Конспект урока на тему: "Химический состав клетки"
Конспект урока на тему: "Химический состав клетки"
Конспект данного урока разработан в рамках технологии проблемного обучения. Данный тип урока позволяет устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Химический состав клетки"»
Методическая разработка урока биологии для 5 класса
«Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок – практикум.
Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение.
Цель:
Деятельностная: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Предметно-дидактическая: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение веществ, входящих в состав живых организмов.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
химические вещества клетки - неорганические и органические;
минеральные соли;
органические вещества;
белки;
углеводы;
жиры;
нуклеиновые кислоты.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку и выполнение д/з (на платформе Сберкласс).
Один учащийся проговаривает выполнение данного задания и дает оценку своей деятельности.
2. Мотивация
Сегодня мы с вами будем в роли исследователей. А что мы будем исследовать, вы сейчас попытаетесь догадаться сами.
Итак, сейчас я хочу зачитать стихотворение Тумбаевой В.Ю., оно и поможет вам сформулировать тему урока:
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
-Догадались, о чем пойдет речь? (дети отвечают)
-Пожалуйста, ответьте мне еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Растения, как и другие живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
-Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Итак, тема урока «Химический состав клетки»
3. Актуализация пройденного материала.
-Мы уже знаем, что природу изучать можно различными методами.
Назовите их, пожалуйста (моделирование, наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
-Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения химического состава клетки? (Эксперимент)
-Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов, вывод)
4. Актуализация нового материала.
Мы с вами говорили о том, что живые организмы имеют клеточное строение, и что их клетки схожи по строению.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав - клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.
Из 90, имеющихся в природе химических элементов, в составе клеток можно найти 80.
Но большинство этих элементов встречается в клетке в виде химических веществ.
Все вещества клетки можно разделить на две группы. Используя учебник, назовите эти группы (неорганические и органические)
-Какие вещества относятся к группе неорганических веществ? (вода и минеральные соли)
-Какие вещества относятся к группе органических веществ? (белки, жиры, углеводы)
К группе органических веществ еще относят нуклеиновые кислоты (от лат. nucleus — ядро).
- Назовите основную функцию ядра (хранение и передача наследственной информации).
Данная функция реализуется за счет нуклеиновых кислот.
А теперь перейдем к выполнению исследований.
5. Лабораторная работа (Проведение инструктажа по технике безопасности)
Класс делится на две части (1 группа (большая часть учащихся) выполняют работу индивидуально, 2 группа выполняют работу совместно с учителем)
В пробирку поместите несколько семян подсолнечника, закрепите в держателе и равномерно прогрейте пробирку над спиртовкой, до появления дыма. Что появляется на стенках пробирки?
Исследование №2
Продолжите нагревать пробирку. Органические вещества сгорают, в пробирке остается зола. Что это за вещества?
Исследование №3
Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь. Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.
Исследование №4
Возьмите стакан с мутной жидкостью из предыдущего исследования, капните в неё 1—2 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет (дополнительная информация: под действием йода крахмал (разновидность углеводов) синеет).
Исследование №5
Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите пятна, которые со временем не высыхают.
II. Результаты исследований занесите в таблицу:
№
Что делали
Что наблюдали
Какое вещество обнаружили
Значение вещества для клетки
III. Сделайте общий вывод: _____________________________________________________________________________________
6. Закрепление знаний (информация выводится на интерактивной доске)
А) Заполните кластер
Химический состав клетки
Б) Пройдите тест
1.Какие вещества входят в состав неорганических соединений в клетке?
а) вода, минеральные соли
б) вода
в) вода, белки, жиры, углеводы
г) минеральные соли
2.Какую функцию выполняет вода?
а) участвует в обмене веществ
б) придает клетки упругость
в) определяет ее форму
г) участвует в обмене веществ, придает клетки упругость, определяет ее форму
3.Какие вещества входят в состав органических веществ?
а) азот, кислород, фосфор
б) углеводы, белки и жиры
в) углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты
г) нуклеиновые кислоты, белки, жиры
4. Назовите органическое вещество, которое является основным источником энергии?
а) нуклеиновые кислоты
б) жиры
в) белки
г) углеводы
5.Какие органические вещества сохраняют наследственную информацию клетки?
а) белки и жиры
б) белки и углеводы
в) нуклеиновые кислоты
г) жиры и углеводы
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные задания
На экран выводятся ответы
А
Г
В
Г
В
7. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на экране интерактивной доски:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
для меня стало открытием …
8 .Выставление отметок с комментированием
9. Домашнее задание
А) Параграф 6
Б) Составьте кроссворд «Химический состав клетки» (не менее 6 терминов)
В) Исследовательское задание (по желанию, но для некоторых обязательно)
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
10. Заключительный этап
Спасибо вам большое за работу на уроке. Желаю вам успехов в выполнении домашнего задания.