kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клетка – элементарная единица живого

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А. Дьяченко

МБОУ СОШ №2, учитель биологии,

Гулькевичский район, г.Гулькевичи, ул. Коммунаров 37

Методическа разработка урока по теме: «Клетка – элементарная единица живого»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Клетка - элементарная единица живого»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о строении и функциях клетки, научить распознавать на микропрепаратах и таблицах.

Планируемый результат (для учащихся): Овладение методами исследовательской и проектной деятельностью, научить объяснять, анализировать и планировать сотрудничество, осуществлять постановку и решение проблемы.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе

Развивающая: умение искать, выделять нужную информацию, делать выводы.
Обучающая:  находить клетку, ее органоиды, различать типы клеток

Оборудование: увеличительные приборы: микроскоп, лупы, микропрепараты, плакаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клетка – элементарная единица живого »

И.А. Дьяченко

МБОУ СОШ №2, учитель биологии,

Гулькевичский район, г.Гулькевичи, ул. Коммунаров 37


Методическа разработка урока по теме: «Клетка – элементарная единица живого»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Клетка - элементарная единица живого»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о строении и функциях клетки, научить распознавать на микропрепаратах и таблицах.

Планируемый результат (для учащихся): Овладение методами исследовательской и проектной деятельностью, научить объяснять, анализировать и планировать сотрудничество, осуществлять постановку и решение проблемы.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе

Развивающая: умение искать, выделять нужную информацию, делать выводы.
Обучающая: находить клетку, ее органоиды, различать типы клеток

Оборудование: увеличительные приборы: микроскоп, лупы, микропрепараты, плакаты.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).


На доске таблица «Растительная и животная клетка». Учитель спрашивает: На прошлом уроке мы изучили увел. приборы. Как вы думаете, что можно узнать с их помощью? Учащиеся отмечают, что можно увидеть клетки и то, что находится внутри них.







Личностные УД: готовность к саморазвитию

Познавательные УД: вывод о достижении цели.

Регуятивные УД: оценивать, контролировать и корректировать работу свою и напарника.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Учитель: У нас есть микроскопы и готовые микропрепараты. Что мы можем сделать?

Учащиеся: Можно рассмотреть препараты под микроскопом.

Учитель проверяет домашнее задание:

1.Для чего нужны увеличительные приборы?

2.Какие они бывают?

3.Правила работы с микроскопом.

Решение тестов, заслушивание проектов.







Личностные УД:ТБ

Коммуникативные УД: умение слушать и оценивать работу

Познавательные УД: выделение и формулирование цели.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Учитель выявляет ,ч то дети поняли, удачные и проблемные моменты в ходе беседы.




Коммуникативные УД: умение слушать своих товарищей

Познавательные УД: проговаривание трудных мест в теме

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Учитель дает задание каждой группе по карточкам, где учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы в учебнике.

Учащиеся работают в группах с текстом учебника и дают ответы на поставленные вопросы.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу по теме «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Учащиеся рассматривают объект под микроскопом и выведенный на экран. Зарисовывают.

Учитель фиксирует затруднения в выполнении лаб. работы, или это делают сами учащиеся.





Познавательные УД: умение искать и выделять нужную информацию

Коммуникативные УД: умение работать в группах и учитывать позиции других людей.

  1. Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Учитель : Что вы видите под микроскопом? Какие органоиды клетки можно увидеть в световой микроскоп? А какие мы не увидим и почему?

Результаты своих наблюдений записывают в тетрадь.

Учитель: Что же является «кирпичиком» живых организмов?

Учащиеся отвечают: Клетка

И вместе с учителем записывают определение клетки




Регулятивные УД: умение находить и анализировать ответ, делать вывод.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Как вы думаете, где эти знания могут пригодиться в жизни?

Учащиеся дают полные ответы, исправляют ошибки товарищей



Регулятивные УД : Контролировать, оценивать, что сделали и скорректировать, что не сделали.

Коммуникативные УД: умение слушать учителя.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по рабочим тетрадям.






Познавательные УД: умение искать и выделять нужную информацию.

Личностные УД: самоопределение

  1. Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Выполнение заданий из учебника.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Учитель дает на выбор 3 уровня задания:

1.Выписать определения в тетрадь со стр.27-32

2.Подготовить презентацию

.

1.На уроке я работал


2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

интересно / не интересно


Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.




В конспекте хода урока содержится:

  • цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;

  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.

  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.

  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.

  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания

  • Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки

  • Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания

  • Способы исправления ожидаемых ошибок

  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации работу учащихся на каждом этапе

  • Образец оформления доски

Список использованной литературы

  1. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – 158, [2] c.: ил.

  2. Занимательные материалы и факты по биологии. 5-11 кл. / автор составитель. М.М. Боднарук. – Волгоград: Учитель, 2010 – 174 ст.

  3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Клетка – элементарная единица живого

Автор: Дьяченко Ирина Анатольевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Клетка – структурная и функциональная единица живого"
    ["seo_title"] => string(58) "klietka_strukturnaia_i_funktsional_naia_iedinitsa_zhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "355189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478234903"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Клеточная теория "
    ["seo_title"] => string(21) "klietochnaia-tieoriia"
    ["file_id"] => string(6) "194137"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427730239"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства