Гулькевичский район, г.Гулькевичи, ул. Коммунаров 37
Методическа разработка урока по теме: «Клетка – элементарная единица живого»
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Клетка - элементарная единица живого»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о строении и функциях клетки, научить распознавать на микропрепаратах и таблицах.
Планируемый результат (для учащихся): Овладение методами исследовательской и проектной деятельностью, научить объяснять, анализировать и планировать сотрудничество, осуществлять постановку и решение проблемы.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе
Развивающая: умение искать, выделять нужную информацию, делать выводы.
Обучающая: находить клетку, ее органоиды, различать типы клеток
Просмотр содержимого документа
«Клетка – элементарная единица живого »
И.А. Дьяченко
МБОУ СОШ №2, учитель биологии,
Гулькевичский район, г.Гулькевичи, ул. Коммунаров 37
Методическа разработка урока по теме: «Клетка – элементарная единица живого»
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Клетка - элементарная единица живого»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о строении и функциях клетки, научить распознавать на микропрепаратах и таблицах.
Планируемый результат (для учащихся): Овладение методами исследовательской и проектной деятельностью, научить объяснять, анализировать и планировать сотрудничество, осуществлять постановку и решение проблемы.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе
Развивающая: умение искать, выделять нужную информацию, делать выводы. Обучающая: находить клетку, ее органоиды, различать типы клеток
Название технологических этапов урока, их содержания
Конспект урока
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
Устанавливаются тематические рамки (могу).
На доске таблица «Растительная и животная клетка». Учитель спрашивает: На прошлом уроке мы изучили увел. приборы. Как вы думаете, что можно узнать с их помощью? Учащиеся отмечают, что можно увидеть клетки и то, что находится внутри них.
Личностные УД: готовность к саморазвитию
Познавательные УД: вывод о достижении цели.
Регуятивные УД: оценивать, контролировать и корректировать работу свою и напарника.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:
Данный этап включает следующие шаги:
Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа
Учитель: У нас есть микроскопы и готовые микропрепараты. Что мы можем сделать?
Учащиеся: Можно рассмотреть препараты под микроскопом.
Учитель проверяет домашнее задание:
1.Для чего нужны увеличительные приборы?
2.Какие они бывают?
3.Правила работы с микроскопом.
Решение тестов, заслушивание проектов.
Личностные УД:ТБ
Коммуникативные УД: умение слушать и оценивать работу
Познавательные УД: выделение и формулирование цели.
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.
Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.
Учитель выявляет ,ч то дети поняли, удачные и проблемные моменты в ходе беседы.
Коммуникативные УД: умение слушать своих товарищей
Познавательные УД: проговаривание трудных мест в теме
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
Согласовывают тему урока
Строят план достижения цели
Определяют средства – алгоритмы, модели
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.
Учитель дает задание каждой группе по карточкам, где учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы в учебнике.
Учащиеся работают в группах с текстом учебника и дают ответы на поставленные вопросы.
Учитель предлагает выполнить лабораторную работу по теме «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Учащиеся рассматривают объект под микроскопом и выведенный на экран. Зарисовывают.
Учитель фиксирует затруднения в выполнении лаб. работы, или это делают сами учащиеся.
Познавательные УД: умение искать и выделять нужную информацию
Коммуникативные УД: умение работать в группах и учитывать позиции других людей.
Реализация построения проекта
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.
Учитель : Что вы видите под микроскопом? Какие органоиды клетки можно увидеть в световой микроскоп? А какие мы не увидим и почему?
Результаты своих наблюдений записывают в тетрадь.
Учитель: Что же является «кирпичиком» живых организмов?
Учащиеся отвечают: Клетка
И вместе с учителем записывают определение клетки
Регулятивные УД: умение находить и анализировать ответ, делать вывод.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Как вы думаете, где эти знания могут пригодиться в жизни?
Учащиеся дают полные ответы, исправляют ошибки товарищей
Регулятивные УД : Контролировать, оценивать, что сделали и скорректировать, что не сделали.
Коммуникативные УД: умение слушать учителя.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
Самостоятельная работа по рабочим тетрадям.
Познавательные УД: умение искать и выделять нужную информацию.
Личностные УД: самоопределение
Включение в систему заданий повторения
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.
Выполнение заданий из учебника.
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)
Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности