kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Млекопитающие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Млекопитающие"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Млекопитающие"»

Урок по теме «Класс млекопитающие или Звери» 7 класс

Цели:

- учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;

- формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;

- развивать навыки составления опорной и структурно – логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;

- отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,

- осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

предметные:

овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;

метапредметные:

готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;

личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Формирование УДД:

Познавательных:

развитие умения извлекать информацию из текста учебника;

выявлять сущность, особенности изучаемых объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

работать в паре и в группе.

Оборудование и наглядность:

интерактивная доска, презентация, учебник, технологические

карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Тип урока:

 Изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

План:

этапа урока

Название этапа урока

Время, мин

1

Организационный момент

0,5 мин

2

Введение в тему. Актуализация знаний.

2-4 мин

3

Изучение нового материала

20-25 мин

4

Закрепление

7-9 мин

5

Рефлексия

2 мин

6

Домашнее задание

0,5 мин


Ход урока

  1. Организационный момент

Перед началом урока раздать: технологические карты, фломастеры, тексты с дополнительным материалом.

Создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой, создать на уроке для каждого ребенка ситуацию успеха.

Учитель:

Здравствуйте ребята!  Садитесь.

Я рада вас видеть! Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: знания, внимание, находчивость.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного 

взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Хорошего вам настроения и успехов!

  1. Актуализация знаний



Слайд 1.

Учитель:

На прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые, изучили их особенности строения и жизнедеятельности.

Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся.


Я хочу предложить вам разгадать загадки.

- Иван Андреевич Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука) слайд 2 по щелчку Класс Рыбы

- Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка) слайд 2 по щелчку Класс Земноводные

(В. Гаршин «Лягушка – путешественница»)

- Рассказ Киплинга «Маугли». Кого боялись обезьяны? (удав) слайд 2

Класс Пресмыкающиеся

- В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси) слайд 2 по щелчку Класс Птицы

-В басне И.А. Крылова это животное оставило другое без деликатеса. (лисица) слайд 2 по щелчку(басня «Ворона и лисица»)


(Учащиеся разгадывают загадки, называя животных и классы, к которым они относятся).


Учитель:

К какому классу можно отнести лисицу?


(Учащиеся отвечают предположительно).


Учитель:

Выответили верно, поэтому, как вы думаете какова тема и цель нашего урока?

Предположительно:Постановка темы, цели.


На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери, стоящие на высшей ступени развития.

Видео о млекопитающих

Тема урока «Класс Млекопитающие или Звери» слайд 3

Учитель:

Откройте тетради, запишите тему урока.

В настоящее время в самых различных средах обитает около 5 тысяч 500 видов млекопитающих.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, — наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминают птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

С особенностями их строения и жизнедеятельности как

высокоорганизованных позвоночных нам предстоит познакомиться на этом и следующих уроках.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Ученик:

Кормят детёнышей молоком, высокоорганизованные позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Учитель:

(Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов: ”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие)

Где можно встретить млекопитающих?

Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном и южном полюсах, на экваторе.

Учитель:

В каких средах обитают млекопитающие?

Ученик:

 Наземно-воздушная, водная, почвенная.

слайд 4.5.6.


Постановка проблемного вопроса

слайд 7

Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Учитель:

Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития.

Для того, чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам.

Для этого вы будете работать в парах по технологическим карточкам, выполнять задания, используя учебники и дополнительные материалы, который находится у вас на столах.

Давайте определим уровень ваших знаний по данной теме.

Технологическая карта. Таблица №1

«Знаю, хочу узнать, узнал»

(Учащиеся заполняют 1 колонку – «Знаю» 1-2мин.

Учащиеся озвучивают несколько признаков).

Кормят детёнышей … Тело покрыто … Число ног … (4)

Тело разделено на голову, туловище и конечности…


Учитель:

Ребята, а мы можем с вами сразу разрешить данную проблемную ситуацию?

Ученик:

 Нет.

Учитель:

 Каких знаний нам недостаточно?

Ученик:

Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих, их строение.

Учитель:

 Давайте составим структурно-логическую схему:

Слайд 8

Учащиеся заполняют 2 колонку 1-2 мин. «Хочу узнать»



Учащиеся озвучивают несколько признаков.


Учитель:

Мы будем искать ответ на проблемный вопрос урока, используя эту структурно-логическую схему. 


Работа в технологической карте №2

Используют фломастер. Крупно! 5-6 мин

Учитель:

Предлагаю план дальнейшей работы, чтобы ответить на проблемный вопрос.

Слайд 9

  • (Работа в парах)

Учитель:

Используя текст учебника §31 и дополнительных текстов, составьте опорную схему систематики млекопитающих

(Проверка)

Давайте обменяемся информацией о результатах ваших исследований.

Слайд 10

Слайд 11 – 12 Физкультминутка

Слайд 13

Учитель:

Возвращаемся к плану, пункт № 2 Общая характеристика класса

Млекопитающие

  • (Задания для каждой пары индивидуальные)

Используя текст учебника §31 и дополнительные тексты, составить характеристику признаков класса Млекопитающих.

Каждая группа заполняет в технологической карте строку соответствующую данному ей заданию.

Работа в парах по 2 человека

Технологическая карта № 1. Таблица №2


1пара - изучает особенности внешнего строения покровов тела млекопитающих.

2 пара - изучает особенности строения скелета млекопитающих.

3 пара - изучает особенности строения нервной системы и органы чувств млекопитающих.

1 пара - изучает особенности строения кровеносной и дыхательной систем органов.

2 пара - изучает особенности строения пищеварительной системы млекопитающих.

3 пара - изучает особенности размножения и развития млекопитающих.


(Время выполнения задания – 10-15 минут)

Одновременно заполняется таблица на слайде 14

(По окончанию работы один представитель от группы выступает с информацией о результатах проделанной работы).


Учащиеся остальных групп заполняют таблицу. Происходит обмен информацией между учащимися всех пар).


Слайд 15

Учитель:

Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу.

Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?


Ответы учащихся. (Высокоорганизованные)

Слайд 16

Ученик:

Прогрессивные черты млекопитающих следующие:


  1. Выкармливают детёнышей молоком.

  2. Имеют постоянную температуру тела.

  3. Тело покрыто шерстью.

  4. Возникновение сальных, потовых, млечных и пахучих желёз.

  5. Перемещение конечностей под туловище, что содействует большей подвижности.

  6. Наличие усов и наружных ушных раковин, глаза с веками и ресницами

  7. Шея подвижная, из 7 позвонков.

  8. Зародыш развивается в утробе матери.

  9. Хорошо развит головной мозг, сложное поведение.

Ученик:

Эти прогрессивные черты организации млекопитающих способствовали их повсеместному распространению, развитию различных приспособлений к разнообразным условиям существования.


Учитель:

Млекопитающие – это высший класс наземных позвоночных животных.


Вернемся к технологической карте, таблице № 1

Заполнение третьей колонки «Узнал»

(Учащиеся заполняют 3 колонку 1-2 мин. Несколько учащихся выступают, подводят итоги и делают выводы).



А чем различаются млекопитающие?

Ученик:

По месту обитания (кит, дельфин, жираф, ёж)

По строению тела.

По способу питания.

Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по - разному.

Например, утконос откладывает яйца.

Кенгуру донашивает детей в особой складке на животе – сумке.

Не все млекопитающие имеют 4 ноги и густую длинную шерсть.

Например, киты и дельфины.


  1. Закрепление


Учитель:

Для закрепления нового материала предлагаю выбрать правильные утверждения.

Задание «Да-нет-ка»

  1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц, коза, корова, крот, летучая мышь. (да)

  2. Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да)

  3. Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет)

  4. Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да)

  5. Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет)

  6. У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да)

  7. Млечные железы – видоизмененные потовые железы (нет)

  8. У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела (да)

  9. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами (да)

  10. Млекопитающие дышат легкими и дополнительными выростами бронхов (воздушными мешками) (нет)

Правильные ответы: 1,2,4,6,8,9


  1. Рефлексия


    • Учитель в конце урока предлагает оценить свой вклад в работу пары и группы по 5-и бальной шкале в технологической карте №1.


    • Учащиеся сдают технологические карты


Слайд 17

  1. Домашнее задание

Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа

Приготовить сообщение (презентацию) на одну из тем:

Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные,

Отряд Рукокрылые.


(Учащиеся записывают задание в дневник)

Учитель:

Сейчас стало модным обращаться к восточному календарю. Кто знает какое животное является талисманом этого года?

Ученик:

Собака, 2018 год – год Желтой собаки.

Учитель:

Вести Вас вперёд на уроке будет именно Желтая собака.

Используя единицы классификации, определите систематическое положение животного – талисмана нашего урока. 

Ученик:

Царство - Животные

Подцарство - Многоклеточные

Тип – Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд – Хищные

Семейство – Собачьи или Псовые

Род - Собаки

Вид – Собака домашняя

Слайд 18, 19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Млекопитающие"

Автор: Горбатовская Светлана Анатольевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему : «Млекопитающие, их многообразие» "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mliekopitaiushchiie-ikh-mnoghoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "134078"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416663734"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока познания мира по теме "Млекопитающие" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-mliekopitaiushchiie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423659691"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока по окружающему миру 1 касс"Звери -млекопитающие" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-kass-zvieri-mliekopitaiushchiie"
    ["file_id"] => string(6) "172169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423762311"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект  урока по окружающему миру в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumiruv3klassie"
    ["file_id"] => string(6) "299045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456426987"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства