kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Млекопитающие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии "Млекопитающие"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Млекопитающие"»

Урок по теме «Класс млекопитающие или Звери» 7 класс

Цели:

- учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;

- формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;

- развивать навыки составления опорной и структурно – логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;

- отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,

- осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

предметные:

овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;

метапредметные:

готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;

личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Формирование УДД:

Познавательных:

развитие умения извлекать информацию из текста учебника;

выявлять сущность, особенности изучаемых объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

развитие умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

работать в паре и в группе.

Оборудование и наглядность:

интерактивная доска, презентация, учебник, технологические

карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.

Тип урока:

 Изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

План:

этапа урока

Название этапа урока

Время, мин

1

Организационный момент

0,5 мин

2

Введение в тему. Актуализация знаний.

2-4 мин

3

Изучение нового материала

20-25 мин

4

Закрепление

7-9 мин

5

Рефлексия

2 мин

6

Домашнее задание

0,5 мин


Ход урока

  1. Организационный момент

Перед началом урока раздать: технологические карты, фломастеры, тексты с дополнительным материалом.

Создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой, создать на уроке для каждого ребенка ситуацию успеха.

Учитель:

Здравствуйте ребята!  Садитесь.

Я рада вас видеть! Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: знания, внимание, находчивость.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного 

взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Хорошего вам настроения и успехов!

  1. Актуализация знаний



Слайд 1.

Учитель:

На прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые, изучили их особенности строения и жизнедеятельности.

Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся.


Я хочу предложить вам разгадать загадки.

- Иван Андреевич Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука) слайд 2 по щелчку Класс Рыбы

- Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка) слайд 2 по щелчку Класс Земноводные

(В. Гаршин «Лягушка – путешественница»)

- Рассказ Киплинга «Маугли». Кого боялись обезьяны? (удав) слайд 2

Класс Пресмыкающиеся

- В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси) слайд 2 по щелчку Класс Птицы

-В басне И.А. Крылова это животное оставило другое без деликатеса. (лисица) слайд 2 по щелчку(басня «Ворона и лисица»)


(Учащиеся разгадывают загадки, называя животных и классы, к которым они относятся).


Учитель:

К какому классу можно отнести лисицу?


(Учащиеся отвечают предположительно).


Учитель:

Выответили верно, поэтому, как вы думаете какова тема и цель нашего урока?

Предположительно:Постановка темы, цели.


На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери, стоящие на высшей ступени развития.

Видео о млекопитающих

Тема урока «Класс Млекопитающие или Звери» слайд 3

Учитель:

Откройте тетради, запишите тему урока.

В настоящее время в самых различных средах обитает около 5 тысяч 500 видов млекопитающих.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, — наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминают птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

С особенностями их строения и жизнедеятельности как

высокоорганизованных позвоночных нам предстоит познакомиться на этом и следующих уроках.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Ученик:

Кормят детёнышей молоком, высокоорганизованные позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Учитель:

(Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов: ”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие)

Где можно встретить млекопитающих?

Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном и южном полюсах, на экваторе.

Учитель:

В каких средах обитают млекопитающие?

Ученик:

 Наземно-воздушная, водная, почвенная.

слайд 4.5.6.


Постановка проблемного вопроса

слайд 7

Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Учитель:

Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития.

Для того, чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам.

Для этого вы будете работать в парах по технологическим карточкам, выполнять задания, используя учебники и дополнительные материалы, который находится у вас на столах.

Давайте определим уровень ваших знаний по данной теме.

Технологическая карта. Таблица №1

«Знаю, хочу узнать, узнал»

(Учащиеся заполняют 1 колонку – «Знаю» 1-2мин.

Учащиеся озвучивают несколько признаков).

Кормят детёнышей … Тело покрыто … Число ног … (4)

Тело разделено на голову, туловище и конечности…


Учитель:

Ребята, а мы можем с вами сразу разрешить данную проблемную ситуацию?

Ученик:

 Нет.

Учитель:

 Каких знаний нам недостаточно?

Ученик:

Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих, их строение.

Учитель:

 Давайте составим структурно-логическую схему:

Слайд 8

Учащиеся заполняют 2 колонку 1-2 мин. «Хочу узнать»



Учащиеся озвучивают несколько признаков.


Учитель:

Мы будем искать ответ на проблемный вопрос урока, используя эту структурно-логическую схему. 


Работа в технологической карте №2

Используют фломастер. Крупно! 5-6 мин

Учитель:

Предлагаю план дальнейшей работы, чтобы ответить на проблемный вопрос.

Слайд 9

  • (Работа в парах)

Учитель:

Используя текст учебника §31 и дополнительных текстов, составьте опорную схему систематики млекопитающих

(Проверка)

Давайте обменяемся информацией о результатах ваших исследований.

Слайд 10

Слайд 11 – 12 Физкультминутка

Слайд 13

Учитель:

Возвращаемся к плану, пункт № 2 Общая характеристика класса

Млекопитающие

  • (Задания для каждой пары индивидуальные)

Используя текст учебника §31 и дополнительные тексты, составить характеристику признаков класса Млекопитающих.

Каждая группа заполняет в технологической карте строку соответствующую данному ей заданию.

Работа в парах по 2 человека

Технологическая карта № 1. Таблица №2


1пара - изучает особенности внешнего строения покровов тела млекопитающих.

2 пара - изучает особенности строения скелета млекопитающих.

3 пара - изучает особенности строения нервной системы и органы чувств млекопитающих.

1 пара - изучает особенности строения кровеносной и дыхательной систем органов.

2 пара - изучает особенности строения пищеварительной системы млекопитающих.

3 пара - изучает особенности размножения и развития млекопитающих.


(Время выполнения задания – 10-15 минут)

Одновременно заполняется таблица на слайде 14

(По окончанию работы один представитель от группы выступает с информацией о результатах проделанной работы).


Учащиеся остальных групп заполняют таблицу. Происходит обмен информацией между учащимися всех пар).


Слайд 15

Учитель:

Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу.

Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?


Ответы учащихся. (Высокоорганизованные)

Слайд 16

Ученик:

Прогрессивные черты млекопитающих следующие:


  1. Выкармливают детёнышей молоком.

  2. Имеют постоянную температуру тела.

  3. Тело покрыто шерстью.

  4. Возникновение сальных, потовых, млечных и пахучих желёз.

  5. Перемещение конечностей под туловище, что содействует большей подвижности.

  6. Наличие усов и наружных ушных раковин, глаза с веками и ресницами

  7. Шея подвижная, из 7 позвонков.

  8. Зародыш развивается в утробе матери.

  9. Хорошо развит головной мозг, сложное поведение.

Ученик:

Эти прогрессивные черты организации млекопитающих способствовали их повсеместному распространению, развитию различных приспособлений к разнообразным условиям существования.


Учитель:

Млекопитающие – это высший класс наземных позвоночных животных.


Вернемся к технологической карте, таблице № 1

Заполнение третьей колонки «Узнал»

(Учащиеся заполняют 3 колонку 1-2 мин. Несколько учащихся выступают, подводят итоги и делают выводы).



А чем различаются млекопитающие?

Ученик:

По месту обитания (кит, дельфин, жираф, ёж)

По строению тела.

По способу питания.

Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по - разному.

Например, утконос откладывает яйца.

Кенгуру донашивает детей в особой складке на животе – сумке.

Не все млекопитающие имеют 4 ноги и густую длинную шерсть.

Например, киты и дельфины.


  1. Закрепление


Учитель:

Для закрепления нового материала предлагаю выбрать правильные утверждения.

Задание «Да-нет-ка»

  1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц, коза, корова, крот, летучая мышь. (да)

  2. Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да)

  3. Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет)

  4. Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да)

  5. Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет)

  6. У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да)

  7. Млечные железы – видоизмененные потовые железы (нет)

  8. У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела (да)

  9. Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами (да)

  10. Млекопитающие дышат легкими и дополнительными выростами бронхов (воздушными мешками) (нет)

Правильные ответы: 1,2,4,6,8,9


  1. Рефлексия


    • Учитель в конце урока предлагает оценить свой вклад в работу пары и группы по 5-и бальной шкале в технологической карте №1.


    • Учащиеся сдают технологические карты


Слайд 17

  1. Домашнее задание

Причитать §31, ответить на вопросы в конце параграфа

Приготовить сообщение (презентацию) на одну из тем:

Отряд Однопроходные, Отряд Сумчатые, Отряд Насекомоядные,

Отряд Рукокрылые.


(Учащиеся записывают задание в дневник)

Учитель:

Сейчас стало модным обращаться к восточному календарю. Кто знает какое животное является талисманом этого года?

Ученик:

Собака, 2018 год – год Желтой собаки.

Учитель:

Вести Вас вперёд на уроке будет именно Желтая собака.

Используя единицы классификации, определите систематическое положение животного – талисмана нашего урока. 

Ученик:

Царство - Животные

Подцарство - Многоклеточные

Тип – Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд – Хищные

Семейство – Собачьи или Псовые

Род - Собаки

Вид – Собака домашняя

Слайд 18, 19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Млекопитающие"

Автор: Горбатовская Светлана Анатольевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему : «Млекопитающие, их многообразие» "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mliekopitaiushchiie-ikh-mnoghoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "134078"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416663734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Млекопитающие. Звери", 3 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "konspekt_uroka_mlekopitaiushchie_zveri_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "622597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673267007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока познания мира по теме "Млекопитающие" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-mliekopitaiushchiie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423659691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства