Использование человеком природных экосистем. Охрана экосистем».
Использование человеком природных экосистем. Охрана экосистем».
Цель урока: 1.Расширить знания учащихся об использовании человеком природных экосистем,о необходимости беречь и охранять природную среду, познакомить с мероприятиями по охране природы.
2.Развивать познавательный интерес у учащихся.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование человеком природных экосистем. Охрана экосистем». »
Тема урока:«Использование человеком природных экосистем. Охрана экосистем».
Урок биологии в 6 классе.
Учитель: Никитина Надежда Ивановна
МБОУ Первомайская школа №1
Республика Крым 2015
Цель урока: 1.Расширить знания учащихся об использовании человеком природных экосистем ,о необходимости беречь и охранять природную среду, познакомить с мероприятиями по охране природы.
2.Развивать познавательный интерес у учащихся.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять
экологическое образование и воспитание.
Оборудование: таблицы, иллюстрации к теме урока ,карта Украины.
Тип урока: формирование новых знаний
Ход урока:
1.Разминка.Упражнение «Убрать лишнее».
К природным экосистемам относятся: луг, лес, море, огород, пруд, озеро, сад, болото, поле, парк, виноградник, роща, сосновый бор, теплица, питомник, дендропарк, зоопарк.
Разрезать азбуку, убрать из нее буквы ь ,и, й. Каждый ученик вытаскивает из коробки по букве и придумывает итоговое предложение по теме прошлого урока. Предложение должно начинаться с той буквы , которая досталась ученику.
Б) Беседа
- Что такое система? Природная система? Приведите примеры.
-Какие связи существуют в системе? Приведите пример пищевой цепочки, в которой вы берете участие.
3.Изучение нового материала.
А) Работа в группах с раздаточным материалом.
Учитель, учащиеся заранее готовят материал из книг, журналов, газет об использовании человеком природных систем.
1 .группа. Использование человеком экосистем суши.
2 группа. Использование экосистем морей, рек России.
3 группа. Вещи, которые окружают учащихся- определить, благодаря существованию и работе каких природных экосистем эти вещи может получить человек.
Результаты работы в группах ученики презентуют всему классу.
Б)Охрана природных экосистем.
Пояснения учителя.
В результате влияния человека природные территории сильно изменяются. За пос-
ледние 70 лет на Земле исчезло несколько сотен видов растений и животных. Сейчас человечество осознало, насколько важно охранять природные экосистемы, способствовать их развитию.
Самостоятельная работа учащихся в группах.
Задания:
1.Объедениться в группы (по желанию).
2.Внимательно прочитать соответствующий текст учебника, определить ,что значит охранять экосистему ,что делается государством для охраны природных экосистем?
3.Определить докладчика с коротким выступлением.
Коллективная работа. На основе ответов учащихся заполнить таблицу.
что?
о чем?
Через что?
Охрана природных экосистем
О создании благоприятных условий существования живых организмов и предотвращать их уничтожение.
Не вырубывать леса, не осушать реки, создавать специальные природоохранные территории- заповедники, национальные парки.
Упражнение «Три журналистских вопроса"
Пояснения учителя..
Заповедники- главные природоохранные территории.
Задачи заповедника:
1.Охрана растительного, животного мира и экосистемы в целом.
2.Заповедники- это научные организации, где работают ученые разного профиля, детально изучают состояние экосистем, помогают поддерживать их стабильность и за пределами заповедника.
3.Восстановление численности редких и исчезающих видов растений и животных.
Самые главные заповедники называются биосферными (они созданы там ,где природа не утратила своего первозданного вида, биосферные заповедники- эталоны природы).
Сообщения учащихся. (учитель показывает заповедники на карте России).
Байкальский заповедник
Основан в 1969 г. Площадь — 165,7 тыс. га (лесопокрытая—117,2 тыс. га). Бурятия. Южное побережье Байкала и хребет Хамар-Дабан. Темнохвойнотаежный комплекс — елово-кедровая, пихтово-еловая тайга. Во флоре 777 видов. Фауна: марал, кабарга, кабан, косуля, рысь, лось, соболь, бурый медведь, росомаха, высокогорная полевка, заяц-беляк, пищуха, белка и др.
Висимский заповедник
Основан в 1971 г. Площадь — 13,3 тыс. га (лесопокрытая — 12,7 тыс. га). Свердловская обл. Склоны Среднего Урала с южнотаежными лесами из ели сибирской, пихты и кедра сибирского, сосны обыкновенной. Во флоре 404 вида. Фауна: рысь, медведь, лесная куница, колонок, норка, выдра, горностай, хорек, бурундук, ястреб-тетеревятник и др.
Зейский заповедник
Основан в 1963 г. Площадь — 82,6 тыс. га (лесопокрытая —75,1 тыс. га). Амурская обл. Восточносибирские горные сосново-лиственничные (из лиственницы даурской) леса с элементами маньчжурской флоры. Фауна: изюбр, лось, косуля, кабарга, соболь, бурый медведь, колонок, трехпалый дятел, каменный глухарь. Ведется прогнозирование изменений природной среды под влиянием Зейской ГЭС.
Заповедник «Кивач»
Основан в 1931 г. Площадь — 10,5 тыс. га (лесопокрытая — 8,7 тыс. га). Карелия. Водопад «Кивач», сосновые и еловые леса подзоны средней тайги (западного сектора). Во флоре 559 видов. В фауне представители средней тайги (лесной лемминг, белка, лось, трехпалый дятел), южные лесные и лесостепные виды (мышь-малютка, перепел, коростель, иволга, серая куропатка и др.).
Уссурийский заповедник
Основан в 1932 г. Площадь — 40,4 тыс. га (лесопокрытая — 40,3 тыс. га). Приморский край. Кедрово-широколиственные, чернокоропихтовые, ильмовые, лиановые леса с грабом, ясеневые леса южноуссурийской тайги. Во флоре 820 видов, редких 18 (женьшень, актинидии, лимонник и др.). Ценная фауна: тигр, леопард, изюбр, косуля, кабарга, кабан, пятнистый олень, землеройка —гигантская бурозубка, фазан, щитомордники восточный и Палласа, амурский и узорчатый полозы и др.
Кавказский заповедник
Основан в 1924 г. Площадь — 263,5 тыс. га (лесопокрытая — 164,1 тыс. га). Краснодарский край. Западная часть Главного Кавказского хребта. Горные дубовые (дуб скальный, грузинский и черешчатый), буковые и темнохвойные леса (пихта кавказская, или Нордманна, ель восточная). Во флоре свыше 1500 видов, в т. ч. 327 эндемиков и 21 редких. В фауне 59 видов: кавказский олень, серна, кубанский тур, рысь, лесная и каменная куницы и др. Реакклиматизирован зубр. В ведении заповедника на юго-восточном склоне горы Б. Ахун — Хостинская тисо-самшитовая роща (площадь — 300 га).
Пояснения учителя.
Вы прослушали такие интересные сообщения о заповедниках, о способах охраны природных экосистем. Подведем итоги.
Метод «Гронование»
Гроно «Охрана экосистемы»
Создание нормальных условий жизни живых организмов
Эффективное сохранение любого компонента экосистемы
Детальное изучение состояния экосистемы, поддержание ее стабильности
Создание заповедников и национальных парков
Охрана экосистемы
Пополнение знаний о природе
Красная книга и Зеленая книга
4. Закрепление. Итоги урока.
5. Домашнее задание: читать § . Работа в тетрадях: Составить памятку правил поведения в природе.