kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Пресмыкающиеся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по биологии "Пресмыкающиеся"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Пресмыкающиеся"»

УРОК

Тема: Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся или Рептилии. Внешнее строение и скелет Пресмыкающихся.

Цели урока: создать условия для изучения новой темы; формирование знаний о представителях класс Пресмыкающиеся, о внешнем строении Пресмыкающихся, о строении их скелета. На основе изучения внешнего строения Пресмыкающихся и строении скелета, выявить черты приспособления Пресмыкающихся, связанные с жизнью на суше.

- образовательные:

познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.

- развивающие: уметь выделять главное, сопоставлять факты, формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации;

  • формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

  • развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

  • продолжать формирование биологической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

  • организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний

  • развивать навыки работы с наглядными материалами.

- воспитывающие: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение понятийным аппаратом урока:

- знать и уметь давать общую характеристику Класса Пресмыкающиеся; уметь определять систематическое положение представителей Класса Пресмыкающиеся в системе Животного мира.

-уметь объяснять происхождение названия Класса Пресмыкающиеся, приводить примеры, подтверждающие это название.

-уметь устанавливать взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни рептилий;

-уметь характеризовать особенности строения скелета пресмыкающихся, связанные с жизнью на суше;

- давать сравнительную характеристику отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных;

Давать четкую характеристику определениям: пресмыкающиеся, внутреннее оплодотворение, роговой покров.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

  • использование различных источников для получения биологической информации;

  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Метапредметные связи: экология, литература.

Методы и приёмы: 1.словесные2.наглядные3.практические

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • УМК: учебник для 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко (ФГОС)

Структура урока:

  1. Организационный этап-2 мин.

  2. Актуализация знаний-5 мин.

  3. Постановка учебной задачи-3 мин.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление-15 мин.

  5. Физкультминутка- 3 мин.

  6. Закрепление изученного материала-15 мин.

  7. Домашнее задание-2 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель:

Создание рабочего настроя учащихся на урок, мотивация на учебу.Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Личностные:

определять общие для всех и индивидуальные правила поведения и работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Сообщаю, что у нас урок изучения нового материала.

Подготовка к проверке домашнего задания.








Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала.












2.Актуализация знаний.

Цель: подведение учащихся к вопросу:

«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии», «Какое внешнее строение имеют представители Класса Пресмыкающиеся?», «Какая существует взаимосвязь между внешним строением Пресмыкающихся и их средой обитания?» «Что такое «пресмыкание»?» «Какая существует взаимосвязь между строением скелета Рептилий и жизнью на суше?»

Личностные:Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование мысли о необходимости изучения предмета биология, о необходимости получения знаний о представителях Класса Пресмыкающиеся или Рептилии.

Применение знаний на практике.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя



- Какой тип животных мы изучаем?


- С каким классом типа Хордовых мы с вами познакомились на предыдущих уроках?


- Как вы объясните это название?


- Какие приспособления в жизни в воде и на суше имеют амфибии?



Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию, готовятся к ответу на вопросы.








3.Постановка учебной задачи.

Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Определение целей и задач урока

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:
Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

осознание учебно-познавательной задачи


    1. О каких животных идёт речь в тексте, ?

Это чудовище похоже на дракона, длина которого достигает почти 3 метра, живёт на острове Комодо. Массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная, почти до 40 см, голова, пасть, вооруженная множеством зубов. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз собак. Наедается до того, что брюхо по земле волочится, после чего, часа два поспит - и опять – обедать! (Ящерица – гигант).

2. Обратите внимание на длину тела животного, что происходит в момент движения с телом объевшегося варана? (Тело его влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй).

Животных, сходных по строению, живущих в сходной среде, относят к одному классу.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Животных какого класса мы будем изучать?

Задание 1


На себе ношу я дом.

От врагов я прячусь в нём. (Черепаха)

Задание 2.


По реке плывет бревно,

И коварное оно,

Оживая вдруг, внезапно,

Может нас за ногу цапнуть.

Ответ: Крокодил

 

Я умею быстро скрыться

И тихонько затаиться.

Ну, а если ты обманешь

И за хвост меня поймаешь,

Я его тебе, прощаясь,

Сброшу, в травке растворяясь.

Ответ: Ящерица

 

Уж очень ядовита —

Тем и знаменита

В капюшоне та змея.

Должны вы знать, её, друзья.

Ответ: Кобра

 

С хвостом и капюшоном,

Очки есть на спине.

Когда она взволнована,

Не подходите к ней.

При всем ее прикиде

Характер гадкий виден.

Ответ: Кобра

 

Ей, головою дорожа,

гораздо безопасней

отбросить хвост да убежать

отращивать запасный.

Ответ: Ящерица

 

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут  живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея

 

Вьется веревка, на конце – головка.

Под кустом, под ярусом

Лежит пояс гарусный.

Ответ: Змея


Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.









Отвечают на вопросы.











Делают выводы, определяют цели и задачи урока.







Отгадывают загадки.
































4. Изучение нового материала.

Цель:«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии», «Какое внешнее строение имеют представители Класса Пресмыкающиеся?», «Какая существует взаимосвязь между внешним строением Пресмыкающихся и их средой обитания?» «Что такое «пресмыкание»?» «Какая существует взаимосвязь между строением скелета Рептилий и жизнью на суше?»

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Предметные:

овладение понятийным аппаратом урока

Рассказ учителя.

Пресмыкающиеся, или рептилии (лат. Reptilia) — класс преимущественно наземных позвоночныхживотных, включающий современных черепахкрокодиловклювоголовыхамфисбенящериц и змей. В XVIIIXIX веках вместе с амфибиями объединялись в группу гады — холоднокровные наземные позвоночные. Считаются самыми близкими к птицам (иногда даже объединяются с ними в одну таксономическую группу). В мире известно около 9400 видов пресмыкающихся, на территории России обитает 77 видов.

Крупнейшие наземные животные принадлежали к динозаврам — представителям древних пресмыкающихся. Пресмыкающиеся пережили расцвет в эпоху мезозоя, когда они доминировали на суше, в море и в воздухе. В конце мелового периода большая часть пресмыкающихся вымерла. Современные рептилии — лишь разрозненные остатки того мира. Однако, древние рептилии дали начало процветающей в настоящее время группе животных — птицам, причём многие приспособления, обусловившие эволюционный успех этой группы, появились ещё у её предков, представлявших собой специализированные формы рептилий (теплокровность, теплоизолирующий покров тела — перья, развитый головной мозг, и так далее). Ранее к этой группе относили синапсидов — предков современных млекопитающих.

Систематика:

В классификации пресмыкающихся много неясного, во многом потому, что большая их часть вымерла.

Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени.

В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда:

  1. Чешуйчатые (подотряды: ящерицы, змеи, хамелеоны)

  2. Черепахи

  3. Крокодилы

  4. Клювоголовые (один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии).

Пресмыкающиеся, или рептилии широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде. Почти 65 млн. лет назад рептилии были господствующей группой на Земле, населяли все среды жизни. Это время отличалось тёплым и влажным климатом. Большинство этих древнейших животных (динозавры) вымерли, причин до сих пор никто не знает. Однако потомки древних рептилий приспособились к новым условиям и живут сегодня на всех материках кроме Антарктиды.


Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.


Специалист, изучающий рептилий - герпетолог.


  1. Общая характеристика

 Отличия от земноводных.

1. Сухая кожа, защищенная роговыми щитками от высыхания.

2. Нет личиночной стадии развития.

3. Размножение приспособлено    к    наземному    образу жизни:

А) Яйца снабжены плотной оболочкой и запасом питательных веществ в желтке.

Б) Оплодотворение внутреннее.

в) В яйце появились плодовые оболочки, обеспечивающие развитие на суше.

4. Развитие наземных форм идет только на суше.

5. Дыхание только легочное, в легкие воздух поступает за счет движений грудной клетки.

6. Зрительные доли  мозга  развиты сильнее, появились зачатки коры больших полушарий.

7. Появилось несколько  (до 8)  шейных позвонков, увеличивающих подвижность головы относительно тела.

8. В желудочке сердца появилась неполная перегородка,   лучше  разделяющая   артериальную и венозную кровь.

9. Туловищные почки заменены на тазовые.

10. Мозжечок небольшой, т.к. имеют примитивный способ передвижения (перемещаются, извиваясь), но несколько больше, чем у земноводных, за счет большего разнообразия движений.

        Общее с земноводными.

1. Имеют трехкамерное сердце, кровь в левой дуге аорты смешанная, а в правой дуге артериальная, которая поступает к голове и передним конечностям.

2. Холоднокровны.

3. Конечности расположены по бокам туловища.

Покров.

Наружный кожный покров современных пресмыкающихся в результате утолщения и ороговения образует чешуйки или щитки. У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год.

Наряду с этим, древние рептилии могли также быть покрыты перьями (являющимися по строению специализированной формой чешуи) или похожими на пух нитевидными образованиями (прогрессивные архозавры).

Плотная и сухая кожа содержит пахучие железыСлизистые железы отсутствуют — кожа рептилий сухая, характерный блеск ей придают гладкие чешуи.

В наружной части внутреннего слоя кожи часто находятся специальные клетки — хроматофоры. В этих клетках секретируются пигменты: меланины и каротиноиды. Также в хроматофорах встречается способный отражать свет гуанин. Благодаря хроматофорам, некоторые пресмыкающиеся способны изменять окраску своего тела за сравнительно короткое время. Хамелеоны — наиболее известные представители с подобным свойством.


Скелет

В осевом скелете пресмыкающихся разделение на отделы более заметно, чем у земноводных. Хорошо различимы пять отделов позвоночника: шейный (лат. pars cervicalis), туловищный (пояснично-грудной, parsthoracolumbalis), поясничный, крестцовый (parssacralis) и хвостовой (parscaudalis).

Типичным для пресмыкающихся является следующее строение осевого скелета. Общее количество позвонковразлично у разных видов (50—80, у змей возрастает до 140—435). Из позвонков шейного отдела (от 7 до 10) два передних (атлант и эпистрофей) образуют сустав, позволяющий голове не только двигаться в вертикальной плоскости относительно первого шейного позвонка, но и поворачиваться. В туловищном отделе от 16 до 25 позвонков, каждый с парой рёбер. Первые несколько позвонков прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку (отсутствует у змей). В крестцовом отделе всего два позвонка, к широким поперечным отросткам которых причленяется таз. Хвостовой отдел составляют несколько десятков (15—40) постепенно уменьшающихся в размерах позвонков. Последние хвостовые позвонки представляют собой небольшие палочковидные косточки.

В некоторых группах рептилий осевой скелет имеет отличия. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. У черепах позвонки туловищного отдела срастаются со спинным щитом панциря, вследствие чего неподвижны.

Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных. Лишь в обонятельной капсуле и слуховой области содержится небольшое количество хряща. Осевой и висцеральный отделы черепа эмбрионально формируются отдельно, но у взрослых особей срастаются в единое образование. В состав черепа входят как хрящевые (замещающие, или первичные), так и многочисленные кожные (покровные, или вторичные) кости.

Пояс передних конечностей сходен с поясом земноводных, отличаясь лишь более сильным развитием окостенения. Пара передних конечностей рептилий состоит из плечапредплечья и кисти. Пара задних конечностей — из бедраголени и стопы. На фалангах конечностей расположены когти.


Мышечная система.

Мышечная система пресмыкающихся представлена жевательной, шейной мускулатурой, мускулатурой брюшного пресса, а также мускулатурой сгибателей и разгибателей. Присутствуют характерные  межрёберные мышцы, играющие важную роль при акте дыхания. Подкожная мускулатура позволяет изменять положение роговых чешуй.

Энергоснабжение произвольной мускулатуры современных пресмыкающихся происходит главным образом за счёт анаэробного разложения глюкозы — порядка 50…75 % мышечных волокон в их мышцах приспособлены к работе в анаэробных условиях (без участия кислорода). Такой метаболизм позволяет им перемещаться на короткие расстояния столь же быстро, как и теплокровным животным, и обеспечивает даже большую силу мышечных сокращений, причём интенсивность реакции слабо зависит от температуры тела. Однако уже через 1-2 минуты интенсивной работы мускулатуры в анаэробном режиме в ней накапливается молочная кислота, что приводит к наступлению своеобразной мышечной усталости. В результате уже после нескольких быстрых пробежек рептилия становится практически неспособна к активным действиям на время до нескольких часов, требующееся для распада накопившейся в мышцах молочной кислоты. Более крупные животные способны дольше терпеть накопление в мышцах молочной кислоты, но в то же время им требуется больше времени на восстановление. Некоторые современные рептилии, в частности, вараны, тем не менее, в значительной мере полагаются и на аэробный метаболизм и почти не испытывают проблем с накоплением молочной кислоты.

Среди вымерших древних рептилий известны высокоподвижные формы (такие, как наземные крокодиломорфыдинозавры и птерозавры), строение тела и предполагаемый образ жизни которых говорят о способности поддерживать продолжительную мышечную активность без утомления, что соответствует более интенсивному, чем у современных пресмыкающихся, обмену веществ, и работе мышц преимущественно по аэробному механизму, требующему интенсивного снабжения кислородом.


Питание

Большинство пресмыкающихся относится к плотоядным животным (включая насекомоядность и поедание падали, истинное хищничество среди современных рептилий свойственно только крокодилам, ряду ящериц и большинству змей). Для некоторых (например, агамыигуаны) характерно смешанное питание. Иногда встречаются и почти исключительно травоядные пресмыкающиеся (сухопутные черепахи).


Голос

Большинство рептилий не имеет настоящего голосового аппарата и производят лишь самые примитивные звуки вроде шипения или свиста. Крокодилы рычат, издают лающие и рокочущие звуки, детеныши квакают. Черепахи в некоторых случаях (испуг, брачный сезон, боль) могут издавать писк или стон. Представители гекконовых ящериц издают самые разные звуки — писк, визг, щебет, щелчки, крики.


Движение пресмыкающихся

Двигательная система пресмыкающихся усложняется, обеспечивая освоение всех наземных местообитаний, а у части вымерших и современных видов — и водоемов. Основное направление эволюции — усиление подвижности и маневренности движения, что расширяло возможности добывания пищи, спасения от врагов, поисков условий комфорта. Менее распространенное направление — выработка пассивных защитных приспособлений — костно-роговых щитов, шипов и других образований, ограничивающих подвижность (черепахи, многие вымершие рептилии).

«Типичное» исходное строение скелета имеют пресмыкающиеся, передвигающиеся относительно медленно на четырех ногах. При «пресмыкании» с помощью расставленных по бокам тела коротких парных конечностей, примерно равных друг другу, туловище относительно подвижно, хвост умеренно длинен и шея коротка (гаттерия, большинство ящериц). Приспособлением к движению по сыпучему грунту служит появление на пальцах оторочки из роговых пластинок («песчаные лыжи») и уплощение тела (ящерицы, круглоголовки и др.). Ускорение движения по суше достигалось увеличением относительных размеров и изменением постановки конечностей: перенос конечностей под туловище позволяет приподнять его над грунтом и ускорить передвижение (многие пустынные ящерицы; крокодилы, изменяя постановку ног, могут бежать галопом со скоростью 12 км в час).

Еще больше повысил скорость переход к двуногому передвижению, характерному для многих вымерших динозавров и некоторых пустынных ящериц (плащеносной; пустынной агамы, некоторых игуан, рис. 1). При этом увеличивались размеры хвоста, игравшего роль балансира, а передние конечности стали служить преимущественно для удерживания пищи; иногда они уменьшались до функционально почти бесполезного придатка. Сильное развитие задних конечностей с пальцами, отороченными чешуйками, позволяет шлемоносному василиску буквально «бежать по воде».


При обитании в густых зарослях трав, в кронах деревьев, в лесной подстилке или на сыпучих субстратах оказался выгодным переход к ползанию, сопровождающийся утерей конечностей. Змеевидные движения осуществляются тремя способами: а) изгибы тела в горизонтальной плоскости, при котором отдельные участки тела опираются на грунт и создают толкающую силу; след змеи при этом извитой, а скорость движения составляет 5-8 км/ч; б) обитатели песков при так называемом «боковом ходе» забрасывают, не касаясь субстрата, заднюю часть тела вперед и в сторону, опираясь на покоящуюся часть тела, затем переносят вперед переднюю часть тела и операция повторяется. При таком движении на песке остаются параллельные полоски поперек направления хода; в) при «гусеничном передвижении» по телу пробегает волна сокращения, толкающая его вперед при опоре на расширенные брюшные щитки.

Змеевидное тело эффективно и при передвижении в воде; совершенствование «водной специализации» выразилось в появлении морских змей с сжатым с боков хвостомУплощение тела при боковом сплющивании хвоста и приобретении плавательных перепонок между пальцами характерно для крокодилов и многих ископаемых архозавров. У черепах переход к водному образу жизни сопровождался уплощением, а затем и частичной редукцией панциря и превращением лап в мощные ласты.


- Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?


  1. Кожа сухая, лишенная желез;

  2. Легочное дыхание;

  3. Отсутствие кожного дыхания;

  4. Формирование грудной клетки и межреберных мышц, которые обеспечивают механизмы вдоха и выдоха;

  5. Подвижный шейный отдел.



Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.































































Записывают определения в тетрадь.



Составляют кластер.



















Записывают определения в тетрадь.









Составляют кластер.















































Записывают краткую характеристику.













Составляют кластер.





















Записывают определение в тетрадь.























Записывают определение в тетрадь.

























Записывают определение в тетрадь.























Записывают определения.


















































































Записывают краткую характеристику.



















Записывают краткую характеристику.













Записывают краткую характеристику.

















































































































































Записывают краткую характеристику.







5.Физкультминутка.

Здоровьесберегающий компонент.

Упражнения для глаз.

Выполняют упражнения.

6.Закрепление материала.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Личностные УУД:

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Решение практических заданий.


Тест

Найдите соответствие между отрядами пресмыкающихся и характерными признаками:

  1. Хвост сжат с боков.

  2. Кожа покрыта чешуйками.

  3. Кожа покрыта роговыми щитками.

  4. Позвоночник, рёбра, грудина соединены с верхним щитом панциря.

  5. Отсутствие зубов.

  6. Мощная челюсть с острыми зубами.

  7. Имеет «третий глаз»

  8. Парные мускусные железы.

  9. Части тела втягиваются под панцирь.

  10. Конечности отсутствуют.

  11. Раздвоенный язык.

  12. Сросшиеся веки.

  13. Подвижное соединение головы и туловища.

  14. Живое ископаемое

1 вариант -  для чешуйчатых, 2 вариант – для черепах, 3 вариант – для крокодилов.4. вариант для клювоголовых


1. Роговой покров пресмыкающихся

а. предохраняет их от излишних потерь воды

б. участвует в процессе дыхания

в.участвует в обмене веществ

г.участвует в выделении воды


2. Из перечисленных групп животных к рептилиям НЕ относится

а. змеи

б.ящерицы

в.черепахи

г.саламандры


3. Кожа у пресмыкающихся

а. имеет сальные железы

б.сухая, без желёз

в.имеет небольшое кол-во желёз, выделяющих слизь

г.имеет потовые железы


Выпишите номера правильных суждений:

1.Пресмыкающиеся- первые из позвоночных животных порвали связь водой.

2. У всех пресмыкающихся, в отличие от земноводных, верхнее и нижнее веки подвижны

3. Пресмыкающиеся откладывают яйца покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой

4.Самые крупные из современных пресмыкающихся-комодские вараны

5. Панцирь черепах сращен с позвоночником и ребрами

6.Все пресмыкающиеся питаются животной пищей

7. Самая древняя группа пресмыкающихся – черепахи.

8,Температура тела у пресмыкающихся постоянная, но невысокая




Интересно:


  1. Самая массивная змея на планете – анаконда, длина которой может достигать почти 7 метров. Весит эта рептилия от 30 до 70 килограммов. При этом самой длинной змеей на Земле признан сетчатый питон, вырастающий до 7,5 метров.

  2. Длина языка хамелеона может достигать 50 сантиметров.

  3. Кости черепа многих змей подвижны, чтобы их обладательницы могли чрезвычайно широко открывать рот и глотать крупную добычу.

  4. Черепахи появились на Земле раньше, чем динозавры 

  5. Рептилии, ведущие дневной образ жизни, видят мир в желто-оранжевом спектре.


Вывод урока.

 

Выставление оценок.


Выполняют задания.




Участвуют в обсуждениях, дополняют друг друга, анализируют ответы.



Записывают ответ в тетрадь и проверяют по ключу:

1 вар : 2, 8,10, 11, 12

2 вар: 4, 5, 9, 13

3 вар: 1, 3, 6,13

4 вар.7,14






































Выписывают правильные суждения, анализируют, рассуждают, дополняют друг друга.











































Формируют вывод урока.




Убирают рабочее место.

7. Домашнее задание.


П.39 учить, читать. Используя информационные ресурсы, подготовить доклады о вымерших пресмыкающихся.

Записывают домашнее задание, анализируют, задаю вопросы учителю.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по биологии "Пресмыкающиеся"

Автор: Горбатовская Светлана Анатольевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по биологии « Происхождение птиц от древних пресмыкающихся» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-biologhii-proiskhozhdieniie-ptits-ot-drievnikh-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "217882"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433505622"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок Многообразие пресмыкающихся"
    ["seo_title"] => string(39) "urokmnoghoobraziiepriesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "301983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457021710"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: Класс Птицы. Отряд Пингвины."
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_na_temu_klass_ptitsy_otriad_pingviny"
    ["file_id"] => string(6) "573354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613487193"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока-семинара «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области» "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-sieminara-riedkiie-i-okhraniaiemyie-vidy-ryb-ziemnovodnykh-i-priesmykaiushchikhsia-kurskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "110612"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406299669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства