kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Главные направления эволюции органического мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации очень красочно и подробно показаны основные направления эволюции органического мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Главные направления эволюции органического мира"»

Главные направления эволюции органического мира Презентацию к уроку выполнила: учитель биологии первой квалификационной категории МКОУ «СОШ №7» ИМРСК Смертина В.Н.

Главные направления эволюции органического мира

Презентацию к уроку выполнила: учитель биологии

первой квалификационной категории МКОУ «СОШ №7» ИМРСК Смертина В.Н.

Цель урока
  • Цель урока : познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса.
Задачи урока : Обучающая: изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов; Развивающая : способствовать развитию логики - смыслового мышления обучающихся, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке. Воспитывающая:
  • Задачи урока :
  • Обучающая: изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;
  • Развивающая : способствовать развитию логики - смыслового мышления обучающихся, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Ход эволюции

Ход эволюции

Направления эволюции Биологический прогресс.  Биологический регресс.  - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

Направления эволюции

  • Биологический прогресс.
  • Биологический регресс.

- Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

  • Снижение уровня приспособленности к условиям обитания.
  • Уменьшение численности вида.
  • Сокращение ареала.
  • Увеличение численности вида.
  • Расширение ареала.
Сумчатый тушканчик Египетский тушканчик Гигантский кенгуровый прыгун Долгоног

Сумчатый тушканчик

Египетский тушканчик

Гигантский кенгуровый прыгун

Долгоног

Фазановые

Фазановые

Какие же пути чаще всего выбирает эволюция?

Какие же пути чаще всего выбирает эволюция?

Дивергенция – расхождение признаков у видов, происходящих от общего предка.

Дивергенция – расхождение признаков у видов, происходящих от общего предка.

Пример дивергенции: Крыло летучей мыши Лапа кошки Ласта кита Рука человека

Пример дивергенции:

Крыло

летучей мыши

Лапа кошки

Ласта кита

Рука человека

Гомологичные органы – структуры и органы, имеющие общее происхождение.

Гомологичные органы – структуры и органы, имеющие общее происхождение.

Гомологичные органы Могут выполнять одинаковые функции Могут выполнять неодинаковые функции

Гомологичные органы

Могут выполнять одинаковые функции

Могут выполнять неодинаковые функции

Конвергенция – явление, когда совершенно разные изначально виды в процессе эволюции становятся похожими друг на друга. касатка акула

Конвергенция – явление, когда совершенно разные изначально виды в процессе эволюции становятся похожими друг на друга.

касатка

акула

Эволюция китообразных

Эволюция китообразных

Ёж Дикобраз Ехидна

Ёж

Дикобраз

Ехидна

Крылья птицы Крылья бабочки

Крылья птицы

Крылья бабочки

Строение глаз позвоночных и головоногих моллюсков – пример конвергенции.

Строение глаз позвоночных и головоногих моллюсков – пример конвергенции.

Конвергенция у растений

Конвергенция у растений

Параллелизм – эволюционное явление, при котором развивается сходство признаков у родственных организмов. Заяц Бобр

Параллелизм – эволюционное явление, при котором развивается сходство признаков у родственных организмов.

Заяц

Бобр

Ластоногие Китообразные Независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели – ласты.

Ластоногие

Китообразные

Независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели – ласты.

Д.З. П. 63, стр. 230-232. выполнить таблицу. Типы эволюционных изменений Главные особенности Пример Не менее 2-х примеров на каждый тип эволюционных изменений.

Д.З. П. 63, стр. 230-232. выполнить таблицу.

Типы эволюционных изменений

Главные особенности

Пример

Не менее 2-х примеров на каждый тип эволюционных изменений.

Направления эволюции Биологический прогресс. Биологический регресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

Направления эволюции

  • Биологический прогресс.
  • Биологический регресс.

- Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде.

  • Снижение уровня приспособленности к условиям обитания.
  • Уменьшение численности вида.
  • Сокращение ареала.
  • Увеличение численности вида.
  • Расширение ареала.
Крупнейшие российские эволюционисты  А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен выделили три главных направления эволюции

Крупнейшие российские эволюционисты А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен выделили три главных направления эволюции

Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Биологический

прогресс

Ароморфоз

Идиоадаптация

Дегенерация

Ароморфоз - крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и функций организмов и позволяющие последним занимать принципиально новые местообитания или существенным образом повышающие конкурентную способность организмов в существующих местообитаниях. Ароморфозы позволяют переходить в новые среды обитания (то есть выходить в новые адаптационные зоны). 

Ароморфоз - крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и функций организмов и позволяющие последним занимать принципиально новые местообитания или существенным образом повышающие конкурентную способность организмов в существующих местообитаниях.

Ароморфозы позволяют переходить в новые среды обитания (то есть выходить в новые адаптационные зоны). 

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Примеры биоценотического ароморфоза

Дегенерация - резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Повилика  Аскариды

Дегенерация - резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.

Повилика

Аскариды

Примеры дегенерации

Примеры дегенерации

Примеры дегенерации

Примеры дегенерации

Идиоадаптация -  конкретные адаптации к определенным специфическим условиям обитания.

Идиоадаптация - конкретные адаптации к определенным специфическим условиям обитания.

Примеры идиоадаптации

Примеры идиоадаптации

Примерами идиоадаптации у растений могут служить многообразные приспособления цветка к перекрестному опылению ветром, приспособления листьев к уменьшению испарения (опущение листа, видоизменение листа, спад листвы, восковой налет, изменение формы листа).

Примерами идиоадаптации у растений могут служить многообразные приспособления цветка к перекрестному опылению ветром, приспособления листьев к уменьшению испарения (опущение листа, видоизменение листа, спад листвы, восковой налет, изменение формы листа).

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс . Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.  Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде.  Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.  Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс . Биологический прогресс протекает тремя путями:

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих.

Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде.

Пример: Покровительственная окраска у животных .

Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.

Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

№ Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции 1 направления эволюции Возникновение многоклеточных организмов 2 Возникновение полового процесса 3 4 Образование позвоночника Образование пятипалых конечностей 5 Образование ластов 6 Образование цепкого хвоста (у обезьяны) 7 Образование у земноводных трехкамерного сердца 8 Образование у земноводных двух кругов кровообращения

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1

направления эволюции

Возникновение многоклеточных организмов

2

Возникновение полового процесса

3

4

Образование позвоночника

Образование пятипалых конечностей

5

Образование ластов

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9 Возникновение теплокровности 10 Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных 11 Усложнение головного мозга 12 Увеличение массы головного мозга 13 14 Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных Утрата четырех пальцев из пяти  (у лошадей) 15 Утрата густого шерстного покрова (у слона) 16 Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня) 17 Образование хобота у слона 18 Удлинение шеи у жирафа

9

Возникновение теплокровности

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11

Усложнение головного мозга

12

Увеличение массы головного мозга

13

14

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

Утрата четырех пальцев из пяти

(у лошадей)

15

Утрата густого шерстного покрова

(у слона)

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

17

Образование хобота у слона

18

Удлинение шеи у жирафа

Интернет источники:

Интернет источники:

  • Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №2 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
  • http://www.bioaa.info/index.php/2009-12-13-22-42-50/147-2009-12-24-21-06...
  • http://www.bioaa.info/index.php/2009-12-13-22-42-50/147-2009-12-24-21-06...
  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fotvet.imgsmail.ru%2Fdownload%2F6147b1906aaff2f9ee4a8cc0921df40b_i-2936.jpg&pos=4&rpt=simage
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1181156-chto-takoe-parallelizm-primery-parallelizma.html
  • http://interesnyjfakt.ru/udivitelnye-primery-konvergencii-v-prirode/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Главные направления эволюции органического мира"

Автор: Смертина Валентина Николаевна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Главные направления эволюции органического мира"
    ["seo_title"] => string(51) "glavnye_napravleniia_evoliutsii_organicheskogo_mira"
    ["file_id"] => string(6) "481198"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1539946236"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Главные направления эволюции органического мира "
    ["seo_title"] => string(56) "glavnyie-napravlieniia-evoliutsii-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "202036"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429174458"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм."
    ["seo_title"] => string(80) "glavnyie_zakonomiernosti_evoliutsii_divierghientsiia_konvierghientsiia_paralliel"
    ["file_id"] => string(6) "472351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528227221"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Презентация по биологии на тему "Главные направления и пути эволюции органического мира" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-po-biologhii-na-tiemu-glavnyie-napravlieniia-i-puti-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179781"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425059502"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Дегенерация как путь достижения биологического прогресса. "
    ["seo_title"] => string(70) "dieghienieratsiia-kak-put-dostizhieniia-biologhichieskogho-proghriessa"
    ["file_id"] => string(6) "166162"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422906672"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства