Урок «Многообразие пресмыкающихся»
Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний о многообразии пресмыкающихся.
Задачи:
Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение многообразия пресмыкающихся.
Развивающая: формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературы; навык распознавания представителей разных отрядов пресмыкающихся; навык оказания первой помощи при укусе ядовитой змеей.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умения работать индивидуально и в парах, чувство ответственности за результат своего труда, воспитание бережного отношения и любви к природе.
Предполагаемые результаты:
Предметные: учащиеся знакомятся с характеристикой отрядов и их представителями.
Личностные: учатся определять по внешнему виду и особенностям жизнедеятельности к какому отряду относится животное, осваивают приемы первой помощи при укусе змеи
Метапредметные:
Познавательные: развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, таблицами, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них
Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать результат своего труда и исправлять ошибки самостоятельно.
Оборудование: медиапроектор, экран, раздаточный дидактический материал, презентация.
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Сегодняшний урок мы проведем вместе с вами. И прежде чем начать, я хотела бы посмотреть на ваше настроение. На столе лежат цветные листочки: красный означает тревожность, зеленый – спокойствие. Поднимите, пожалуйста, листочек, цвет которого соответствует вашему настрою. (спросить, почему тревожатся. Сказать, что и я, как они, тоже нахожусь под прицелом множества глаз и также испытываю тревожность)
Актуализация знаний.
Давайте немного пошевелимся.
Зоологический тренажер. Земноводные – квакают, пресмыкающиеся – хлопают в ладошки.
Кожа голая, тонкая
Кожа имеет роговые чешуйки
В скелете нет ребер
В шейном отделе 8 позвонков
Легкие многоячеистые
Сердце трехкамерное без перегородок
Холоднокровные
Крупный передний мозг
Оплодотворение наружное
Откладывают яйца
Молодцы!
Скажите, пожалуйста, чем внутренне строение пресмыкающихся отличается от внутреннего строения земноводных? (сердце; дыхательная система, ячеистые легкие; усложнение головного мозга: передний мозг, мозжечок).
Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся. (внутреннее оплодотворение, откладка яиц, покрытых оболочками кожистыми или скорлуполыми)
Рисунок внутреннего строения из учебника (погонять по цифрам)
Кто лишний? Ответ обосновать.
КРОКОДИЛ, САЛАМАНДРА, ХАМЕЛЕОН, ЧЕРЕПАХА?
Желтопузики спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми, как это можно объяснить? (показать фото этих животных)
Объяснение нового материала.
Назовите изображенных на слайде животных. К какому классу животных они относятся? Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.
На что мы должны обратить внимание при изучении этой темы? Какую цель поставим перед собой? (изучить особенности строения и жизнедеятельности животных каждого отряда, познакомиться с представителями)
Как будем достигать поставленную цель?
(Изучим каждый отряд, отметим характерные признаки, сравним и объединим полученные знания)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбы – приседаем, земноводные – наклон вперед, пресмыкающиеся – хлопок над головой
Р: тело покрыто чешуёй
З: кожа голая, тонкая
П: кожа имеет роговые чешуйки
Р: сердце двухкамерное
З: в скелете нет ребер
П: оплодотворение наружное
Гимнастика для глаз (сидя)
А вы знаете, как называется специалист, изучающий рептилий (пресмыкающихся)?
ГЕРПЕТОЛОГ.
Предлагаю вам побыть сегодня герпетологами!
Работаем в парах. На столах лежат листочки с таблицей, будете заполнять только свой вариант, а затем, слушая отвечающего, дозаполним пустые колонки.
Ящерицы с.197
Змеи с.198
Крокодилы с.199-200
Черепахи с. 200
Клювоголовые (доп. сведения)
На партах лежат листочки с дополнительной информацией. Изучите текст учебника и доплитературу, заполните таблицу.
Отдельное задание: чем ящерицы отличаются от змей?
Чем крокодилы отличаются от аллигаторов?
Ядовитые змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи (можно ли отсасывать яд?)
Первичное закрепление
Проработка результатов сам. работы, вопросы друг к другу, уточнения, объяснения.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Костный панцирь – Ч
Роговые щитки – К
Глаза и ноздри на возвышении – К
Веки неподвижные – З
Пищу глотают целиком – З
Втягивают голову и ноги – Ч
Мелкие чешуйки – З или Я
Бывают морскими, сухопутными и пресноводными – Ч
Могут отбрасывать хвост – Я
Есть ядовитые экземпляры – З
Включение в систему знаний и повторение
Три группы животных, по 4 в каждой. Есть определенная закономерность, по которой они сгруппированы. В каждой группе есть одно лишнее животное. Найдите его и обоснуйте свой ответ.
Веретеница, живородящая ящерица, желтопузик, гадюка
Кобра, удав, желтопузик, уж обыкновенный.
Крокодил, саламандра, хамелеон, черепаха.
Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо, слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу? (термолокаторы, на голове)
В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – желтоватый. На стволе дерева – имеет цвет коры или листьев. Кто он? (Хамелеон) Зачитать про него и посмотреть видеофрагмент.
Ребята, у Чехова есть рассказ «Хамелеон». В каком смысле автор употребил это слово?
Рефлексия учебной деятельности.
В заключении нашего занятия хотелось бы узнать, каким оно было.
Что нового вы сегодня узнали?
Что удивило?
Что понравилось или не понравилось?
Кто считает, что очень хорошо разобрался с темой урока?
Достаточно хорошо?
Кому требуется ещё раз самому посмотреть записи дома?
Какое теперь ваше настроение?
Д/з § 42
Творческое задание: найти и принести на следующий урок пословицы, поговорки, сказки о пресмыкающихся.
Составить кроссворды, ребусы по теме