kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Разнообразие плодов и семян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по теме "Разнообразие плодов и семян".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Разнообразие плодов и семян"»




КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Разнообразие плодов и семян»

7 класс. Биология. Растения. Грибы. Бактерии.

Автор: Винник Елена Сергеевна

(учитель биологии, БОУ «Нюксенская СОШ»)


УМК

1. Программа на основе стандартной общеобразовательной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией Н.Н.Воронковой.

2.Учебник: Романов, И.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В. Романов, Т.А. Козлова. – М. : Дрофа, 2014. – 175 с.

3.Электронное приложение к учебнику: www.drofa.ru

4.Рабочая тетрадь (готовится к изданию)


Оборудование

Оптимальный вариант: мультимедийный проектор, компьютер, электронные образовательные ресурсы по теме http://fcior.edu.ru/, натуральные объекты плодов, карточки с заданиями, лабораторное оборудование: чашки, иголки, ножи, разделочные доски.


Место урока

Урок №7 в разделе 3 «Цветок.Плод».

Предыдущие уроки: «Опыление и оплодотворение»

Следующие уроки: «Распространение плодов и семян».

Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Классификация плодов.

Лабораторная работа

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы


Предметные результаты обучения (для раздела)

Метапредметные результаты обучения (для раздела)

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

Учащиеся должны уметь:

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.




Цель урока: формирование знаний о разнообразии плодов и семян.


Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • о видах плодов,

  • о значении плодов.

Сформировать умения

  • определять и называть виды плодов,

  • выделять существенные признаки плодов,

  • объяснять значение плодов,

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

  • развить самостоятельность мышления, обобщать, делать выводы;

  • активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;

  • воспитать любовь к живой природе.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.











Содержание деятельности

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)

1.1. Организационный момент








1.2. Формулировка темы урока

Сегодня в начале урока отгадаем загадки. После того

как справимся с заданиями,

определим тему нашего урока. (ответы вывешиваются на доску)

  1. Что за фрукт поспел в садочке?
    Кость внутри, в веснушках щечки.
    Прилетел к нему рой ос —
    Сладок мягкий... Абрикос

  2. Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь, на куски его порежь, мякоть красную поешь. Арбуз

  3. На шнурочке-стебелёчке, сладких ягод груда на большое блюдо. Виноград

  4. В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда-треснул домик гладкий, поскакали кто куда круглые ребятки. Орех.

  5. Ну а это угадать очень даже просто: апельсин, ни дать, ни взять, только меньше ростом. Мандарин

  6. Как на грядке под листок
    Закатился чурбачок -
    Зеленец удаленький,
    Вкусный овощ маленький. Огурец










О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- О плодах.


Что вы знаете о плодах?

- Их употребляют в пищу

- Образуются из цветка

- В них образуются семена


Что бы вы хотели узнать о плодах?

-Какие существуют виды плодов?

-Чем отличаются плоды?


Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Разнообразие плодов и семян.


Тема урока: «Разнообразие плодов и семян. (Слайд 1).


Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих.



- Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о плодах.


















  • Вводит понятие «плоды».

  • Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.

  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам

Учащиеся приветствуют учителя






  • Дети

разгадывают загадки о плодах

  • Определяют тему урока

  • Актуализируют свои знания о плодах





















- Предлагают свои варианты формулировки темы.

- Делают вывод, что речь идет о плодах, определяют тему урока;

(Записывают тему урока в тетрадь)



Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция


Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью


Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • моделирование

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание


1.2 Формулирование проблемного вопроса

На доске вывешивается тема урока «Разнообразие плодов и семян». Обратите внимание на иллюстрации плодов на 1 слайде. Они очень разнообразны. Давайте поставим проблемный вопрос к нашему уроку.

- В чем причина разнообразия плодов?

  • Создает условия для самостоятельного формулирования проблемного вопроса


  • Формулируют проблемный вопрос

1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели

Итак, мы изучаем плоды.

1. Какие вопросы вам интересно было бы узнать по теме урока и почему?

- Узнать о видах плодов,

- Узнать, какое значение имеют плоды для человека.

(Возможны различные формулировки целей обучающимися.)

Цели записываются на доске, предварительно структурируются учителем.

Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?

  • Рассматривать плоды растений на рисунках, натуральном материале, слайдах. Выделять общие признаки и различия.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.




  • Создает учебную ситуацию целеполагания.

  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

  • Структурирует предложенные формулировки.

  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам биологии в 5 классе.

  • Способствует осознанному формированию УУД при постановке «цели +»


  • Формулируют цели урока

  • Предлагают пути их достижения

  • Составляют план работы:

А) виды плодов

Б) значение плодов

2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (20 минут)

2.1. Построение «открытия» новых знаний (задача 1)


Вспомним, что такое плод. Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Плод – орган цветковых растений, служащий для размножения и расселения растений.


Лабораторная работа.

Выданы различные плоды. Мы должны определить на какие группы они подразделяются.

Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов.

Вспомнить технику безопасности во время проведения лабораторной работы:

  1. Работать за столом следует аккуратно.

  2. Не делать резких движений.

  3. Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.

  4. В случае пореза, обратиться к учителю.

  5. Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.

  6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

  7. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

.

Задания:

  1. Перед вами плоды растения…(назвать). Опишите их по форме, окраске, размерам, вкусу).

Б. Возьмите в руку иголку и попробуйте проколоть плоды. Все ли плоды удалось проколоть? Почему?

- Оболочка у некоторых плодов жесткая.

Что еще заметили?

- Из одних плодов выделяется сок, из других нет.

Как можно назвать те плоды, из которых сок вытекает?

- Сочные плоды.

Слайды 3-6

А те, из которых сок не выделяется?

-Сухие плоды.

Слайды 7-10

2.2. Первичное закрепление по задаче 1

Каждому учащемуся предлагается выполнить задание:

учащиеся самостоятельно составляют в тетради схему «Сочные и сухие плоды», используя учебник с.23


ПЛОДЫ

СОЧНЫЕ

СУХИЕ

Плоды гороха, акации, плод вишни, плод арбуза, плод помидора, плоды смородины, плод дуба, плод персика, плод яблока

Проверка






Физкультминутка.

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.

Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!



2.3. Построение «открытия» новых знаний (задача 2)

Создает проблемную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения материала.

-Мы разделили плоды на 2 группы по содержанию в них определенного количества воды.


Возьмём два плод яблока и плод подсолнечника. С помощью ножа разделим на две части каждый плод.

Плоды можно подразделить на группы и по-другому. Каким образом?


-в зависимости от количества семян: односемянные и многосемянные.

Рассмотрим плоды различных растений.

Учитель показывает иллюстрацию плода, учащиеся записывают результаты в таблицу

Название плода


Тип плода

Односемянной

Многосемянной








2.4. Первичное закрепление по задаче 2

Давайте подведем итог нашей работы.






- Создает учебную ситуацию, связанную с изучением плодов ходе лабораторной работы.


















Побуждает обучающихся выделять существенные признаки плодов.

  • Знакомит с понятиями «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка»,





- организует первичное закрепление.

Каждому учащемуся предлагает выполнить задание;


  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов плодов.

  • Корректирует.

  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.































  • Создает учебные ситуации для формирования умения определять типы плодов

  • Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы







- Каждому отвечающему предлагает провести самооценку ответа

Высказывают свои ассоциации. Запись определения в тетрадь.

Решают учебные ситуации по изучению нового материала



















- Рассматривают плоды, анализируют их строение, описывают существенные признаки.

  • Узнают и запоминают существующие понятия «сочные плоды», «сухие плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «боб», «стручок», «яблоко», «костянка», «орех», «коробочка», «желудь», «ягода», «зерновка», «семянка», Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

- Сравнивают типы плодов

  • Учатся определять тип плода растения и доказывать свою точку зрения

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия

  • Осуществляют поиск информации и ее преобразование


- Выполняют задания.

































  • Учатся определять

тип плода растения и доказывать свою точку зрения

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия

  • Осуществляют поиск информации и ее преобразование











Рассказывают по таблице:

- слушают, проводят взаимооценку.



Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • установление причинно-следственных связей

  • подведение под понятия

  • доказательство


Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью



Регулятивные:

  • волевая саморегуляция


3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.

Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

(Игровая ситуация: Стук в дверь, Ой, ребята! Нам волшебную корзинку принесли, но, чтобы узнать что в ней лежит, нам нужно выполнить задания)

Работа в парах: выбрать правильный ответ

Персик:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной

Шиповник:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной

Груша:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной

Горох:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной

Слива:═сухой-сочный; односеменной-многосеменной

Жёлудь═сухой-сочный; односеменной-многосеменной


Проанализируйте результаты вашей работы. Что выполнено верно?(показ плодов из корзины при проверке)

Над чем еще предстоит поработать?

Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?

-Какое значение плодов?

Слайд 11.

Ответы учащихся.

Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия.

Подведём итог урока.

1. Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

Кого на уроке вам сегодня хотелось бы поблагодарить и оценить?


Домашнее задание: п. 6 задание вопросы № 2

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.


























  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений для выращивания культурных растений (в рамках выполнения домашнего задания и его обсуждения)


  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)

  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности


Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция


Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий


Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью






Приложение 1 задания

Разнообразие плодов и семян


Название плода


Тип плода

Односемянной

Многосемянной



































12


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Разнообразие плодов и семян"

Автор: Винник Елена Сергеевна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Плоды и семена""
    ["seo_title"] => string(29) "konspekt_uroka_plody_i_semena"
    ["file_id"] => string(6) "483011"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541005426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по окружающему миру "Размножение и развитие растений" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-razmnozhieniie-i-razvitiie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему:"Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "109032"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404052144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока   Окружающий мир         Что общего у разных растений? "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-chto-obshchiegho-u-raznykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "236686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444140256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства