kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические факторы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство и работа с учащимися по теме Экологические факторы.Виды экологических факторов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы»

Урок биологии по теме: «Экологические факторы» (5 класс)

Набатова Татьяна Васильевна, учитель биологии и химии

Тип: урок изучения нового материала.

Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.

Задачи:

Обучающие: 

  • сформировать понятие об экологических факторах среды;

  • классифицировать экологические факторы;

  • подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;

 Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.

Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.

Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.

Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.

Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).

  2. Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …

Хорошо иметь свой дом.

Без хлопот жить в доме том.

Можно жить ещё в квартире.

Есть жильё другое в мире –

У животных, насекомых

И других существ знакомых.




Ночь в лесу – сова летает –

Пищу птица добывает.

День наступит – спит в дупле:

В темноте, в тиши, в тепле.




Полюбуйтесь, вот лиса –

Это хитрость и краса.

Дом – нора. В нём всем на диво

И уютно, и красиво.

Дом – река и как всегда

Есть в ней свет, вода, еда.

Рыбка жить здесь не боится,

Домиком своим гордится.




Если же не знает кто-то,

У лягушки дом – болото,




Дом длиннющий у крота.

И стоит в нём темнота.

Но зато всегда покой,

А зовётся дом – норой.




У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.

О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.

Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).

III. Проверка знаний.

1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78), (Приложение 3).

Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.

2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот» (Приложение 5). При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.

- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.

- Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.

- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.

- Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.

- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.

3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.

VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.

У оленя дом большой
Он глядит в своё окно
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучит:

«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»

V. Изучение нового материала.

1Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:

Свет

Влага

Насекомые-опылители Экологические

Гусеницы факторы

Человек

Тепло

Тема урока – Экологические факторы.

2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).

  • По каким принципам вы разделили понятия?

  • Могут ли другие факторы влиять на живые организмы?

Экологические факторы

Человек

Влага, свет, тепло, ветер, состав почвы

Насекомые-опылители, гусеницы, другие растения







Человек

Антропогенные




Живые

Биотические




Неживые

Абиотические










VI. Закрепление.

Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.

VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.

VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.

Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.




























  • Поясните, почему вы выбрали ту или иную схему.

Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле. Звучит стихотворение Вадима Шеферана

Ты, человек, любя природу

Хоть иногда ее жалей

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она – твой давний, верный лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не растрачивай до дна.

Да помни истину такую

Нас много, а она одна.



Приложение 1. Оценочные листы

Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________

Дата ___________________

Тема урока _________________________________________________




Баллы

Задание № 1. Тестирование «Среды жизни»


Задание № 2. Условия обитания в различных средах


Задание № 3. Классификация экологических факторов


Устные ответы


Сумма




Приложение 2. Карточки «Среды жизни»



Водная


Наземно-воздушная

Почвенная

Организменная




Приложение 3. Интерактивное тестирование.

  1. Пожалуйста, поместите текст на правильное место

Почвенная Акула

Почвенная среда

Антилопа

Наземно-воздушная среда

Гриб-трутовик

Водная среда

Дождевой червь

Организменная среда







  1. Пожалуйста, поместите текст на правильное место

Почвенная среда




Береза

Наземно-воздушная среда

Корни растений

Ламинария

Водная среда

Крот

Организменная среда










  1. Перетащите картинки на правильный вопрос

Почвенная среда

Наземно-воздушная среда




В одная среда




Организменная среда







Приложение 4. Карточки, характеризующие условия обитания организмов в различных средах.

Выберите условия, характерные для почвенной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для водной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для наземно-воздушной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света

8. Низкая плотность

9. Много доступной пищи

10. Защита


Выберите условия, характерные для организменной среды обитания:

1. Малые колебания температуры

2. Много света и кислорода

3. Высокая плотность

4. Большие колебания температуры

5. Мало света и высокое давление на глубине

6. Постоянная температура

7. Нет света


























Приложение 5. Компьютерная презентация к уроку.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологические факторы

Автор: Набатова Татьяна Васильевна

Дата: 05.06.2025

Номер свидетельства: 671250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) ""Экологические факторы" "
    ["seo_title"] => string(25) "ekologhichieskiie-faktory"
    ["file_id"] => string(6) "122526"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414262509"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока биологии "Экологические факторы и их влияние на организмы" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-biologhii-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-orghanizmy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443971982"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Среда обитания. Экологические факторы. "
    ["seo_title"] => string(42) "srieda-obitaniia-ekologhichieskiie-faktory"
    ["file_id"] => string(6) "243925"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445858582"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Экологические факторы, влияющие на живые организмы"
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskiiefaktoryvliiaiushchiienazhivyieorghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "313004"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459424250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства