Конспект урока-семинара «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Конспект урока-семинара «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Тема урока: «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области».
Цель: познакомиться с видами рыб, земноводных и пресмыкающихся, занесенными в Красную книгу Курской области; продолжить развивать навыки детей по работе с дополнительными источниками знаний, выбирать из текста главное; продолжить формировать умение самостоятельно делать выводы; совершенствовать умения распознавать изученные виды Пресмыкающихся в природе и на рисунках; сформировать бережное отношение к пресмыкающимся; продолжить формировать научное мировоззрение учащихся.
Тип урока: семинар с элементами контрольно обобщающего урока.
Данный урок-семинар стоит в заключении тем: «Надкласс Рыбы», «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся» и предшествует началу изучения нового класса Птицы.
Основным методом на семинаре была беседа.
В ходе данного семинара был реализован проблемный подход в обучении биологии. В начале семинара обучающимся была предложена проблема, решение которой они должны были найти в ходе семинара.
После обсуждения всех вопросов семинара, обучающимся задавались вопросы различного характера (требующие творческого подхода, включения логики мышления и т.д.), подводящие к общему выводу семинарского занятия, в котором излагаются способы решения главной проблемы всего семинара.
Домашнее задание не задавалось.
Проверка и оценка знаний по теме предыдущего урока была представлена в виде теста из 15 вопросов.
В целом, во время урока, класс был настроен достаточно доброжелательно. Большинству обучающимся тема урока показалась интересной, и они внимательно слушали, участвовали в ходе бесед. Были активны в процессе поиска способов решения поставленной проблемы. Познакомились с такой формой проведения занятия, как семинар. При подготовке к следующему семинару им уже будет легче, так как они будут руководствоваться не только памятками, но опытом, полученным в ходе этого семинара.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-семинара «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области» »
План урока на тему:
«Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Цель: познакомиться с видами рыб, земноводных и пресмыкающихся, занесенными в Красную книгу Курской области; продолжить развивать навыки обучающихся по работе с дополнительными источниками знаний, выбирать из текста главное; продолжить формировать умение самостоятельно делать выводы; совершенствовать умения распознавать изученные виды Пресмыкающихся в природе и на рисунках; сформировать бережное отношение к пресмыкающимся; продолжить формировать научное мировоззрение обучающихся.
Тип урока: семинар с элементами контрольно-обобщающего урока.
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, просмотр презентации, сообщения обучающихся.
Сегодняшний семинар будет посвященредким и охраняемым видам рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области. Из сегодняшнего семинара вы должны будете узнать, не только перечень этих видов, но и познакомиться с ними поближе, узнать их распространение, образ жизни. Так же, мы выясним, какие принимаются меры по их охране, и вы попробуете предложить дополнительные, исходя из ваших сообщений.
Открывайте ваши тетради, записывайте сегодняшнее число: ( ) и тему семинара: «Редкие и охраняемые виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области»
Выступления обучающихся, по подготовленным вопросам:
Быстрянка
Подкаменщик обыкновенный
Тритон гребенчатый
Жаба серая
Квакша обыкновенная
Лягушка съедобная
Черепаха болотная
Медянка
Гадюка степная
Гадюка обыкновенная
(Обучающиеся выступают, если у них возникают вопросы, они задают их после выступления; докладчик отвечает на вопросы, если он затрудняется, то я ему помогаю)
Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы
Обучающимся задаются вопросы, подводящие их к выводу по семинару:
Сколько всего видов рыб, встречающихся в Курской области? (33)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (2)
Сколько всего видов земноводных, встречающихся в Курской области? (12)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (4)
Сколько всего видов пресмыкающихся, встречающихся в Курской области? (9, по совр. данным – 10 – добавляется Гадюка Никольского)
Сколько занесены в Красную книгу Курской области? (4)
О чем говорят эти статистические данные?
Какие проводятся меры по охране видов, занесенных в Красную книгу Курской области?
Какие вы бы меры охраны могли предложить?
Зачем нужно изучать охраняемые виды?
Что вы сделаете, если встретите где-нибудь особь любого из видов, занесенных в Красную книгу?
Попробуйте сформулировать вывод по сегодняшнему семинару, что полезного вы для себя сегодня узнали?
Подведение итогов семинара:
На сегодняшнем семинаре, мы более подробно рассмотрели краснокнижные виды рыб, земноводных и пресмыкающихся Курской области. Теперь, я надеюсь, вы узнаете редкий вид, если он вам когда-нибудь встретится. И если такое произойдет, вы не будете ловить, и тем более уничтожать их. А запомните время суток, день и место встречи (а если будет под рукой фотоаппарат, то и сфотографируете), чтобы потом эти данные передать нашим зоологам (или мне, чтобы я им передала), тем самым принять участие в научной деятельности.
Список дополнительной литературы:
Акимушкин И. И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Мысль, 1989. – 462с.
Банников А. Г. И др. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. – 303с.
Брем А. Э. Жизнь животных в 3 томах. Том 3: Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. – М.: ТЕРРА, 1992. – 496с.
Жизнь животных: в 7 томах. Том 4 – Рыбы; Том 5: Земноводные. Пресмыкающиеся
Красная книга Курской области. Том 1.Редкие и исчезающие виды животных / Отв. ред. А.А. Власов / Власов А.А., Баусов И.А., Власова О.П., Гречаниченко Т.Е., Корольков А.К., Лада Г.А., Миронов В.И., Татаренко Д.Е./ Тула, 2001. 120 с. //55с
Мир животных. Книга для чтения Зверева.
Основные источники: 5 и 3.
Памятка обучающегося
Как готовиться к семинару:
Внимательно прочитай вопросы к семинару, ознакомься со списком литературы.
Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.
Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, не забудь отметить автора, название, год издания и стр.
При выявлении новых незнакомых терминов, найди в словарях их значения.
Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.
В случая возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»
Вариант I
Пресмыкающиеся – наземные хордовые, которые дышат при помощи: