Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы»
Урок биологии по теме: «Экологические факторы» (5 класс)
Набатова Татьяна Васильевна, учитель биологии и химии
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать понятие о влиянии окружающей среды на живые организмы.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие об экологических факторах среды;
классифицировать экологические факторы;
подчеркнуть роль антропогенного фактора в настоящее время;
Развивающие: продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты и явления, делать выводы на основе наблюдений.
Воспитательные: продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающему миру и сознания того, что человек играет огромную роль в сохранении живой природы и среды обитания живых организмов.
Основные понятия: экология, экологические факторы, факторы неживой природы (абиотические), факторы живой природы (биотические), антропогенные факторы.
Методы: беседа, анализ видеофрагментов, интерактивные задания, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Оборудование: АРМ учителя, планшеты учащихся (1 планшет – 1 ученик), ЭФУ «Биология. 5 класс» И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, оценочные листы (приложение 1), карточки с названиями сред обитания (приложение 2), интерактивное тестирование (приложение 3), карточки, характеризующие среды обитания различных организмов (приложение 4), компьютерная презентация к уроку (приложение 5).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Разъяснение как работать с оценочными листами (приложение 1).
Актуализация знаний. Чтобы вы вспомнили, о чем мы говорили на предыдущем уроке, я попрошу вас прочесть стихотворение …
Хорошо иметь свой дом.
Без хлопот жить в доме том.
Можно жить ещё в квартире.
Есть жильё другое в мире –
У животных, насекомых
И других существ знакомых.
Ночь в лесу – сова летает –
Пищу птица добывает.
День наступит – спит в дупле:
В темноте, в тиши, в тепле.
Полюбуйтесь, вот лиса –
Это хитрость и краса.
Дом – нора. В нём всем на диво
И уютно, и красиво.
Дом – река и как всегда
Есть в ней свет, вода, еда.
Рыбка жить здесь не боится,
Домиком своим гордится.
Если же не знает кто-то,
У лягушки дом – болото,
Дом длиннющий у крота.
И стоит в нём темнота.
Но зато всегда покой,
А зовётся дом – норой.
У каждого живого организма, как и у каждого человека, есть свой дом – место, где он живет, где его окружают привычные комфортные условия.
О чем шла речь в стихотворении? Как называют все то, что окружает живые организмы? – Среда обитания.
Сколько сред обитания вы знаете, и какие? (Карточки прикрепляем на доске на магнитах), (приложение 2).
III. Проверка знаний.
1. Перед вами список живых организмов. Представьте, что они заблудились. Помогите животным и растениям найти свою среду обитания. (Тестирование на планшетах, либо интерактивное задание в электронном учебнике, параграф 17, стр. 78), (Приложение 3).
Баллы, которые вы получили за выполненное задание, внесите в оценочные листы. Напишите фамилию, класс, дату проведения урока, тему заполните позже. Баллы за задание №1 выставьте в соответствующей графе.
2. Просмотр видеороликов «Дельфины», «Рыбки», «Крот» (Приложение 5). При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.
- Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?– Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.
- Похожи ли между собой дельфин и крот? – Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин - в водной.
- Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему? – Обтекаемая форма тела, плавники.
- Какие признаки сформировались у крота? – Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.
- Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.
3. Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточки-задания с перечислением признаков (приложение 4). Нужно выбрать условия, характерные для конкретной, одной среды обитания с последующей проверкой. Выбранные условия записываются на доске под названием соответствующей среды обитания.
VI . Физкультминутка. Мы славно потрудились, пора немного отдохнуть! Встаньте и повторяйте за мной, глазами следим за кончиками пальцев.
У оленя дом большой Он глядит в своё окно Заяц по лесу бежит В дверь к нему стучит:
«Стук-стук, дверь открой Там в лесу охотник злой!» «Заяц, заяц, забегай! Лапу мне давай»
V. Изучение нового материала.
1 . Формулировка темы урока. Мы рассматривали влияние факторов среды на животных, а какие факторы влияют на растения в их среде обитания, например, от чего зависит жизнь цветка? Заполняем схему у доски и в тетради:
Свет
Влага
Насекомые-опылители Экологические
Гусеницы факторы
Человек
Тепло
Тема урока – Экологические факторы.
2. Классификация. Классифицируем факторы, т.е. разделим вышеперечисленные понятия на группы. (Работа в парах с последующим составлением схемы на доске).
По каким принципам вы разделили понятия?
Могут ли другие факторы влиять на живые организмы?
Экологические факторы
Человек
Влага, свет, тепло, ветер, состав почвы
Насекомые-опылители, гусеницы, другие растения
Человек
Антропогенные
Живые
Биотические
Неживые
Абиотические
VI. Закрепление.
Работа с электронным учебником. Выполнение интерактивного задания на стр.81. с последующей проверкой.
VII. Выставление оценок. Подсчет баллов в оценочных листах и самооценка.
VIII. Домашнее задание: §18, написать эссе, стихотворение об охране природы, нарисовать рисунки.
Заканчивая наш урок, я хочу спросить, какой из экологических факторов оказывает наибольшее, на ваш взгляд, влияние на живые организмы на Земле в настоящее время. Рассмотрите схемы и выберите наиболее подходящую.
Поясните, почему вы выбрали ту или иную схему.
Антропогенный фактор приобретает все большее влияние. От человека, от каждого из нас будет зависеть, как все живое и мы будем жить на Земле. Звучит стихотворение Вадима Шеферана
Ты, человек, любя природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, верный лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не растрачивай до дна.
Да помни истину такую
Нас много, а она одна.
Приложение 1.Оценочные листы
Ф.И. ученика ____________________________ Класс ________