Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 8 класс»
Интегрированный урок биологии и химии
«Кислород и дыхание»
Класс: 8
Тип урока: Интегрированный с элементами исследования и критического мышления
- изучение новой темы по биологии
- повторение по теме «Кислород. Оксиды»
Цель урока: выяснить ,что общего между процессами дыхания и окисления.
Задачи:
закрепить знания учащихся о кислороде, как о простом веществе,
расширить знания о дыхании как о биохимическом процессе на примере организма человека;
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, как социальной ценности.
Планируемые результаты:
личностные :
формирование познавательного интереса ; необходимости знаний биологии в практической жизни.
метапредметные:
-познавательные :умение строить высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности
-коммуникативные: умение работать в паре, группе при выполнении задания; вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам.
-регулятивные: умение организовывать выполнение заданий; осуществлять рефлексию своей деятельности.
предметные:. Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена,окисления.
3.Актуализация опорных знаний. Работа в группах: Химики, Биологи
Задание 1.
Вспомнить и перечислить основные понятия по теме “Дыхание” и «Кислород»
(В ходе урока учащиеся должны раскрыть их значение)
Задание 2.
Выполнить задание:
- Биологи: заполнить схему «Органы дыхания» (работа у доски)
- Химики: составить схему «Путь молекулы кислорода из окружающей среды в легкие человека» (работа у доски)
Дополнительные вопросы:
- У каких животных типа Хордовые впервые в эволюции появляются легкие и в связи с чем?
- В связи с появлением легких какие изменения произошли в кровеносной системе?
- Какова молекулярная формула кислорода, написать химическуюформулу
- Каков состав воздуха
4.Создание проблемной ситуации - эксперимент со спичкой: (под руководством учителя)
1 группа зажигают лучину, обсуждают увиденное
2 группа выдыхает на горящую лучину, обсуждают увиденное
Дети формулируютгипотезу под руководством учителя. Предлагают пути решения.
5.Самостоятельная работа в группах
Учитель предлагает выполнить задание:
- Исследовать по схеме путь кислорода в организме
- Ответить на вопрос - на что расходуется вдыхаемый кислород
- работа с новыми понятиями
Дыхательная гимнастика(физминутка с произношением звуков)
А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; ХА – помогает повысить настроение.
6.Обмен информацией- обсуждение.
Вопрос: сколько этапов дыхания вы проследили на схеме
- на какой процесс расходуется кислород в клетке(Какой процесс происходит в клетке)
- какое вещество образуется в процессе окисления. Что такое окисление? Что же такое оксиды.
-Запишем уравнение окисления на примере глюкозы: C6H12O6 + 6O2 = 6CO2 + 6H2O + E
Видео «Путь кислорода в организме»
Вопрос: На что расходится энергия, которая образуется в клетках тела человека в процессе окисления органических веществ?
(Предполагаемый ответ: на обеспечение процессов жизнедеятельности, часть рассеивается в виде тепла).
- раскрытие биологических понятий
7.Обобщение
- возвращаемся к гипотезе. Ответить на вопрос:
Что общего у процессов дыхания и окисления?
В чем отличие?
Кто знает, как правильно нужно дышать?
Ответы детей
Беседа:
- Как вы понимаете пословицу: “Чистый воздух – лучший доктор?”
-Почему трудоспособность в душных помещениях падает? О проветривании
- Почему необходимо вести борьбу с загрязнением воздуха?
- Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха? Какова роль зеленых растений?
- Назовите гигиенические требования для профилактики вирусных инфекций
8. Тестирование:
По агрегатному состоянию кислород - ……
По отношению к воздуху кислород - …
При горении веществ в кислороде образуются – …
Кислород в воде растворим – …
Кислород в природе образуется в процессе – …
В реакциях горения выделяется – …
При окислении органических веществ энергия – …
Какие клетки крови доставляют кислород …….
Белок, доставляющий кислород из легких в ткани …
Кислород выполняет функции – … а)окислительная, б) защитная, в) лечебная.
9.Рефлексия:
- что нового узнали на уроке
- что вызвало у вас затруднение на уроке
- какую пользу извлекли с урока
10. Д\з: ответить на вопросы:
- Почему живые организмы дышат кислородом, ведь азота в составе воздуха больше?
- Сочинить сказку «Путешествие кислорода в организме человека»