kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главные направления эволюции органического мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Главные направления эволюции органического мира" для 11 класса включает конспект урока, презентацию и приложение с дополнительными заданиями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«главные направления эволюции Мой урок в 11 классе»

Урок биологии в 11 классе

Тема: Главные направления эволюции органического мира

Цели:

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение:  учебник “Общая биология” 10–11 класс, презентация по теме: “Главные направления эволюции органического мира”, схема соотношений между главными путями эволюции по А.Н. Северцову. Таблицы по общей биологии.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент. (1 мин.)

Проверка списочного состава учащихся.

Определение темы и целей урока. (Слайд 1)

Рапорт.

2. Проверка ранее изученного материала.

(9 мин.)

Одновременно четверо обучающихся выполняют индивидуальное задание, отвечают на вопросы.

Карточка №1

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей? (географический, морфологический, физиологический)

Карточка №2

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться? (географический, морфологический, физиологический)

Карточка №3

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим? (экологический)

Карточка №4

Перечислите научные доказательства эволюции (палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические) (Слайд 2, 3)

Одновременно с работой учащихся по карточкам идёт фронтальный опрос по теме: «Эволюция».

  1. Что такое биологическая эволюция? (Б. эволюция - это необратимое развитие органического мира).
    2. Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией? (Процесс образования новых видов).
    3. Что такое макроэволюция? (Процесс образования более крупных надвидовых систематических единиц – родов, семейств, отрядов, классов и т.д.).

4. Перечислить движущие силы эволюции по Ч.Дарвину и сразу уточнить, чем они заканчиваются. (наследственность- приобретение признаков, изменчивость – получение новых индивидуальных признаков, борьба за существование-приспособленность к условиям среды, естественный отбор- видообразованием)

Повторение, актуализация ранее приобретённых знаний, умений и навыков по теме: «Вид. Критерии вида», «Эволюция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.

3. Изучение нового материала.

(23 мин.)

Ещё в начале ХIX столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: “ Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”.

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции. (слайд 4)

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. В зависимости от результата эволюции выделяют два ее основных направления.

Биологический прогресс и биологический регресс – два главных направления органической эволюции. Промежуточным состоянием между ними иногда выделяют биологическую стабильность.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах крупных российских ученых Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)

(Слайд № 5, 6)

 

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации). (слайд 7)

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

(Слайд 8) Ондатра – североамериканский вид - интродуцент, ареал  распространения которого постоянно расширяется. В результате он начинает вытеснять местные виды со сходными экологическими потребностями, например, выхухоль и водяную полевку. (Слайд 9)

(Слайд 10)

Биологический регресс  (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания; всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

(Слайд 11, 12, 13)

Пути достижения биологического прогресса: (Слайд № 8)

Ароморфоз (арогенез),

Идиоадаптация (алломорфоз),

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Примеры (учащиеся могут приводить сами на основе имеющихся знаний): (Слайд 16, 17)

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх - камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков, как следствие – появление теплокровности;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов. (Слайд № 18-19)

Пример:- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию (относительность приспособлений).

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд 20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа. (Слайд 21)

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример: У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд 22)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. (Слайд № 23)

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Усиленное истребление человеком многих видов ведёт их к биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо учитывать биологический прогресс и биологический регресс.

Восприятие и частичное осмысление нового.

Участвуют в обсуждении темы, делают необходимые записи.

Работа с терминологией.





Осмысление новых знаний. Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге с преподавателем.

  

Работа с терминологией.

 

Записывают критерии в тетрадь.

 

 

   

Принимают участие в диалоге, приводят примеры.

 

 









Самостоятельно по учебнику выбирают характеристики

 

 

 

 

 Усвоение и применение новых знаний.

Участие в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы, участвуют в диалоге.

 

Приводят свои примеры.

Осмысление и систематизация новых знаний.

 Работа со слайдами.

 

 Тренинг по развитию способностей по применению новых знаний.

 

Ведение необходимых записей.

 

Участие в диалоге.

 

Работа со слайдами.

4. Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Для закрепления сопоставить термины, определяющие направления эволюции и картинки с их изображениями (Слайд 24).

Учащимся предлагается, на основе изученного материала:

1) заполнить таблицу “Характеристика биологического прогресса и биологического регресса”. (Распечатки таблицы и вопросов раздаются для заполнения каждому) (Слайд 25)

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида.

Высокая.

Низкая.

Кол-во популяций.

Большое, образуются новые популяции.

Небольшое, происходит сокращение числа популяций.

Соотношение рождаемости и смертности в популяциях.

Преобладает рождаемость.

Преобладает смертность.

Ареал вида.

Расширяется.

Сужается.

Надвидовые таксоны

Содержат большое количество более мелких таксонов

Содержат 1-2 более мелких таксонов

2) Закончить предложения, вставив недостающие термины.

1. Биологические «победы» вида - (прогресс)

3. Биологический процесс, противоположный прогрессу - (регресс)

5. Крупные, масштабные, эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования - (ароморфоз)

6. Общие эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов - (дегенерация)

7. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определённым условиям среды обитания - (идиоадаптация)

8. Один из российских учёных, внесший основной вклад в разработку проблемы эволюции - (Северцов)

Работают с материалами слайд - презентации.

Самоанализ и самоконтроль уровня овладения новым материалом.

 

 

 

 

 

 



 Подведение итогов урока вместе с учителем.



5. Итоги урока.

Домашнее задание

(2 мин.)

Выставление оценок за урок.

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению. Лист опроса вывешивается на доске.

Интересно Не интересно Понравилось Не понравилось


Домашнее задание: (Слайд № 26)

По учебнику § 10, ответить на вопросы. Записи в тетради.

Дополнительно по желанию:.

По учебнику Каменского А.А. и др. § 63, стр. 232-236.

Синквенй с терминами «эволюция», «прогресс», «регресс»; Красная книга ПМР – представители животных и растений.

(Слайд 27) Поблагодарить за урок!

Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

Записывают д/з.

МОУ «Каменская ОСШ №3»









Урок биологии в 11 классе

Тема: Главные направления эволюции органического мира















Составила:

учитель биологии 1 кв. категории

Яцкова Е.А.
















КАМЕНКА

2017

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Ф.И. ученика _______________________________________________________

1. Заполните таблицу

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида.




Кол-во популяций.




Соотношение рождаемости и смертности в популяциях.





Ареал вида.




Надвидовые таксоны




2. Дате ответы на вопросы.

1. Биологические «победы» вида. _________________________________

2. Биологический процесс, противоположный прогрессу.______________________________

3. Крупные, масштабные, эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования. ___________________________

4. Общие эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. ___________________________

5. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определённым условиям среды обитания.______________________________

6. Один из российских учёных, внесший основной вклад в разработку проблемы эволюции. __________________________________

Ф.И. ученика _______________________________________________________

1. Заполните таблицу

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида.




Кол-во популяций.




Соотношение рождаемости и смертности в популяциях.





Ареал вида.




Надвидовые таксоны




2. Дате ответы на вопросы.

1. Биологические «победы» вида. _________________________________

2. Биологический процесс, противоположный прогрессу.______________________________

3. Крупные, масштабные, эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации, повышают интенсивность жизнедеятельности, но не являются узкими приспособлениями к резко ограниченным условиям существования. ___________________________

4. Общие эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. ___________________________

5. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определённым условиям среды обитания.______________________________

6. Один из российских учёных, внесший основной вклад в разработку проблемы эволюции. __________________________________

Карточка №1

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?





Карточка №2

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?





Карточка №3

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?





Карточка №4

Перечислите научные доказательства эволюции





Карточка №1

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?





Карточка №2

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?





Карточка №3

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?





Карточка №4

Перечислите научные доказательства эволюции





Просмотр содержимого презентации
«моя презентация главные напрвления эволюции»

Главные направления эволюции  органического мира

Главные направления эволюции органического мира

Доказательства эволюции

Доказательства эволюции

  • Палеонтологические
  • Сравнительно-анатомические
Доказательства эволюции

Доказательства эволюции

  • эмбриологические
В ходе эволюционного процесса виды адаптировались к определённым условиям обитания, происходила их специализация.

В ходе

эволюционного процесса виды адаптировались

к определённым условиям обитания, происходила

их специализация.

Российские учёные. Изучая эволюцию органического мира, определили главные её направления: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации. А.Н. Северцов И.И. Шмальгаузен 1866–1936 гг. 1884–1963 гг.

Российские учёные.

Изучая эволюцию органического мира, определили главные её направления: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации.

А.Н. Северцов

И.И. Шмальгаузен

1866–1936 гг.

1884–1963 гг.

Биологический прогресс: –  повышение выживаемости; – снижение смертности в популяциях; – увеличение численности организмов; – расширение их ареала; – формирование новых популяций; – ускорение процесса образования новых видов.

Биологический прогресс:

– повышение выживаемости;

– снижение смертности в популяциях;

– увеличение численности организмов;

– расширение их ареала;

– формирование новых популяций;

– ускорение процесса образования новых видов.

Биологический регресс уменьшение численности уменьшение ареала распространения уменьшение количества видов и популяций

Биологический регресс

уменьшение численности

уменьшение ареала распространения

уменьшение количества видов и популяций

Ароморфозы — это крупные, масштабные эволюционные изменения, ведущие к повышению общего уровня организации организмов, не являясь при этом узкоспециализированными приспособлениями к условиям обитания; ведут к биологическому прогрессу.

Ароморфозы — это крупные, масштабные эволюционные изменения, ведущие к повышению общего уровня организации организмов, не являясь при этом узкоспециализированными приспособлениями к условиям обитания; ведут к биологическому прогрессу.

Ароморфозы у позвоночных животных Представители позвоночных Покровы тела Органы дыхания Сердце

Ароморфозы у позвоночных животных

Представители позвоночных

Покровы тела

Органы дыхания

Сердце

Ароморфозы у растений

Ароморфозы у растений

Идиоадаптации — это мелкие эволюционные изменения, повышающие адаптированность организмов к конкретным условиям обитания, сохраняя при этом общий уровень организации предковых форм.

Идиоадаптации — это мелкие эволюционные изменения, повышающие адаптированность организмов к конкретным условиям обитания, сохраняя при этом общий уровень организации предковых форм.

Примеры идиоадаптаций: – покровительственная окраска; – уплощение тела придонных животных; – формирование соцветий; – видоизменения побегов.

Примеры идиоадаптаций:

– покровительственная окраска;

– уплощение тела придонных животных;

– формирование соцветий;

– видоизменения побегов.

Общая дегенерация — это тип эволюционных изменений, который сопровождается процессом упрощения организации, за счёт исчезновения некоторых органов и функций и даже целых систем органов.

Общая дегенерация — это тип эволюционных изменений, который сопровождается процессом упрощения организации, за счёт исчезновения некоторых органов и функций и даже целых систем органов.

Дегенерация не исключает процесс биологического прогресса вида.

Дегенерация

не исключает процесс биологического прогресса вида.

Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией ароморфоз идиоадаптация ароморфоз идиоадаптация идиоадаптация идиоадаптация дегенерация

Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией

ароморфоз

идиоадаптация

ароморфоз

идиоадаптация

идиоадаптация

идиоадаптация

дегенерация

Домашнее задание § 10 (63), ответить на вопросы Терминология Записи в тетради  Дополнительно по желанию: Составить синквейны со словами «эволюция», «прогресс», «регресс» Подготовить информацию о растениях и животных из Красной книги Приднестровья

Домашнее задание

§ 10 (63), ответить на вопросы

Терминология

Записи в тетради

Дополнительно по желанию:

Составить синквейны со словами «эволюция», «прогресс», «регресс»

Подготовить информацию о растениях и животных из Красной книги Приднестровья


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Главные направления эволюции органического мира

Автор: Яцкова Елена Александровна

Дата: 19.10.2018

Номер свидетельства: 481198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Главные направления эволюции органического мира""
    ["seo_title"] => string(56) "glavnyie_napravlieniia_evoliutsii_orghanichieskogho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "473645"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1529356102"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Главные направления эволюции органического мира "
    ["seo_title"] => string(56) "glavnyie-napravlieniia-evoliutsii-orghanichieskogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "202036"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429174458"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Главные закономерности эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм."
    ["seo_title"] => string(80) "glavnyie_zakonomiernosti_evoliutsii_divierghientsiia_konvierghientsiia_paralliel"
    ["file_id"] => string(6) "472351"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528227221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Презентация по биологии на тему "Главные направления и пути эволюции органического мира" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-po-biologhii-na-tiemu-glavnyie-napravlieniia-i-puti-evoliutsii-orghanichieskogho-mira-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179781"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425059502"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Дегенерация как путь достижения биологического прогресса. "
    ["seo_title"] => string(70) "dieghienieratsiia-kak-put-dostizhieniia-biologhichieskogho-proghriessa"
    ["file_id"] => string(6) "166162"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422906672"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства