kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений.
  • Рассмотреть на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними.
  • Ознакомить с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и биологическим регрессом.
  • Показать роль русских ученых в развитии эволюционного учения.
  • Сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.»

Урок № 24. Тема урока: Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений.

  • Рассмотреть на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними.

  • Ознакомить с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и биологическим регрессом.

  • Показать роль русских ученых в развитии эволюционного учения.

  • Сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.

ХОД УРОКА

I . Психологический настрой. Упражнение Рай и ад.

Как – то один иудейский мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и повел мудреца в большую комнату. Посредине стоял большой чан с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, потому что не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее рук.

«Да, это действительно ад», - сказал мудрец.

Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, где стоял такой же чан с едой, а люди присутствующие в комнате, держали такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы, потому что кормили друг друга.

«Так это ведь рай!» - воскликнул мудрец.

Вопрос. Каким образом можно достичь удовлетворения интересов каждого?

Актуализация опорных знаний

– Что такое биологическая эволюция? (Б. эволюция это необратимое развитие органического мира).
– Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией? (Процесс образования новых видов).
– Что такое макроэволюция? (Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств и т.д.).

Формирование групп и определение заданий. Каждая группа будет исследовать учебный материал, искать ответ на поставленные вопросы, формулировать выводы и обосновывать их для других групп.

1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Направленность эволюционных преобразований



Механизмы

(движущие силы)



Длительность процессов



2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида



Ареал вида



Количество популяций вида



3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.

Форма

Их характеристика

Примеры

Дивергенция



Конвергенция



Параллелизм



4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.

Методы

Характеристика

Примеры

Гомологичные органы



Аналогичные органы






II. Новый материал

1. Типы эволюционных изменений (лекция, беседа).

(По ходу просмотра слайдов ученики записывают определения в тетрадь).

К основным типам эволюционных изменений относятся параллелизм, конвергенция и дивергенция

Параллелизм – независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Например, строение тела млекопитающих, населяющих дождевые леса Африки и Южной Америки, имеет общее сходство.

Конвергенция – возникновение сходных черт строения у неродственных организмов, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
Например, крупным водным хищникам дали начало четыре группы животных: моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Какие общие черты строения можно выделить у этих животных, принадлежащих к различным систематическим группам? (Плавники, обтекаемая форма тела).
Конвергентная эволюция затрагивает лишь внешнее строение организмов, которое связано с условиями среды обитания. Крыло птицы и бабочки являются приспособлением для полета, но происхождение и строение этих органов различно. Органы разные по происхождению, но выполняющие сходные функции называются аналогичными.

Дивергенция – расхождение признаков в приделах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к возникновению новых видов, отрядов, классов и т.д.

В результате дивергентной эволюции класс млекопитающих распался на многочисленные отряды, представители которых отличаются по строению, образу жизни, характеру физиологических и поведенческих адаптаций.
– Что явилось причиной образования многочисленных групп млекопитающих? (Адаптация к различным условиям окружающей среды)
Видоизмененные конечности кита, птицы, летучей мыши, крота, крысы – результат дивергентной эволюции. Эти органы имеют одинаковый общий план строения, но выполняют различные функции. Такие органы называются гомологичными.

2. Пути и направления эволюции органического мира

В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые  А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Просмотр видеоролика «Биологическая эволюция»

А.Н. Северцев –  известный зоолог и крупнейший теоретик эволюционного учения. Создатель отечественной школы эволюционных морфологов. Организовал и возглавил Лабораторию эволюционной морфологии и экологии животных. Создатель общепринятой теории происхождения пятипалой конечности и парных плавников у животных. Автор теории филэмбриогенеза, согласно которой новые признаки могут появляться на любой стадии онтогенеза, и морфобиологической теории путей эволюции, в которой установил четыре основных направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию, ценогенез, общую дегенерацию.
И.И.Шмальгаузен окончил Киевский университет в 1907 г. Ученик А.Н.Северцева. В Московском университете заведовал организованной им кафедрой дарвинизма. Двенадцать лет руководил Институтом эволюционной морфологии АН СССР. Его многочисленные труды посвящены сравнительной анатомии и эмбриологии, эволюционной морфологии, происхождению наземных позвоночных, путям и закономерностям эволюции, биокибернетике. Его исследования механизмов эволюционного процесса и индивидуального развития как авторегулируемых систем предвосхитили ряд положений кибернетики, с позиций которой он в 1950-60гг. изложил эволюционную теорию. Его научное наследие оказало и продолжает оказывать большое влияние на развитие биологической науки.

Ароморфоз – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видов.
Первым наземным позвоночным животным дала начало группа кистеперых рыб, благодаря изменению в строении скелета парных плавников. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей.
Примером ароморфоза у растений является появление цветка (видоизмененного побега) у покрытосеменных растений.
Идиоадаптация – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.
Примером идиоадаптации у животных может служить разнообразие клювов гавайских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.
Приспособление к распространению семян ветром является примером одной из идиоадаптаций у растений.

Дегенерация – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда органов и систем органов.
У плоских паразитических червей отсутствует кишечник, слабо развита нервная система, органы чувств, почти отсутствует способность к самостоятельному передвижению. Но одновременно у них хорошо развиты присоски, крючки, с помощью которых они держаться за стенки кишечника своего хозяина. Кроме того у паразитических червей сильно  развита система органов размножения и они обладают огромной плодовитостью.
Вьющееся растение – паразит повилика не имеет листьев, корней. На стебле образуются присоски, с помощью которых повилика из растения  – хозяина добывает питательные вещества.
Дегенерацию можно назвать частным случаем идиоадаптации, которая связана с переходом к сидячему или паразитическому образу жизни. Дегенерация не исключает процветание вида.

Соотношение путей эволюции

Возникнув путем ароморфоза, более высокоорганизованные группы организмов получают новые возможности в освоении внешней среды. Далее эволюция идет по пути множества идиоадаптаций, которые обеспечивают освоение новых местообитаний. Есть группы организмов, которые при попадании в стабильную однородную среду развиваются по пути общей дегенерации, например, эндопаразиты.
Биологический прогресс характеризуется:

  • Увеличением численности особей.

  • Расширением ареала.

  • Интенсивными процессами видообразования.

Ондатра – североамериканский вид-интродуцент, ареал  распространения которого постоянно расширяется. В результате он начинает вытеснять местные виды со сходными экологическими потребностями, например, выхухоль и водяную полевку.
Биологический регресс характеризуется:

  • Уменьшением численности особей.

  • Сужением численности ареала.

  • Уменьшением числа видов, популяций.

Причиной биологического регресса может быть изменение условий окружающей среды, к которому вид не смог приспособиться или конкуренция со стороны других видов. Так было с многочисленной господствующей на  Земле группой рептилий, на смену  которым, благодаря теплокровности, пришли птицы и млекопитающие.
В настоящее время, изменяя  окружающую среду, непродуманно перемещая виды в новые условия существования, человек волей или неволей становится причиной биологического прогресса или регресса.

III. Закрепление изученного материала

  1. Определить вид эволюционных изменений

  2. Лопатообразные конечности медведки и крота – это результат: дивергенции, конвергенции, параллелизма

  3. Плавник дельфина и крыло беркута – это пример аналогичных или гомологичных органов

  4. Какие органы называются аналогичными?

  5. Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца млекопитающих является примером ароморфоза или идиоадаптации?

  6. Дайте определения понятиям: идиоадаптация и дегенерация.

IV. Обобщение материала урока (составление вместе с учителем схемы в тетрадях).

Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)

  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)

  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.

  4. Происхождение от неспециализированных предков

  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)

  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.

  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)

V. Домашнее задание: §, учить термины в тетради, сделать кластер на один из путей биологической эволюции.












































1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Направленность эволюционных преобразований



Механизмы

(движущие силы)



Длительность процессов




2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида



Ареал вида



Количество популяций вида




3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.

Форма

Их характеристика

Примеры

Дивергенция



Конвергенция



Параллелизм




4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.

Методы

Характеристика

Примеры

Гомологичные органы



Аналогичные органы






1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Направленность эволюционных преобразований



Механизмы

(движущие силы)



Длительность процессов




2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида



Ареал вида



Количество популяций вида




3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.

Форма

Их характеристика

Примеры

Дивергенция



Конвергенция



Параллелизм




4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.

Методы

Характеристика

Примеры

Гомологичные органы



Аналогичные органы





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Автор: Тауханбаева Светлана Владимировна

Дата: 05.06.2018

Номер свидетельства: 472351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства