», используя учебник с.23 ПЛОДЫ СОЧНЫЕ СУХИЕ Плоды гороха, акации, плод вишни, плод арбуза, плод помидора, плоды смородины, плод дуба, плод персика, плод яблока Проверка Физкультминутка. Липы выстроились в круг Широким жестом развести руки в стороны. Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону. Вниз верхушки пригибают И качают их, качают Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону. Чок – чок, каблучок! Потопать ногами. В танце кружится сверчок. Покружиться. А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. Движения руками, как при игре на скрипке. Крылья бабочки мелькают – Движения руками, как крыльями. С муравьем она порхает. Покружиться парами. Под веселый гопачок Лихо пляшет паучок. Танцевальные движения, как в гопаке. Звонко хлопают ладошки! Похлопать в ладоши. Всё! Устали ножки!
2.3. Построение «открытия» новых знаний (задача 2) Создает проблемную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала. -Мы разделили плоды на 2 группы по содержанию в них определенного количества воды. Возьмём два плод яблока и плод подсолнечника. С помощью ножа разделим на две части каждый плод. Плоды можно подразделить на группы и по-другому. Каким образом? -в зависимости от количества семян: односемянные и многосемянные. Рассмотрим плоды различных растений. Учитель показывает иллюстрацию плода, учащиеся записывают результаты в таблицу Название плода | Тип плода | Односемянной | Многосемянной | | | | | | | 2.4. Первичное закрепление по задаче 2 Давайте подведем итог нашей работы. | - Создает учебную ситуацию, связанную с изучением плодов ходе лабораторной работы. Побуждает обучающихся выделять существенные признаки плодов. Знакомит с понятиями «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка», - организует первичное закрепление. Каждому учащемуся предлагает выполнить задание; Создает учебные ситуации для формирования умения определять типы плодов Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы - Каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа | Высказывают свои ассоциации. Запись определения в тетрадь. Решают учебные ситуации по изучению нового материала - Рассматривают плоды, анализируют их строение, описывают существенные признаки. Узнают и запоминают существующие понятия «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка», Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации - Сравнивают типы плодов Учатся определять тип плода растения и доказывать свою точку зрения Учатся использовать все введенные на уроке понятия Осуществляют поиск информации и ее преобразование - Выполняют задания. тип плода растения и доказывать свою точку зрения Рассказывают по таблице: - слушают, проводят взаимооценку. | Познавательные общеучебные: логические: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью Регулятивные: |
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока? - Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их. Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы. (Игровая ситуация: Стук в дверь, Ой, ребята! Нам волшебную корзинку принесли, но, чтобы узнать что в ней лежит, нам нужно выполнить задания) Работа в парах: выбрать правильный ответ Персик:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Шиповник:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Груша:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Горох:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Слива:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Жёлудь═сухой-сочный; односеменной-многосеменной Проанализируйте результаты вашей работы. Что выполнено верно?(показ плодов из корзины при проверке) Над чем еще предстоит поработать? Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз? -Какое значение плодов? Слайд 11. Ответы учащихся. Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Подведём итог урока. 1. Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить? Домашнее задание: п. 6 задание вопросы № 2 | Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения. Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния. | Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока) Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы Осуществляют рефлексию учебной деятельности | Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью |