kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока для 7 класса по теме "Многообразие Земноводных".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка с использованием  видеороликов  красочно и научно  расскрывает  многообразие Земноводных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 7 класса по теме "Многообразие Земноводных".»

Урок№ дата: биология 7 класс

Тема: Классификация земноводных.

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Планируемые результаты

- предметные: расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

- метапредметные:  продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология; развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

- личностные:   привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация

Тип урока: урок изучения и частичного закрепления знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )




Суждения (вопросы)

Знак

1.

Лягушки не могут жить без воды

Да

2.

Лягушки никогда не пьют воду

Да

3.

Лягушки и жабы дышат только легкими

Нет

4.

Питаются лягушки только водорослями

Нет

5.

Весной лягушки возвращаются в пруд,

где они родились

Да

6

У лягушки трехкамероное сердце.

да

7

Из оплодотворённой икринки сразу

развивается лягушонок

Нет

8.

У лягушки хорошо развит мозжечок.

Нет

9.

Земноводные произошли от рыбообразных предков

Да

10.

Головастик- это личинка земноводных

Да

12.

Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу

Да

14.

Все земноводные – хищники

Да

15

У лягушек развит половой деморфизм.

да

16

У лягушки только легочное дыхание

нет

17

Развитие у лягушек прямое

нет

18

Глотание у лягушек проходит с помощью глаз

да

19

У лягушек в скелете имеются ребра.

нет

20

В ротовой полости у лягушек пища смачивается слюнными железами.

да


САМОПРОВЕРКА. 1В-2,5 Б

  1. Изучение нового материала.

Проблема      У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные . В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Классификация земноводных». Давайте сформулируем задачи нашего урока.

-рассмотреть классификацию земноводных

-выяснить признаки разных групп земноводных

- познакомиться с разнообразием земноводных и их значением.


  1. Многообразие земноводных

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые Безногие.

Сравнительная характеристика отрядов земноводных

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги



1стадия. Вызова.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое аксолоть?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к видеороликам, которые помогут вам ответить на вопросы и познакомиться с различными земноводными.



https://www.youtube.com/watch?v=hMTyw38b4Lg –четрвяги

https://www.youtube.com/watch?v=K5mQRlDxK40- жерлянки

http://youtube.com/watch?v=qDQ0l5Tv-L8-квакша

https://www.youtube.com/watch?v=LI4mdNFjU4o-тритон

https://yandex.ru/video/preview/14993818825475831937-аксолоть



  • В процессе знакомства составляют таблицу

Представители земноводных

Характерные особенности.( строение, процессы жизнедеятельности)



2.Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства.

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

  1. Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

  2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

  3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

  1. Служат объектом для науки

- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

  1. Охрана земноводных

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

  1. Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

V.Рефлексия.

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...

  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)


VIДомашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о земноводных Крыма.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока для 7 класса по теме "Многообразие Земноводных".

Автор: Свиридова Ирина Алексеевна

Дата: 28.01.2023

Номер свидетельства: 624338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Многообразие земноводных""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekturokanatiemumnoghoobraziieziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "297936"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456248595"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "136354"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417095029"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Размножение и развитие животных""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_3_klasse_po_teme_razmnozhenie_i_razvitie_"
    ["file_id"] => string(6) "550133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1589745858"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Путешествие  в страну земноводных" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-v-stranu-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "159606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства