Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Млекопитающие"»
Урок по теме «Класс млекопитающие или Звери» 7 класс
Цели:
- учить понимать особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных;
- формировать умения объяснять родство человека с млекопитающими животными;
- развивать навыки составления опорной и структурно – логической схемы, используя теоретический материал учебника и дополнительный материал;
- отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
- осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
Требования к результатам освоения темы урока учащимися:
предметные:
овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; освоение доступных способов изучения животных типа Хордовых класса Млекопитающих (наблюдение, запись, сравнение) через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников;
метапредметные:
готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для решения учебной проблемы; использование средств ИКТ для представления результатов работы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.
Формирование УДД:
Познавательных:
развитие умения извлекать информацию из текста учебника;
выявлять сущность, особенности изучаемых объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
развитие умения слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
карточки, картинки животных, видеофрагмент, таблицы о способах передвижения животных.
Тип урока:
Изучение нового материала. Технология развития критического мышления.
План:
№ этапа урока
Название этапа урока
Время, мин
1
Организационный момент
0,5 мин
2
Введение в тему. Актуализация знаний.
2-4 мин
3
Изучение нового материала
20-25 мин
4
Закрепление
7-9 мин
5
Рефлексия
2 мин
6
Домашнее задание
0,5 мин
Ход урока
Организационный момент
Перед началом урока раздать: технологические карты, фломастеры, тексты с дополнительным материалом.
Создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой, создать на уроке для каждого ребенка ситуацию успеха.
Учитель:
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Я рада вас видеть! Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: знания, внимание, находчивость.
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного
взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Хорошего вам настроения и успехов!
Актуализация знаний
Слайд 1.
Учитель:
На прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые, изучили их особенности строения и жизнедеятельности.
Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся.
Я хочу предложить вам разгадать загадки.
- Иван Андреевич Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука) слайд 2 по щелчку Класс Рыбы
- Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка) слайд 2 по щелчку Класс Земноводные
(В. Гаршин «Лягушка – путешественница»)
- Рассказ Киплинга «Маугли». Кого боялись обезьяны? (удав) слайд 2
Класс Пресмыкающиеся
- В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси) слайд 2 по щелчку Класс Птицы
-В басне И.А. Крылова это животное оставило другое без деликатеса. (лисица) слайд 2 по щелчку(басня «Ворона и лисица»)
(Учащиеся разгадывают загадки, называя животных и классы, к которым они относятся).
Учитель:
К какому классу можно отнести лисицу?
(Учащиеся отвечают предположительно).
Учитель:
Выответили верно, поэтому, как вы думаете какова тема и цель нашего урока?
Предположительно:Постановка темы, цели.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, или Звери, стоящие на высшей ступени развития.
Видео о млекопитающих
Тема урока «Класс Млекопитающие или Звери» слайд 3
Учитель:
Откройте тетради, запишите тему урока.
В настоящее время в самых различных средах обитает около 5 тысяч 500 видов млекопитающих.
Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, — наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминают птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
С особенностями их строения и жизнедеятельности как
высокоорганизованных позвоночных нам предстоит познакомиться на этом и следующих уроках.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?
Ученик:
Кормят детёнышей молоком, высокоорганизованные позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.
Учитель:
(Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов: ”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие)
Где можно встретить млекопитающих?
Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном и южном полюсах, на экваторе.
Учитель:
В каких средах обитают млекопитающие?
Ученик:
Наземно-воздушная, водная, почвенная.
слайд 4.5.6.
Постановка проблемного вопроса
слайд 7
Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Учитель:
Сегодня на уроке мы должны с Вами выяснить почему же млекопитающих поместили на высшею ступень развития.
Для того, чтобы найти ответы на поставленный вопрос, я предлагаю вам стать на этом уроке исследователями-специалистами по конкретным вопросам.
Для этого вы будете работать в парах по технологическим карточкам, выполнять задания, используя учебники и дополнительные материалы, который находится у вас на столах.
Давайте определим уровень ваших знаний по данной теме.
Технологическая карта. Таблица №1
«Знаю, хочу узнать, узнал»
(Учащиеся заполняют 1 колонку – «Знаю» 1-2мин.
Учащиеся озвучивают несколько признаков).
Кормят детёнышей … Тело покрыто … Число ног … (4)
Тело разделено на голову, туловище и конечности…
Учитель:
Ребята, а мы можем с вами сразу разрешить данную проблемную ситуацию?
Ученик:
Нет.
Учитель:
Каких знаний нам недостаточно?
Ученик:
Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих, их строение.
Мы будем искать ответ на проблемный вопрос урока, используя эту структурно-логическую схему.
Работа в технологической карте №2
Используют фломастер. Крупно! 5-6 мин
Учитель:
Предлагаю план дальнейшей работы, чтобы ответить на проблемный вопрос.
Слайд 9
(Работа в парах)
Учитель:
Используя текст учебника §31 и дополнительных текстов, составьте опорную схему систематики млекопитающих
(Проверка)
Давайте обменяемся информацией о результатах ваших исследований.
Слайд 10
Слайд 11 – 12 Физкультминутка
Слайд 13
Учитель:
Возвращаемся к плану, пункт № 2 Общая характеристика класса
Млекопитающие
(Задания для каждой пары индивидуальные)
Используя текст учебника §31 и дополнительные тексты, составить характеристику признаков класса Млекопитающих.
Каждая группа заполняет в технологической карте строку соответствующую данному ей заданию.
Работа в парах по 2 человека
Технологическая карта № 1. Таблица №2
1пара - изучает особенности внешнего строения покровов тела млекопитающих.
2 пара - изучает особенности строения скелета млекопитающих.
3 пара - изучает особенности строения нервной системы и органы чувств млекопитающих.
1 пара - изучает особенности строения кровеносной и дыхательной систем органов.
2 пара - изучает особенности строения пищеварительной системы млекопитающих.
3 пара - изучает особенности размножения и развития млекопитающих.
(Время выполнения задания – 10-15 минут)
Одновременно заполняется таблица на слайде 14
(По окончанию работы один представитель от группы выступает с информацией о результатах проделанной работы).
Учащиеся остальных групп заполняют таблицу. Происходит обмен информацией между учащимися всех пар).
Слайд 15
Учитель:
Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу.
Какие черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Ответы учащихся. (Высокоорганизованные)
Слайд 16
Ученик:
Прогрессивные черты млекопитающих следующие:
Выкармливают детёнышей молоком.
Имеют постоянную температуру тела.
Тело покрыто шерстью.
Возникновение сальных, потовых, млечных и пахучих желёз.
Перемещение конечностей под туловище, что содействует большей подвижности.
Наличие усов и наружных ушных раковин, глаза с веками и ресницами
Шея подвижная, из 7 позвонков.
Зародыш развивается в утробе матери.
Хорошо развит головной мозг, сложное поведение.
Ученик:
Эти прогрессивные черты организации млекопитающих способствовали их повсеместному распространению, развитию различных приспособлений к разнообразным условиям существования.
Учитель:
Млекопитающие – это высший класс наземных позвоночных животных.
Вернемся к технологической карте, таблице № 1
Заполнение третьей колонки «Узнал»
(Учащиеся заполняют 3 колонку 1-2 мин. Несколько учащихся выступают, подводят итоги и делают выводы).
А чем различаются млекопитающие?
Ученик:
По месту обитания (кит, дельфин, жираф, ёж)
По строению тела.
По способу питания.
Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Но детёныши у них появляются по - разному.
Например, утконос откладывает яйца.
Кенгуру донашивает детей в особой складке на животе – сумке.
Не все млекопитающие имеют 4 ноги и густую длинную шерсть.
Например, киты и дельфины.
Закрепление
Учитель:
Для закрепления нового материала предлагаю выбрать правильные утверждения.
Задание «Да-нет-ка»
К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лисица, лось, заяц, коза, корова, крот, летучая мышь. (да)
Ноги у млекопитающих расположены под туловищем (да)
Сердце млекопитающих трехкамерное. (нет)
Органы выделения у млекопитающих бобовидные почки (да)
Ушная раковина имеется у пресмыкающихся и млекопитающих (нет)
У млекопитающих имеется грудобрюшная мышечная перегородка- диафрагма (да)