kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Многообразие пресмыкающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 7 классе на конкурс "Учитель года - 2016".  Разработан в соответствии со стандартами второго поколения. В разработке имеется конспект урока, с прописанными этапами урока, физкультминуткой, рефлексией, в комплекте сопровождающая урок презентация, фрагмент видеофильма о хамелеоне, а также все необходимые приложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 Многообразие пресмыкающихся»

Многообразие пресмыкающихся


План

характеристики

Класс Пресмыкающиеся

Отряд Чешуйчатые


Отряд Крокодилы


Отряд Черепахи


Отряд Клювоголовые

Подотряд Ящерицы


Подотряд Змеи


Численность









Покров тела









Зубы








Строение конечностей








Особенность представителей

(если есть)








Самый крупный представитель









Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 Самостоятельная работа»

Самостоятельная работа

По предложенному характерному признаку определите отряд (подотряд) класса Пресмыкающиеся:


Костный панцирь –

Роговые щитки –

Глаза и ноздри на возвышении –

Веки неподвижные –

Пищу глотают целиком –

Втягивают голову и ноги –

Мелкие чешуйки –

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными –

Могут отбрасывать хвост –

Есть ядовитые экземпляры –


Самостоятельная работа

По предложенному характерному признаку определите отряд (подотряд) класса Пресмыкающиеся:


Костный панцирь –

Роговые щитки –

Глаза и ноздри на возвышении –

Веки неподвижные –

Пищу глотают целиком –

Втягивают голову и ноги –

Мелкие чешуйки –

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными –

Могут отбрасывать хвост –

Есть ядовитые экземпляры –


Самостоятельная работа

По предложенному характерному признаку определите отряд (подотряд) класса Пресмыкающиеся:


Костный панцирь –

Роговые щитки –

Глаза и ноздри на возвышении –

Веки неподвижные –

Пищу глотают целиком –

Втягивают голову и ноги –

Мелкие чешуйки –

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными –

Могут отбрасывать хвост –

Есть ядовитые экземпляры –


Самостоятельная работа

По предложенному характерному признаку определите отряд (подотряд) класса Пресмыкающиеся:


Костный панцирь –

Роговые щитки –

Глаза и ноздри на возвышении –

Веки неподвижные –

Пищу глотают целиком –

Втягивают голову и ноги –

Мелкие чешуйки –

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными –

Могут отбрасывать хвост –

Есть ядовитые экземпляры –




Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 Укус змеи»

Укус змеи - первая помощь

В наших широтах опасность представляет, пожалуй, только гадюка. Встреча с ней сулит мало приятного, потому первая помощь при укусе змеи – навык, необходимый каждому. Правда, принято считать, что змея не будет нападать на человека, пока тот сам не проявит агрессию и не вынудит ее защищаться. И все же лучше с этими земноводными дела не иметь, особенно в период с мая по сентябрь, когда активность змей наиболее высока.


Симптомы укуса

Змеиный яд не имеет запаха и вкуса. Диапазон последствий от его воздействия на организм человека широк – от местного воспаления до летального исхода. Все зависит от вида змеи и дозы яда, попавшей в рану. Опаснее всего – укус в голову, где находится большая сеть кровеносных сосудов. Через нее яд максимально быстро достигнет всех жизненно важных органов и систем. Укушенная конечность начинает болеть, немеет, появляется ощущение «мурашек по коже» в области укуса, затем оно распространяется на другие части тела. Пострадавший чувствует головокружение, у него снижается артериальное давление, может случиться обморок. Речевые органы немеют, нарушается речь, человек не может глотать, даже пить. Восходящий паралич от нижних конечностей быстро распространяется на все тело. Поражается и дыхательная мускулатура, нарушается ритм сердца. Последствиями укуса могут быть определенные осложнения: долго не заживающие раны, воспаления, абсцессы и др. Когда при укусе змеи в организм попадает большое количество яда, летальный исход неизбежен, если пострадавшему своевременно и правильно не оказать первую помощь.

Первая помощь

Действие первое и обязательное – вызвать «скорую» помощь. Пока же «неотложка» едет, укушенная конечность должна оставаться в покое, чтобы замедлить всасывание яда через лимфатические узлы. Потому пострадавшему нужно обеспечить покой, уложив его на спину и зафиксировав пораженную конечность с помощью лонгета или фиксирующей повязки. Накладывать жгут в данной ситуации не рекомендуется: это может усугубить интоксикацию (за исключением укуса кобры). Пострадавшему нужно обильное питье в виде простой воды, чая или кофе: через почки и потовые железы яд будет выводиться из организма. И ни в коем случае нельзя предлагать алкоголь! Спорным является вопрос: оказывая первую помощь при укусе змеи, нужно ли отсасывать яд из раны? Ртом – вряд ли. Если в ротовой полости того, кто оказывает помощь, есть ранки, яд может поразить и его. Существует другой метод: яд можно отсасывать на протяжении 10—15 минут маленькой банкой знакомым в народе способом. С помощью пламени от импровизированного факела (зажигалка, спичка и т.п.) в ней создается разреженное пространство, и банка сразу накладывается на место укуса. Затем пострадавшего нужно немедленно доставить в больницу, где ему должны ввести специальную сыворотку.


Отсасывания яда с помощью разряженного воздуха в банке

Чтобы не быть укушенным

Следует несколько слов сказать и о тех мерах, которые помогут предотвратить укус змеи. Главное средство самозащиты – это высокие кожаные или резиновые сапоги, о которые должны сломаться хрупкие зубы опасного пресмыкающегося. В крайнем случае, подойдут даже плотные шерстяные носки. Плюс осторожность. Помните: змея не будет нападать, если вы ее не обидите первым. Потому во время прогулок по лесу или болоту нужно очень внимательно смотреть под ноги и в случае встречи с опасным пресмыкающимся лучше обойти его стороной.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4 Если вы не знаете»

Если вы не знаете, какой змеей совершен укус, начинайте немедленно оказывать пострадавшему такую же помощь, как при укусе ядовитой змеи.

Укус любой змеи воспринимается человеком как укол булавкой. Но после укуса ядовитой змеи начинают бурно развиваться как местные, так и общие симптомы отравления.

Признаки укуса ядовитой змеи:

  • Одна или две точечные ранки.

  • Быстроразвивающийся отек, кровоизлияние, похожее на большой синяк, нарастающая боль.

  • Затем развивается общая реакция организма: лихорадка, холодный пот, тошнота и рвота, мышечная слабость.

  • Нарушение зрения («раздвоение» в глазах).

  • Возможно затрудненное дыхание.

Итак, что делать, если укусила змея?

  1. Пострадавшего необходимо успокоить, не дать ему двигаться, особенно не двигать пораженной конечностью — так не будет стимулироваться распространение яда по организму. Укушенную конечность необходимо иммобилизовать, как при переломах (зафиксировать оба ближайших сустава).

  2. Определите, если ли яд на одежде, на коже вокруг укуса. Прижав руку к укусу вы можете занести яд в рану. Удалите с кожи, что бы он не попал в кровь.

  3. Считается, что отсасывание яда ртом довольно безопасно, если постоянно сплевывать отсасываемую жидкость, а также периодически  промывать полость рта.

  4. Прежде всего, постарайтесь как можно скорее отсосать яд из ранки, постоянно сплевывая  (15 минут). Отсасывание яда при укусе змеи — очень эффективная помощь, но если у вас во рту есть ранки, яд может попасть через них в вашу кровь. К тому же, пострадавший может быть серьезной инфекцией и вы можете заразиться от него таким способом. Если вы не уверены, что готовы рисковать собой ради пострадавшего, можно отсасывать яд постановкой банки (подойдет пузырек), в котором нужно предварительно выжечь кислород. придумать специальное приспособление для отсоса крови – на 1 минуту.

  5. Однако методы отсасывания яда не всегда высоко эффективны. Результат зависит от того, насколько быстро вы начали это мероприятие (лучше не позднее, чем через несколько секунд после укуса) и оттого, насколько глубок укус. К тому же края раны быстро сомкнутся и отекут. Поэтому не теряйте драгоценные секунды на перетаскивание пострадавшего в более удобное место и не паникуйте, а действуйте быстро и спокойно.

  6. Также полезно много пить, лучше всего мочегонное (брусника, клюква) — это позволит вывести часть яда из организма. Кофе и алкоголь — противопоказаны.

  7. Во время того, как вы оказываете помощь, пусть кто-нибудь вызовет «скорую помощь», если есть такая возможность, а если нет — нужно доставить пострадавшего в больницы своими силами, где ему сделают укол сыворотки «Антигадюка»

  8. Если больница слишком далеко или скорую вызвать невозможно, спросите у всех соседей, возможно кто-то  хранит в холодильнике ампулы с сывороткой. Имейте ввиду, что перед введением сыворотки -а 25-30 минут нужно принять преднизолон (5-10 мг 1-2 таблетки), а лечебную  противозмеиную сыворотку вводят в межлопаточную область подкожно по 500 — 1000 АЕ (1-2 ампулы).  Вводят сыворотку только дробно, начиная с 0,1 мл. Противопоказанием к введению противозмеиной сыворотки служит развитие анафилактического шока при введении 0,1–0,25 мл сыворотки — вследствие аллергии к белку сыворотки. В сопроводительном листке следует указать время, количество введённой лечебной противозмеиной сыворотки и преднизолона. Использование «Антигюрзы» против укуса обыкновенной гадюки считается не целесообразным.

Чего НЕЛЬЗЯ делать при укусе змеи?

  1. Нельзя накладывать жгут на укушенную конечность. Некротизирующий яд, и перевязанный с помощью жгута, задержится в пораженной конечности и скорее всего вызовет некроз, что в итоге может привести к ампутации (раньше применение жгута считалось хорошим методом задержать яд, но наблюдения показали плохие результаты этого мероприятия).

  2. Прижигать место укуса бесполезно, таким образом можно серьезно повредить окружающие ткани, а не обезвредить яд.

  3. Не нужно также наносить разрезы и насечки на укушенных участках. Это не поможет вывести достаточное количество яда и лишь спровоцирует развитие инфекции и появление долго незаживающих ран.

Опасность укуса гадюки зависит от нескольких факторов:

 • Размер змеи.

Количество выделенного яда.

Состояние здоровья жертвы.

Реакция жертвы, ее окружения и скорость оказания помощи.

 

 

Что такое противоядная сыворотка?

Протиядная (змеиная) сыворотка является препаратом, в состав которого входит чужеродный для человека белок. Поэтому ее применение в неумелых руках (нарушение дозировки, использование сыворотки против яда не той змеи, которая укусила) может навредить больше чем сам укус.

У многих людей сыворотка может вызвать тяжелую, вплоть до анафилактического шока, аллергическую реакцию.

Сыворотка эффективна только в первые сутки после укуса.

Как защититься от укуса змей:

  1. При путешествиях по опасным районам необходимо носить высокие сапоги и плотные брюки.

  2. Передвигайтесь с палкой-посохом, радзвигайте траву пред собой, создавайте больше шума.

  3. Не ставьте палатки в высокой траве, вблизи коряг, валунов и скал.

  4. Не оставляйте палатки открытыми ни на минуту, прежде чем влезть в спальный мешок проверьте, нет ли там змеи.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 5 Отряд Клювоголовые»

Отряд Клювоголовые

Отряд клювоголовых, в современной фауне представлен одним видом — гаттерией. Клювоголовые — это очень древняя группа, появившаяся около 165 миллионов лет назад. Гаттерия, сохранила весьма архаичное строение, по существу мало изменившееся со времени появления клювоголовых. Среди современных пресмыкающихся гаттерия всего ближе к чешуйчатым (ящерицы и змеи), с которыми ее объединяют в один подкласс лепидозавров. Гаттерия, или туатара (Sphenodon punctatus), внешне очень напоминает ящерицу с массивным телом, большой головой и пятипалыми конечностями. От затылка по спине и хвосту тянется невысокий гребень из треугольных вертикальных пластинок. Окрашена гаттерия в тусклый оливково-зеленый цвет, на боках тела и конечностях мелкие и более крупные желтые пятна.

Зрачки больших глаз, расположенных по бокам головы, в виде вертикальной щели. Барабанных перепонок и полостей среднего уха у гаттерии нет. На верхней стороне головы, несколько позади глаз, под кожей скрыт своеобразный орган — так называемый теменной глаз. У взрослых гаттерии он внешне не заметен, но у недавно вышедших из яиц молодых (полугодовалого возраста) он похож на не покрытый чешуями участок поверхности кожи. Теменной глаз у гаттерии — пузыревидный орган, имеющий слой светочувствительных клеток и подобие хрусталика. Функция теменного глаза (имеющегося также у некоторых ящериц) еще не вполне выяснена. Во всяком случае, он обладает светочувствительностью, но служит скорее всего не как орган зрения, а воспринимает лишь степень освещенности, зависящую от уровня солнечной радиации. Такой орган помогает животному регулировать температуру тела путем выбора места и позы по отношению к солнечным лучам.



Отряд черепахи

Строение черепах так своеобразно и так сильно отличается от строения других пресмыкающихся, что их никак нельзя спутать с прочими животными. Характерные признаки их следующие: туловище, заключенное в твердый панцирь, неуклюжая голова, челюсти которой, как у птиц, покрыты острыми роговыми пластинками и никогда не имеют зубов, ноги короткие и как бы недоразвитые, превращающиеся иногда в длинные узкие ласты. Панцирь состоит из двух частей: верхней и нижней, или спинного и грудного щитков. Первый более или менее выпуклый, круглый, удлиненный или сердцевидный. Нижний - широкий, плоский, яйцевидный или крестообразный с округленными концами, так как его соединение со спинным щитком иногда бывает довольно узко. Соединение обоих щитков состоит из хряща, который или остается мягким на всю жизнь, или же окостеневает, и тогда соединение получает вид шва. Таким образом, оба щитка образуют коробку, которая открыта только спереди и сзади, чтобы животное могло высовывать голову, ноги и хвост, туловище же в ней заключено полностью.

Голова обыкновенно яйцевидная, сзади как бы обрублена, а морда более или менее вытянута, шея имеет различную длину, но относительно подвижна. Четыре конечности служат для ходьбы, для плавания, а иногда имеют вид ластов. В большинстве случаев короткий, цилиндрический, или конический хвост бывает различной длины. Панцирь покрыт роговыми пластинками, или щитками, а у немногих видов покрыт толстой кожей, голова, шея, ноги и хвост покрыты бородавчатой кожей, на которой замечаются большие или маленькие щитки, бугорки и зернистые придатки, а иногда даже шпорцы и шины.

Подотряд Змеи

От других рептилий змеи отличаются удлиненным телом и отсутствием парных конечностей, наружного слухового прохода и подвижных век.

Змеи отлично приспособлены к поглощению крупной добычи, это выражается в строении скелета. Правая и левая половина нижних челюстей соединены подвижно, связки обладают особой растяжимостью. Вершины зубов направлены назад: при заглатывании пищи змея как бы насаживается на нее, и пищевой комок постепенно продвигается внутрь. У змей нет грудины, и ребра оканчиваются свободно. Поэтому часть тела, в которой находится перевариваемая жертва, может сильно растягиваться.

Многие змеи ядовиты. На их верхней челюсти расположены крупные канальчатые или бороздчатые зубы. Яд, вырабатываемый видоизмененными слюнными железами, попадает на основание зуба и стекает по каналу или борозде к вершине. Когда рот змеи закрыт, ядовитые зубы лежат параллельно небу. При атаке рот широко раскрывается, а ядовитые зубы оказываются направлены вниз или под небольшим углом вперед, и змея вонзает их в жертву.

Глаза змей покрыты прозрачной роговой оболочкой, образованной сросшимися веками. У дневных змей зрачок круглый или в виде поперечной щели, у ночных — вертикальной. Зрение, как и слух, не является основным органом чувств змеи и развито слабее, чем у ящериц. Главный орган чувств змеи — длинный раздвоенный на конце язык. Ориентируясь на запах, змея может двигаться и отыскивать жертву в полной темноте. Кроме того, язык может служить температурным датчиком. Такую же функцию выполняют специальные органы, расположенные на голове некоторых змей (питона, африканской гадюки, ямкоголовой змеи).

Поверхностный слой кожи образует щитки и чешую в форме вытянутых пластинок, расположенных черепицеобразно, часто на них заметны продольные возвышения — ребрышки.



Подотряд Ящерицы

Ящерицы – самая процветающая группа пресмыкающихся с наибольшим разнообразием видов и мест обитания. Если не считать полярных областей, вряд ли можно найти регион, где ящерицы не составляют важную часть фауны.

Ящерицы очень разнообразны по внешнему виду и размерам. У большинства из них конечности хорошо развиты, но встречаются виды с укороченными ногами, а у некоторых они вообще отсутствуют (веретеница, желтопузик и др.). От змей безногие ящерицы отличаются наличием барабанной перепонки и подвижных век. Их тело покрыто мелкой чешуей. Чешуйки бывают самых разных форм: маленькие одна к одной или крупные внахлест, гладкие и блестящие или грубые с ребром посередине. У одних видов, в том числе хамелеонов, крупные выступающие чешуйки рассыпаны между мелкими, у других же в определенных местах чешуйки видоизменились в шипы и гребни.

Самцы многих видов, в частности игуан, агам, хамелеонов, и стенных ящериц, имеют яркий окрас, который помогает им проявлять себя и отстаивать территорию. Как правило, ящерицы активны днем и много времени проводят, греясь на солнце, чтобы поддерживать температуру тела. У представителей большинства семейств задние ноги длиннее передних, поэтому они могут быстро бегать и карабкаться. Именно эти крупные и мелкие ящерицы чаще всего попадаются на глаза человеку, когда в солнечную погоду снуют по камням, кустарникам и деревьям, охотясь на насекомых и других беспозвоночных.



Отряд крокодилы

Общая форма тела, крокодила ящерицеобразная. Для них характерен длинный, сжатый с боков, высокий хвост, перепонки между пальцами задних конечностей, длинная морда и уплощенная в спинно-брюшном направлении голова. На передних конечностях по пяти пальцев, на задних — по четыре. Ноздри, находящиеся на переднем конце морды, и глаза приподняты и расположены на верхней стороне головы, что позволяет крокодилам держаться в воде у ее поверхности, выставив на воздух лишь глаза и ноздри. Наружные слуховые отверстия закрыты подвижными клапанами, защищающими барабанные перепонки от механических повреждений при погружении в воду. Тело, хвост и конечности крокодилов покрыты крупными правильной формы роговыми щитками, расположенными на спине и животе правильными рядами. Спинные щитки несут продольные гребни.

Зубы у крокодилов простой конической формы, сидят на предчелюстной, верхнечелюстной и зубной костях. Укреплены в отдельных ячейках, что позволяет крокодилам иметь огромные «клыки», до 5 см длиной. Основания зубов внутри полые, в этих полостях развиваются новые, замещающие зубы. Смена зубов в течение жизни крокодила многократна.

Органы чувств весьма совершенны. Сетчатка глаз состоит в основном из палочек, зрачок в виде вертикальной щели, способной сильно расширяться. Внутреннее ухо имеет хорошо развитую улитку.
Современные крокодилы населяют различные пресные водоемы. Относительно немногие виды терпимо относятся к солоноватой воде и встречаются в речных эстуариях. Лишь гребнистый крокодил заплывает далеко в открытое море и отмечался на расстоянии 600 км от ближайшего берега. Большую часть суток крокодилы проводят в воде. На прибрежные отмели выходят утром и ближе к вечеру — согреться в солнечных лучах. Движутся крокодилы в воде с помощью хвоста. На суше крокодилы медлительны и неуклюжи, но предпринимают иногда значительные переходы, удаляясь на несколько километров от водоемов.









Просмотр содержимого документа
«Урок Многообразие пресмыкающихся»

Урок «Многообразие пресмыкающихся»

Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний о многообразии пресмыкающихся.

Задачи:

Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение многообразия пресмыкающихся.

Развивающая: формирование умений работать с текстом учебника, дополнительной литературы; навык распознавания представителей разных отрядов пресмыкающихся; навык оказания первой помощи при укусе ядовитой змеей.

Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умения работать индивидуально и в парах, чувство ответственности за результат своего труда, воспитание бережного отношения и любви к природе.

Предполагаемые результаты:

Предметные: учащиеся знакомятся с характеристикой отрядов и их представителями.

Личностные: учатся определять по внешнему виду и особенностям жизнедеятельности к какому отряду относится животное, осваивают приемы первой помощи при укусе змеи

Метапредметные:

Познавательные: развитие умений работать с текстом, иллюстрациями, таблицами, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, цель учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать результат своего труда и исправлять ошибки самостоятельно.


Оборудование: медиапроектор, экран, раздаточный дидактический материал, презентация.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Сегодняшний урок мы проведем вместе с вами. И прежде чем начать, я хотела бы посмотреть на ваше настроение. На столе лежат цветные листочки: красный означает тревожность, зеленый – спокойствие. Поднимите, пожалуйста, листочек, цвет которого соответствует вашему настрою. (спросить, почему тревожатся. Сказать, что и я, как они, тоже нахожусь под прицелом множества глаз и также испытываю тревожность)

  1. Актуализация знаний.

Давайте немного пошевелимся.

Зоологический тренажер. Земноводные – квакают, пресмыкающиеся – хлопают в ладошки.

Кожа голая, тонкая

Кожа имеет роговые чешуйки

В скелете нет ребер

В шейном отделе 8 позвонков

Легкие многоячеистые

Сердце трехкамерное без перегородок

Холоднокровные

Крупный передний мозг

Оплодотворение наружное

Откладывают яйца

Молодцы!

Скажите, пожалуйста, чем внутренне строение пресмыкающихся отличается от внутреннего строения земноводных? (сердце; дыхательная система, ячеистые легкие; усложнение головного мозга: передний мозг, мозжечок).

Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся. (внутреннее оплодотворение, откладка яиц, покрытых оболочками кожистыми или скорлуполыми)

Рисунок внутреннего строения из учебника (погонять по цифрам)

Кто лишний? Ответ обосновать.

КРОКОДИЛ, САЛАМАНДРА, ХАМЕЛЕОН, ЧЕРЕПАХА?

Желтопузики спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки – с открытыми, как это можно объяснить? (показать фото этих животных)

  1. Объяснение нового материала.

Назовите изображенных на слайде животных. К какому классу животных они относятся? Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.

На что мы должны обратить внимание при изучении этой темы? Какую цель поставим перед собой? (изучить особенности строения и жизнедеятельности животных каждого отряда, познакомиться с представителями)

Как будем достигать поставленную цель?

(Изучим каждый отряд, отметим характерные признаки, сравним и объединим полученные знания)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рыбы – приседаем, земноводные – наклон вперед, пресмыкающиеся – хлопок над головой

Р: тело покрыто чешуёй

З: кожа голая, тонкая

П: кожа имеет роговые чешуйки

Р: сердце двухкамерное

З: в скелете нет ребер

П: оплодотворение наружное

Гимнастика для глаз (сидя)

А вы знаете, как называется специалист, изучающий рептилий (пресмыкающихся)?

ГЕРПЕТОЛОГ.

Предлагаю вам побыть сегодня герпетологами!

Работаем в парах. На столах лежат листочки с таблицей, будете заполнять только свой вариант, а затем, слушая отвечающего, дозаполним пустые колонки.

Ящерицы с.197

Змеи с.198

Крокодилы с.199-200

Черепахи с. 200

Клювоголовые (доп. сведения)

На партах лежат листочки с дополнительной информацией. Изучите текст учебника и доплитературу, заполните таблицу.

Отдельное задание: чем ящерицы отличаются от змей?

Чем крокодилы отличаются от аллигаторов?

Ядовитые змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи (можно ли отсасывать яд?)

  1. Первичное закрепление

Проработка результатов сам. работы, вопросы друг к другу, уточнения, объяснения.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Костный панцирь – Ч

Роговые щитки – К

Глаза и ноздри на возвышении – К

Веки неподвижные – З

Пищу глотают целиком – З

Втягивают голову и ноги – Ч

Мелкие чешуйки – З или Я

Бывают морскими, сухопутными и пресноводными – Ч

Могут отбрасывать хвост – Я

Есть ядовитые экземпляры – З

  1. Включение в систему знаний и повторение

Три группы животных, по 4 в каждой. Есть определенная закономерность, по которой они сгруппированы. В каждой группе есть одно лишнее животное. Найдите его и обоснуйте свой ответ.

  1. Веретеница, живородящая ящерица, желтопузик, гадюка

  2. Кобра, удав, желтопузик, уж обыкновенный.

  3. Крокодил, саламандра, хамелеон, черепаха.

Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо, слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу? (термолокаторы, на голове)

В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – желтоватый. На стволе дерева – имеет цвет коры или листьев. Кто он? (Хамелеон) Зачитать про него и посмотреть видеофрагмент.

Ребята, у Чехова есть рассказ «Хамелеон». В каком смысле автор употребил это слово?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

В заключении нашего занятия хотелось бы узнать, каким оно было.

Что нового вы сегодня узнали?

Что удивило?

Что понравилось или не понравилось?

Кто считает, что очень хорошо разобрался с темой урока?

Достаточно хорошо?

Кому требуется ещё раз самому посмотреть записи дома?

Какое теперь ваше настроение?

  1. Д/з § 42

Творческое задание: найти и принести на следующий урок пословицы, поговорки, сказки о пресмыкающихся.

Составить кроссворды, ребусы по теме

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Зоологический тренажер

Зоологический тренажер

КТО ЛИШНИЙ?

КТО ЛИШНИЙ?

  • Крокодил
  • Саламандра
  • Хамелеон
  • Черепаха
Желтопузик Уж обыкновенный

Желтопузик

Уж обыкновенный

МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Герпетолог

Герпетолог

План Класс Пресмыкающиеся характеристики Отряд Чешуйчатые Подотряд Ящерицы Численность видов Покров тела Подотряд Змеи Отряд Крокодилы Зубы Отряд Черепахи Строение конечностей Отряд Клювоголовые Особенность представителей Самый крупный представитель (если есть)

План

Класс Пресмыкающиеся

характеристики

Отряд Чешуйчатые

Подотряд Ящерицы

Численность видов

Покров тела

Подотряд Змеи

Отряд Крокодилы

Зубы

Отряд Черепахи

Строение конечностей

Отряд Клювоголовые

Особенность представителей

Самый крупный представитель

(если есть)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Рыбы – приседание
  • Земноводные – наклон вперед
  • Пресмыкающиеся – хлопок над головой
3000 Отряд Черепахи 2 пары пятипалые, или отсутствуют Строение конечностей Дифференцированные Крупные щитки Отряд Клювоголовые 25 Могут отбрасывать хвост Особенность представителей Крупные конические, в ячейках Костный панцирь, мелкая роговая чешуя 300 Самый крупный представитель Редуцированы (если есть) Нет, 2 пары, на задних плавательные перепонки Мелкая роговая чешуя, гребень из пластинок 1 Веки срослись, Комодский варан 3 м режущий край челюсти Мелкие конические Анаконда немигающий взгляд Длинная морда 2 пары, у морских - ласты 6-10 м Кожистая черепаха, Слоновая черепаха Гребнистый крокодил Могут прятаться в панцирь 2 пары, пятипалые до 7 м Третий глаз около 76 см" width="640"

Класс Пресмыкающиеся

План

характеристики

Отряд Чешуйчатые

Подотряд Ящерицы

Численность видов

Мелкая роговая чешуя

Покров тела

4000

Отряд Крокодилы

Подотряд Змеи

Зубы

Мелкие конические

Мелкая роговая чешуя

3000

Отряд Черепахи

2 пары пятипалые, или отсутствуют

Строение конечностей

Дифференцированные

Крупные щитки

Отряд Клювоголовые

25

Могут отбрасывать хвост

Особенность представителей

Крупные конические, в ячейках

Костный панцирь, мелкая роговая чешуя

300

Самый крупный представитель

Редуцированы

(если есть)

Нет,

2 пары, на задних плавательные перепонки

Мелкая роговая чешуя, гребень из пластинок

1

Веки срослись,

Комодский варан 3 м

режущий край челюсти

Мелкие конические

Анаконда

немигающий взгляд

Длинная морда

2 пары, у морских - ласты

6-10 м

Кожистая черепаха, Слоновая черепаха

Гребнистый крокодил

Могут прятаться в панцирь

2 пары, пятипалые

до 7 м

Третий глаз

около 76 см

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Проверка

Проверка

  • Черепахи
  • Крокодилы
  • Крокодилы
  • Змеи
  • Змеи
  • Черепахи
  • Чешуйчатые
  • Черепахи
  • Ящерицы
  • Змеи
  • 5-6 правильно – «3»
  • 7-8 правильно – «4»
  • 9-10 правильно – «5»
Кто лишний?

Кто лишний?

  • Веретеница
  • Живородящая ящерица
  • Желтопузик
  • Гадюка
Кто лишний?

Кто лишний?

  • Кобра
  • Удав
  • Желтопузик
  • Уж обыкновенный
Кто лишний?

Кто лишний?

  • Крокодил
  • Саламандра
  • Черепаха
  • Хамелеон
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 42
  • Пословицы, поговорки, рассказы, сказки о пресмыкающихся
  • Кроссворды, ребусы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок Многообразие пресмыкающихся

Автор: Баева Лариса Анатольевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Многообразие пресмыкающихся."
    ["seo_title"] => string(33) "mnogoobrazie_presmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "624082"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1674641915"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "многообразие пресмыкающихся "
    ["seo_title"] => string(36) "mnoghoobraziie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "153965"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421082893"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Разработка урока биологии "Многообразие пресмыкающихся их роль в природе и практическое значение" "
    ["seo_title"] => string(112) "razrabotka-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-priesmykaiushchikhsia-ikh-rol-v-prirodie-i-praktichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444996961"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока «Многообразие и значение пресмыкающихся»"
    ["seo_title"] => string(76) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_mnogoobrazie_i_znachenie_presmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "494870"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547234918"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тема урока: Многообразие животных. Осторожность при обращений с животными."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_mnoghoobraziie_zhivotnykh_ostorozhnost_pri_obrashchienii_s_zhivotnym"
    ["file_id"] => string(6) "373996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482866384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства