kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии 5 класс "Методы изучения природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе на тему " Методы изучения природы". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 5 класс "Методы изучения природы"»

Тема урока: «Методы изучения природы»


Цели урока:

создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы

Планируемые результаты

Личностные: развитие умений ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Метапредметные

Познавательные: понимание сути методов изучения природы, расширение знаний учащихся о методах изучения природы, особой роли наблюдений для изучения природы.

Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений, успехов одноклассников.

Предметные: создать условия для развития у учащихся интереса к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний.Проверка домашнего задания

- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

- Вспомним изученный материал.

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Проверка заданий рабочей тетради

III. Мотивация и целеполагание

- Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект - к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Метод (от греческого «методос» – путь исследования) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

- Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Запись числа и темы в тетрадь.


IV. Изложение нового материала

Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Название метода


Сущность метода

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Учитель дополняет материал.

- О каком первом методе вы узнали?

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Сущность метода:

восприятие  объектов природы  с  целью  получения  первичных  данных  для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в вашем учебнике описан такой случай. Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в чёрной широкополой шляпе. Он склонился над землёй и что-то рассматривал. Каково же было удивление женщин, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Кто был этот странный человек и чем он занимался весь день? Это был замечательный французский учёный Жан Анри Фабр. В тот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги. Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдений за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. (Его портрет можно посмотреть на стр. 15 в учебнике.) Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.


- Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение, применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

- Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

V. Физкультминутка

VI. Практическая работа

- А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

Инструкция для учащихся

Название эксперимента: «Растворение медного купороса

и мела в воде».

Гипотеза: я думаю, что медный купорос растворим / нерас-

творим в воде (выберите нужное), истертый в порошок мел

в воде растворим / нерастворим.

Ход работы

1. Насыпаю в стакан № 1 медный купорос.

2. Насыпаю в стакан № 2 истолченный мел.

3. Наливаю до стакана воды.

4. Размешиваю стеклянными палочками.

5. Наблюдаю: медный купорос в воде растворился / не рас-

творился, так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок

отсутствует / присутствует. Мел в воде растворился / не рас-

творился, так как раствор прозрачный / непрозрачный, осадок

отсутствует / присутствует.

6. Вывод: медный купорос растворим / нерастворим в во-

де; мел растворим / нерастворим в воде.

7. Мною высказанная гипотеза подтвердилась / не под-

твердилась.

Такой метод изучения природы называется...

VII. Подведение итогов

- Итак, давайте подведем итоги.

  • О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

VIII. Домашнее задание Параграф 3.

  1. Вопросы после параграфа (устно).

  2. Решите задачу.

Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии 5 класс "Методы изучения природы"

Автор: Нестерова Вера Петровна

Дата: 07.12.2021

Номер свидетельства: 593834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по биологии 5 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_uroka_po_biologii_5_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "591116"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636697978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства