Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 5 класс "Методы изучения природы"»
Тема урока: «Методы изучения природы»
Цели урока:
создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы
Планируемые результаты
Личностные: развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Метапредметные
Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширение знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.
Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.Проверка домашнего задания
- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.
- Вспомним изученный материал.
1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.
2. Назовите признаки живой природы.
3. Проверка заданий рабочей тетради
III. Мотивация и целеполагание
- Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект - к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать.Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.
Метод (от греческого «методос» – путь исследования) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.
- Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Запись числа и темы в тетрадь.
IV. Изложение нового материала
Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:
Название метода
Сущность метода
Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Учитель дополняет материал.
- О каком первом методе вы узнали?
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Сущность метода:
восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. (Его портрет можно посмотреть на стр. 15 в учебнике.) Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.
- Как называется второй метод, о котором вы узнали?
Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.
Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.
- Назовите еще один очень важный метод.
Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.
Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа
- А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.
Инструкция для учащихся
Название эксперимента: «Растворение медного купороса
и мела в воде».
Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим / нерас-
творим в воде (выберите нужное), истертый в порошок мел
в воде растворим / нерастворим.
Ход работы
1. Насыпаю в стакан № 1 медный купорос.
2. Насыпаю в стакан № 2 истолченный мел.
3. Наливаю до стакана воды.
4. Размешиваю стеклянными палочками.
5. Наблюдаю: медный купорос в воде растворился / не рас-
творился, так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок
отсутствует / присутствует. Мел в воде растворился / не рас-
творился, так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок
отсутствует / присутствует.
6. Вывод: медный купорос растворим / нерастворим в во-
де; мел растворим / нерастворим в воде.
7. Мною высказанная гипотеза подтвердилась / не под-
твердилась.
Такой метод изучения природы называется...
VII. Подведение итогов
- Итак, давайте подведем итоги.
О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?
VIII. Домашнее задание Параграф 3.
Вопросы после параграфа (устно).
Решите задачу.
Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.