kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмбриональное развитие. Урок биологии, 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Эмбриональное развитие". Программа Сонина Н.И., концентрическая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмбриональное развитие. Урок биологии, 9 класс.»

Тема: Эмбриональное развитие. Рост и развитие организмов. Индивидуальное развитие организмов.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: продолжать формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики эмбрионального периода; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Предметные: Знать/понимать: свойства биологических объектов; этапы эмбрионального развития. Уметь: выявить его закономерности и продолжительность у различных организмов.


Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Повторение: деление клетки, митоз, мейоз.

3. Изучение нового материала. Презентация


Нас окружают самые разные организмы, даже дома. Это кошки, собаки, птицы, аквариумные рыбки. Животные и растения очень сложные организмы. Не задумывались ли вы о том, что все они развились из единственной клетки – зиготы? Каким же образом это происходит?

После оплодотворения начинается индивидуальное развитие животного или растения – онтогенез, который завершается формированием взрослого организма, старением и смертью организма.

Рассмотрим онтогенез организма животного. Развитие зародыша.

Оплодотворённая яйцеклетка-зигота претерпевает ряд быстро следующих друг за другом митотических делений, которые называются дроблением. Дробление и другие ранние стадии развития многоклеточного зародыша, называемые периодом эмбрионального развития, рассмотрим на примере ланцетника.

Зигота вначале делится в продольном направлении на две одинаковые по величине клетки, называемые бластомерами. Затем каждый из бластомеров делится также в продольном направлении, и образуются четыре клетки. Следующее, третье деление, происходит в поперечном направлении, и в результате его формируется восемь одинаковых клеток. В дальнейшем формируются быстро следующие друг за другом продольные и поперечные деления, которые приводят к образованию 16, 32, 64, 128 и больше клеток. Яйцо ланцетника, имеющее небольшое количество желтка, подвергается дроблению полностью. У других животных (птицы, рыбы) яйцо содержит много желтка и дроблению подвергается только диск цитоплазмы с ядром, а сам желток не дробится.

При дроблении следующие друг за другом деления происходят быстро, бластомеры не растут и их размеры по мере увеличения числа клеток уменьшаются. В результате дробления образуется шарообразный зародыш с полостью внутри – бластула. Полость бластулы называется бластоцелем. Иногда бластоцель практически отсутствует, и бластомеры очень тесно прилежат друг другу, образуя плотный шар клеток. В этом случае говорят о моруле (тутовая ягода). Клетки стенки бластулы располагаются в один слой. Формированием бластулы завершается период развития, в течение которого продолжается деление клеток, клетки становятся очень подвижными и начинают активно перемещаться относительно друг друга. В результате в зародыше возникают отчётливо выраженные пласты клеток – зародышевые листки.

У многоклеточных животных, к числу которых относится и ланцетник, внутренний слой клеток образуется путём впячивания клеток внутрь полости бластулы клеток её стенки. Эту двухслойную стадию развития называют гаструлой. Наружный слой клеток гаструлы называют эктодермой, внутренний – энтодермой. У всех животных, кроме губок и кишечнополостных, формируется и третий слой – мезодерма. Он образуется из клеток, лежащих между эктодермой и энтодермой. В ходе гаструляции, как и во время дробления, не происходит роста клеток и, таким образом, зародыш на стадии гаструлы остается по размерам похожим на зиготу.

Следующим этапом эмбрионального развития является гисто- и органогенез. У позвоночных он начинается с образования зачатка нервной системы. Эта стадия – нейрула.

У нейрулы на будущей спинной стороне зародыша происходит обособление части клеток эктодермы в виде длинной пластинки. Края пластинки сближаются, образуется вначале желобок, затем трубка, которая оказывается погруженной под клетками эктодермы. Далее из передней части трубки формируется головной мозг и органы чувств, а из задней – спинной мозг и нервная периферическая система.

Органы и ткани организма образуются из определенных частей зародыша. Из эктодермы, кроме нервной системы, формируются покровы тела: наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи и т.д. Органы пищеварения и дыхания развиваются в основном из клеток энтодермы. Мезодерма дает начало мышечной, хрящевой и костной ткани, кровеносной и выделительной системам.

Экто-, энто- и мезодермальное происхождение того или иного органа не означает, что клетки зародышевых листьев обладают какими-то особыми органными свойствами. И хотя классификация органов по их происхождению в эмбриогенезе из определенного зародышевого листка довольно распространена, нужно помнить, что:

1. Развитие органа происходит всегда только при взаимодействии клеток разных участков зародыша.

2. Почти каждый орган развивается из клеток двух, а иногда и трех зародышевых листов.

Все стадии индивидуального развития любого организма подвержены влиянию факторов внешней среды. К ним относится целый ряд, естественных, природных факторов, среди которых можно в первую очередь назвать температуру, свет, солевой и газовый состав среды обитания, пищевые ресурсы и др.

Есть, однако, факторы, воздействие которых на индивидуальное развитие не только нежелательно, но и вредно. Особенно следует сказать о таких воздействиях на развитие и функционирование организма человека. К числу вредных внешних факторов следует отнести алкогольные напитки и курение.


4. Обобщение и закрепление:

1. Что развивается из зиготы?

2. Чем характеризуется процесс дробления?

3. Как образуется бластула?

4. Как формируется гаструла?

5. Где образуется первичное ротовое отверстие?

6. Как называются зародышевые листки у гаструлы?

7. Какие животные всю жизнь живут на стадии гаструлы?

8. Где закладывается и как называется третий зародышевый листок?

9. Какие системы органов формируется из эктодермы, энтодермы и мезодермы?

10. В какой последовательности закладываются системы органов в процессе онтогенеза?

11. Назовите стадию закладки и развития органов зародыша. Перечислите ткани и органы, которые образуются из каждого зародышевого листка.

6. Рефлексия.

7. Дома: п.32. Заполните таблицу:

Зародышевые листки

Стадия закладки

Образующиеся ткани и органы

 

 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эмбриональное развитие. Урок биологии, 9 класс.

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 16.09.2021

Номер свидетельства: 586801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Эмбриональное развитие человека. Репродуктивное здоровье". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-embrional-noie-razvitiie-chielovieka-rieproduktivnoie-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "143114"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418457631"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме "Эмбриональный период развития""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_biologhii_v_9_klassie_po_tiemie_embrional_nyi_pieriod_ra"
    ["file_id"] => string(6) "404454"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490767761"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по биологии в 8 классе "Эмбриональное развитие""
    ["seo_title"] => string(49) "urok_po_biologii_v_8_klasse_embrionalnoe_razvitie"
    ["file_id"] => string(6) "508395"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556179566"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Наследственная и ненаследственная изменчивость. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_biologii_9_klass_po_teme_nasledstvennaia_i_nenasl"
    ["file_id"] => string(6) "579769"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620113111"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "урок биологии в 6 классе по теме: "Рост и развитие животных"."
    ["seo_title"] => string(54) "urokbiologhiiv6klassiepotiemierostirazvitiiezhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "299372"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456504638"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства