Просмотр содержимого документа
«Эмбриональное развитие. Урок биологии, 9 класс.»
Тема: Эмбриональное развитие. Рост и развитие организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Тип урока:изучение нового материала.
Цель: продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики эмбрионального периода; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.
Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Предметные: Знать/понимать: свойства биологических объектов; этапы эмбрионального развития. Уметь: выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов.
Ход урока:
1. Орг.момент;
2. Повторение: деление клетки, митоз, мейоз.
3. Изучение нового материала. Презентация
Нас окружают самые разные организмы, даже дома. Это кошки, собаки, птицы, аквариумные рыбки. Животные и растения очень сложные организмы. Не задумывались ли вы о том, что все они развились из единственной клетки – зиготы? Каким же образом это происходит?
После оплодотворения начинается индивидуальное развитие животного или растения – онтогенез, который завершается формированием взрослого организма, старением и смертью организма.
Рассмотрим онтогенез организма животного. Развитие зародыша.
Оплодотворённая яйцеклетка-зигота претерпевает ряд быстро следующих друг за другом митотических делений, которые называются дроблением. Дробление и другие ранние стадии развития многоклеточного зародыша, называемые периодом эмбрионального развития, рассмотрим на примере ланцетника.
Зигота вначале делится в продольном направлении на две одинаковые по величине клетки, называемые бластомерами. Затем каждый из бластомеров делится также в продольном направлении, и образуются четыре клетки. Следующее, третье деление, происходит в поперечном направлении, и в результате его формируется восемь одинаковых клеток. В дальнейшем формируются быстро следующие друг за другом продольные и поперечные деления, которые приводят к образованию 16, 32, 64, 128 и больше клеток. Яйцо ланцетника, имеющее небольшое количество желтка, подвергается дроблению полностью. У других животных (птицы, рыбы) яйцо содержит много желтка и дроблению подвергается только диск цитоплазмы с ядром, а сам желток не дробится.
При дроблении следующие друг за другом деления происходят быстро, бластомеры не растут и их размеры по мере увеличения числа клеток уменьшаются. В результате дробления образуется шарообразный зародыш с полостью внутри – бластула. Полость бластулы называется бластоцелем. Иногда бластоцель практически отсутствует, и бластомеры очень тесно прилежат друг другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (тутовая ягода). Клетки стенки бластулы располагаются в один слой. Формированием бластулы завершается период развития, в течение которого продолжается деление клеток, клетки становятся очень подвижными и начинают активно перемещаться относительно друг друга. В результате в зародыше возникают отчётливо выраженные пласты клеток – зародышевые листки.
У многоклеточных животных, к числу которых относится и ланцетник, внутренний слой клеток образуется путём впячивания клеток внутрь полости бластулы клеток её стенки. Эту двухслойную стадию развития называют гаструлой. Наружный слой клеток гаструлы называют эктодермой, внутренний – энтодермой. У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, формируется и третий слой – мезодерма. Он образуется из клеток, лежащих между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции, как и во время дробления, не происходит роста клеток и, таким образом, зародыш на стадии гаструлы остается по размерам похожим на зиготу.
Следующим этапом эмбрионального развития является гисто- и органогенез. У позвоночных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия – нейрула.
У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша происходит обособление части клеток эктодермы в виде длинной пластинки. Края пластинки сближаются, образуется вначале желобок, затем трубка, которая оказывается погруженной под клетками эктодермы. Далее из передней части трубки формируется головной мозг и органы чувств, а из задней – спинной мозг и нервная периферическая система.
Органы и ткани организма образуются из определенных частей зародыша. Из эктодермы, кроме нервной системы, формируются покровы тела: наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи и т.д. Органы пищеварения и дыхания развиваются в основном из клеток энтодермы. Мезодерма дает начало мышечной, хрящевой и костной ткани, кровеносной и выделительной системам.
Экто-, энто- и мезодермальное происхождение того или иного органа не означает, что клетки зародышевых листьев обладают какими-то особыми органными свойствами. И хотя классификация органов по их происхождению в эмбриогенезе из определенного зародышевого листка довольно распространена, нужно помнить, что:
1. Развитие органа происходит всегда только при взаимодействии клеток разных участков зародыша.
2. Почти каждый орган развивается из клеток двух, а иногда и трех зародышевых листов.
Все стадии индивидуального развития любого организма подвержены влиянию факторов внешней среды. К ним относится целый ряд, естественных, природных факторов, среди которых можно в первую очередь назвать температуру, свет, солевой и газовый состав среды обитания, пищевые ресурсы и др.
Есть, однако, факторы, воздействие которых на индивидуальное развитие не только нежелательно, но и вредно. Особенно следует сказать о таких воздействиях на развитие и функционирование организма человека. К числу вредных внешних факторов следует отнести алкогольные напитки и курение.
4. Обобщение и закрепление:
1. Что развивается из зиготы?
2. Чем характеризуется процесс дробления?
3. Как образуется бластула?
4. Как формируется гаструла?
5. Где образуется первичное ротовое отверстие?
6. Как называются зародышевые листки у гаструлы?
7. Какие животные всю жизнь живут на стадии гаструлы?
8. Где закладывается и как называется третий зародышевый листок?
9. Какие системы органов формируется из эктодермы, энтодермы и мезодермы?
10. В какой последовательности закладываются системы органов в процессе онтогенеза?
11. Назовите стадию закладки и развития органов зародыша. Перечислите ткани и органы, которые образуются из каждого зародышевого листка.