kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии по теме: "Земноводные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: Повторить и обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»

Задачи:

 Образовательные:

- обобщить знания учащихся о характерных особенностях земноводных по сравнению с рыбами;

- показать значение земноводных в природе и жизни человека;

- познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных,необходимостью их охраны.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и коммуникативные способности через активизацию деятельности учащихся;

-развивать мышление учащихся, умение выделять главное, сравнивать, обобщать и анализировать посредством выполнения развивающих заданий.

Воспитательные:

воспитывать чувство прекрасного, необходимость бережного отношения к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии по теме: "Земноводные"»

Обобщающий урок

Тема: «Земноводные».


 Цель урока: Повторить и обобщить знания обучающихся по теме «Земноводные»

 

Задачи:

 Образовательные:

- обобщить знания учащихся о характерных особенностях земноводных по сравнению с рыбами;

- показать значение земноводных в природе и жизни человека;

- познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных ,необходимостью их охраны.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и коммуникативные способности через активизацию деятельности учащихся;

-развивать мышление учащихся, умение выделять главное, сравнивать, обобщать и анализировать посредством выполнения развивающих заданий.

Воспитательные:

воспитывать чувство прекрасного, необходимость бережного отношения к природе.


Оборудование:

 - рисунки с изображением земноводных;

- таблица «Класс Земноводные»;

- презентация «Многообразие земноводных».

Подготовка к уроку:

Учащиеся готовят сообщения о земноводных за неделю до урока.


Ход урока.


I.Орг. момент


Сегодня на уроке мы отправимся в гости к удивительным и загадочным животным.

Дети записывают тему урока.

II.Проверка знаний

Раздел «Аукцион знаний»


1. Разминка (работа с терминами).

На доске картинки с изображением животных на обратной стороне написан термин. Дети дают объяснение терминам: лёгкие, икринки, земноводные, желудок, головастик, череп, перепонки.


2. Установите последовательность развития земноводных:




3.Подпиши названия органов пищеварения лягушки ( работа на карточках). Взаимопроверка.




4.Учащиеся получают задание выбрать предложений, в которых даны сведения о лягушке.

1.Тело состоит из головы, туловища и хвоста.

2.Тело состоит из головы и туловища.

3.Имеются парные и непарные плавники.

4.Имеются две пары конечностей.

5.Кожа голая, покрыта слоем слизи.

6.Кожа покрыта чешуёй и тонким слоем слизи.

7.Органы дыхания - лёгкие.

8.Орган дыхания - жабры.

9.Сердце состоит из двух камер.

10.Сердце состоит из трёх камер.

III. Изучение нового материала

(на доске вывешиваются схема, учащиеся записывают её в тетрадь:



З емноводные

Бесхвостые

Хвостатые



Лягушки

Жабы

Тритоны

Саламандры




2. Рубрика « Лягушки». 

Фронтальный опрос:

  • Задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?

  • Как пьёт лягушка?

  • Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

  • Жуёт ли лягушка пищу?

  • Вырастут ли бородавки, если подержать в руках лягушку или жабу?

  • Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

  • Можно ли по поведению лягушки узнать погоду? Привести примеры.

  • Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, она их не тронет. Почему?

Учитель.

Кроме лягушки зелёной, на примере которой мы узнали об особенностях внутреннего и внешнего строения земноводных, есть много других представителей. Давайте познакомимся с ними поближе. Сообщения учащихся.

Сообщения учащихся.


Красноглазые квакши 

Обладательницы множества достоинств. Во-первых, они красивы. Нежно-зеленое туловище с голубыми полосками, ярко-оранжевые лапки, желтое, как у цыпленка, брюшко и выразительные красные глаза делают красноглазую квакшу одной из самых привлекательных амфибий в мире.

Во-вторых, неприхотливы. Все, что им нужно для счастливой жизни – влажные заросли по берегам рек и ручьев в тропических лесах Центральной Америки и наличие их любимых сверчков, стоящих первыми в списке пищевых предпочтений красноглазых квакш.

Однако дело одними сверчками не ограничивается, и свое меню квакши разнообразят всем, что они могут проглотить – червяками, мотыльками, мухами и даже маленькими лягушками.

В-третьих, не ядовиты. Единственный доступный им способ себя защитить – использовать свою яркую окраску в качестве камуфляжа. Здесь у квакш есть два варианта на выбор — скрыть яркие части тела и оставаться неподвижными или, наоборот, двигаться как можно быстрее, переливаясь перед глазами хищника всеми цветами радуги, в буквальном смысле затмевая его взгляд своей красотой.


Заботливая лягушка 


Существует два вида заботливых лягушек, оба в дикой природе находятся на грани вымирания. Заботливая лягушка представляет собой единственный в мире вид, который проявляет странную заботу о детенышах. Немедленно после откладки яиц взрослая самка лягушки глотает их.

Она обладает необычной способностью перекрыть производство желудочного сока, на шесть-семь недель превращая живот в инкубатор. В течение этого времени она не может питаться. Яйца лопаются, и головастики развиваются почти до зрелости в безопасности материнского живота, а затем «вновь рождаются» из ее рта. Заботливую лягушку открыли только в 1973 году, в то время считали, что они довольно широко распространены.

Но в следующие несколько десятилетий разрушение мест их обитания, увеличивающийся уровень загрязненности и ловля их для продажи через зоомагазины довели этот удивительный вид лягушек почти до вымирания в дикой природе. Заботливая лягушка выживает теперь только в неволе.



Лягушка – голиаф 

Это чудо природы живет только в Камеруне и Гвинее. Самая большая лягушка в мире имеет длину тела 33см и весит около 3кг. Самки чуть больше по размерам самцов. Спинка и голова зелено-коричневого цвета, живот и внутренняя сторона лапок желтого или белого цвета. Кожа морщинистая. Живут они только в чистых водах рек с быстрым течением, которые протекают в горах и образуют водопады. Также обязательно большое наличие кислорода в воде. Вода, прогретая от 18 до 22 градусов тепла, это то, что ей надо.

Лягушка-голиаф обожает высокую влажность и совсем не переносит открытые места и большой освещенности солнца. Зрение и слух у неё развит хорошо, ушки маленькие. Никогда не уходит далеко от воды, т.к. начинает худеть и даже может погибнуть. Воду она не пьёт, всасывает её исключительно через кожу. Газообмен тоже проходит через кожу.



3. Рубрика « Жабы».

Таблица: сравни зелёную лягушку и серую жабу.

Вопросы

Лягушка

Жаба

Где обычно встречается жаба?

Какие особенности имеет кожа?

Чем питается?

Как передвигается?

В какое время суток активна?

Учитель:

- Самые сухопутные из амфибий. Лёгкие больше, чем у других земноводных. Многие жабы перешли полностью на лёгочное дыхание, кожа грубая, сухая, покрыта бугорками. Под кожей, в полости тела, могут запасать воду. На животе в паху есть участок кожи, впитывающий воду из влажной почвы.Самыми ядовитыми земноводными нашей фауны считаются: обыкновенная жаба, зеленая жаба, камышовая жаба. У человека попадание яда на слизистые оболочки вызывает сильное жжение, боль, раздражение. Меры первой помощи: удалить яд путем обильного промывания. В малых дозах жабий яд обладает противоглистным, противошоковым и противоопухолевым действием, стимулирует работу сердца.


Сообщения учащихся 

Жаба-повитуха

Прозвище произошло от «повивальной бабки». Самец наматывает икру на бёдра и от 18 до 50 дней, в зависимости от температуры воздуха, носит её на спине до выхода головастиков. Жалобно пищит и обороняется при нападении на него.

Жаба Ага.

Самая крупная из всех жаб Земли. Длина её тела до 30 см. Жаба активна ночью. Бородавки кожи выделяют яд, который губительно действует на различных животных. Собака, схватившая жабу агу, быстро погибает. В южной Америке яд жабы аги жители употребляли для приготовления отравленных стрел. Завезли из Южной Америки в Австралию для борьбы с вредителями сахарного тростника. Не имея в Австралии естественных врагов, жаба ага сильно размножилась. Теперь тысячи жаб прыгают по огородам, забираются в жилища, вечером в огромных количествах появляются на улицах городов.

4. Рубрика « Тритоны». 

Почему тритоны и саламандры относятся к земноводным?

- обитатели суши и воды.

- размножение происходит в воде из икринок.

- кожа голая и влажная

- личинка, вышедшая из икры – головастик.

Сообщения учащихся. 

Гребенчатый тритон

У тритона кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних - пять пальцев. Образ жизни тритонов различен.  Частыми обитателями водоёмов являются обыкновенный и гребенчатый тритон. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче, от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и глубокой линией, гребани. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озёрах лесной зоны. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

Семиреченский лягушкозуб - один из самых крупных тритонов. Взрослые животные достигают в длину 20 сантиметров. Свое название тритон получил за сходство в расположении зубов с зубами лягушек.
Живут лягушкозубы в горах Тянь-Шаня. Жизнь лягушкозубов тесно связана с водой. Далеко от родного ручья они никогда не уходят, но в воде постоянно не живут. Как только у личинок исчезнут жабры, они переселяются на сушу, где проводят светлую часть дня, спускаясь в воду только ради охоты. К пище животные непритязательны, охотно поедают мотыля, дождевых и мучных червей.


5. Физминутка. Игра.

Учитель называет название земноводных, а учащиеся выполняют действия:

«лягушка» - руки на пояс

«тритон» – приседание

«жаба» – руки вверх

«саламандра» – наклон.

5.Рубрика « Саламандры». 

Учитель:

У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она чувствует себя как дома. Огонь будто бы ей не может причинить никакого вреда. Возможно, это возникло из-за того, что в первый момент огонь не причиняет ей вреда из-за большого количества выделяемой слизи. Рассматриваются виды саламандр.

Сообщения учащихся.

Огненная саламандра

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая или огненная саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20-25 сантиметров (иногда до 28сантиметров). Окраска блестяще-чёрная с ярко-жёлтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня это для тебя опасно!». Днём саламандра изрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, глинных пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду оставляет убежища и днём, за что в Карпатах её прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях. 


Японская исполинская саламандра – очень крупное земноводное, встречающееся исключительно на Японских островах. Обитает этот вид в холодных горных ручьях и воду покидает крайне редко, ведет ночной образ жизни, днем, как правило, спит в укромных местах. Передвигаются животные бродя по дну на своих лапах, а при необходимости резкого ускорения подключают еще и хвост.

Гигантская японская саламандра вырастает в длину до полутора метров с учетом длинного широкого хвоста, и может весить до 25 кг. Все ее тело покрыто серой, черно или зеленой морщинистой кожей с небольшими бородавчатыми наростами. Через кожу саламандра дышит. У нее также есть легкие, но они не участвуют в процессе дыхания. Глаза у животного маленькие, а зрение у него развито крайне слабо.

Рубрика « Значение земноводных ». 


1.Поедают вредителей сельского хозяйства: слизней, комаров, мух – недоступных дневным птицам; регулируют численность беспозвоночных животных.

2. Корм для других животных (земноводные – объект питания ценных для человека пушных животных: норки, хорька, енотовидной собаки; лягушками питаются аисты, цапли, ужи).

3. Являются пищей для некоторых народов (во Франции лягушачьи лапки – деликатес, поэтому озерная лягушка – объект международной торговли).

4. Лабораторные животные.

5.Из яда некоторых жаб готовят лекарства.

6.Эстетическое. Знаменитый ювелир Карл Фаберже тоже восхищался красотой и грацией этих животных, когда вырезал из нефрита силуэт лягушки Голиаф. Веслоногих лягушек в Японии содержат для услаждения слуха. Именно поэтому многим животным поставили по одному памятнику, им два – В Париже и Токио.


IV. Закрепление 



1.Под изображением определённого вида земноводных вписать название земноводного.

1. Жаба.
2. Тритон.
3. Лягушка.
4. Саламандра.

2. Дополни предложение (устно)


К земноводным относятся ____________, ____________, ______________. Живут земноводные в __________ и на ________________. Передвигаются земноводные при помощи ___________. Питаются земноводные ____________, Они ловят добычу при помощи ___________. С помощью кожи они могут ___________, растворённым в воде кислородом. Земноводные полезные животные. Они уничтожают _____________. Земноводными питаются ____________.



V. Итог урока 

Похоже, что в русской сказке этой амфибии больше повезло с эпитетом, чем в обычной нашей жизни. Уж кому-кому, а лягушкам, жабам и им подобным существам достается людской нелюбви с лихвой. И «противные» они, и «страшные», и «бородавки от них бывают». А про жаб еще поговаривают, что глаз у них колдовской…

Из поколения в поколение передаются эти нелепые легенды про интереснейших и полезнейших обитателей нашей планеты. И всё бы ничего, да уж слишком страшно сказывается наша непросвещённость на судьбе амфибий. Многие люди считают своим долгом убить встретившееся ему животное. У ребят принимается за геройство жестокое издевательство над ними: «Одним уродом больше — одним меньше…» Но ведь давно известно, что нет ничего лишнего в нашей природе, все в ней взаимосвязано. 


Кроссворд «Земноводные».



  1. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. А в наше время это животное стало символом крупнейшей европейской обувной компании. Кто это?

  2. Именно она в басне И.А. Крылова, не сумев сравняться с волом “с натуги лопнула и околела”.

  3. Эту хвостатую амфибию можно встретить на всей территории Сибири и за полярным кругом. Кто это?

  4. Зелёная, серая, камышовая – все они представители одного семейства. Какого?

  5. Обыкновенный. гребенчатый, сибирский… Как называются эти животные?

  6. В случае опасности, она сильно выгибает спину, так что становится видна яркая окраска её брюшка. Кто это?

  7. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по стволам деревьев, лазать по веткам, повисать на листьях. Кто эти гимнасты?












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии по теме: "Земноводные"

Автор: Сундуева Елена Николаевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме " Класс Земноводные " "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "194619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427796808"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства