kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главные направления эволюции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится с применение образовательной технологии проектная деятельность. Учащиеся делятся на четыре группы, каждая группа выбирает тему над которой она будет работать (аллогенез, арогенез, катогенез, биологический прогресс). Данная форма урока возможна только тогда, когда учащиеся работают по проектной деятельности и легко могут поставить проблему, сформулировать гипотезу, поставить цель, задачи, вытекающие из данной цели, способны свободно находить информацию в любых источниках, в том числе и в интернете. Одним из обязательных заданий является работа с картинками, которые предварительно раскладываются на столе, для того чтобы учащиеся смогли выбрать их в связи со своей тематикоу, затем распределить на доске по схеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 11 класс»


Тема урока «Главные направления эволюции» (11 класс)


Этапы работы над проектом

1 этап. Погружение в проект.

а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

Приводится высказывание “Эволюция - необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.

б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:

Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

  • ароморфоз;

  • идиоадаптация;

  • общая дегенерация.

2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:

  • Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

2. Личностные УУД:

  • Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

3. Регулятивные УУД:

  • Уметь организованно выполнять заданий учителя.

  • Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

4. Коммуникативные УУД:

  • Обмениваться информацией с одноклассниками


Оборудование:  Интернет, раздаточный материал.


2 этап. Организация деятельности.

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.


А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.


Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).


3 этап. Осуществление деятельности

Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.

Алгоритм работы:

1. Определение темы мини-проекта.

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели и задач.

4. Выбор объекта исследования.

5. Формулирование рабочей гипотезы.

6. Результаты исследований.

7. Продукт.


Схема оформления учащимися мини-проекта

Тема_________________

Проблема_____________

Объект исследования________________

Цель, задачи________________

Рабочая гипотеза__________________

Результаты исследований_______________________

Продукт______________________


После создания схемы ребята анализируют увиденное, делают выводы.

Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими.


Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.

Задание на дом: составить презентацию






Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)

  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)

  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.

  4. Происхождение от неспециализированных предков

  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)

  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.

  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА



Биологический

прогресс









Пути достижения
























приспособления

численность

ареал

















Биологический

регресс

О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э в о л ю ц и и



Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация





Просмотр содержимого документа
«картинки к проекту»










































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Главные направления эволюции

Автор: Агафонова Вера Владимировна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Главные направления эволюции органического мира"
    ["seo_title"] => string(51) "glavnye_napravleniia_evoliutsii_organicheskogo_mira"
    ["file_id"] => string(6) "481198"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1539946236"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Главные направления эволюции органического мира "
    ["seo_title"] => string(56) "glavnyie-napravlieniia-evoliutsii-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "202036"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429174458"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм."
    ["seo_title"] => string(80) "glavnyie_zakonomiernosti_evoliutsii_divierghientsiia_konvierghientsiia_paralliel"
    ["file_id"] => string(6) "472351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528227221"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Главные направления эволюции органического мира""
    ["seo_title"] => string(56) "glavnyie_napravlieniia_evoliutsii_orghanichieskogho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "473645"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1529356102"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока биологии "Основные направления эволюции". "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-biologhii-osnovnyie-napravlieniia-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "164290"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422623190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства