kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Среда обитания. Экологические факторы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии 11 кл  «Среда обитания. Экологические факторы»


Автор: Хохлова Галина Федоровна, учитель биологии

МБОУ «Устьвашская средняя обшеобразовательная школа»
 

Задачи урока:

- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомится с  экологическими факторами среды; 

- развивающие: учить систематизировать, способствовать навыкам  самостоятельной работы, устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы: частично-поисковый; диалоговый; репродуктивный; индивидуально-дифференцированный, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: мультимедиа: картинки, фотографии с изображениями растений и животных, схемы, таблицы; рисунки учебника; комнатные растения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Среда обитания. Экологические факторы. »

Конспект урока по биологии 11 кл «Среда обитания. Экологические факторы»


Автор: Хохлова Галина Федоровна, учитель биологии

МБОУ «Устьвашская средняя обшеобразовательная школа»


Задачи урока:

- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомится с экологическими факторами среды;

- развивающие: учить систематизировать, способствовать навыкам самостоятельной работы, устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы: частично-поисковый; диалоговый; репродуктивный; индивидуально-дифференцированный, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: мультимедиа: картинки, фотографии с изображениями растений и животных, схемы, таблицы; рисунки учебника; комнатные растения.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Приветствие учащихся.

-Настрой учащихся на работу.

2. Постановка целей, актуализация знаний.

Учитель: Тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно, не является для вас новой, многое вам известно, но и нужно познать новое.

О чем это стихотворение?

Под берёзкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока, пре глубока,
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами...
Скрипнет ветка или сук -
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока, пре глубока

-Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться? Что изучить? Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Правильно, ребята, цель нашего урока познакомиться с понятием среда, с различными средами жизни и их отличительными особенностями, узнать какие факторы среды существуют. Рассмотреть как приспособились организмы к своей среде обитания.

3. Изучение нового материала

Почему же все организмы разные?

(фотографии в презентации -окунь, лиса, голубь, дождевой червь, аскарида)

Почему они отличаются друг от друга? 

( Ответ: живут в разных местах- средах обитания)

На Земле существуют четыре основные среды обитания, каждая из которых имеет свои специфические условия жизни

- Что такое среда обитания организма?

Среда обитания — всё то, что окружает живые организмы в природе.

Рассказ учителя сопровождается показом (рисунков, фотографий в презентации)

Каждый организм живёт в определённой среде обитания: одни – в воде, другие – около воды, одни – на поверхности земли, другие – в почве или в пещерах, в воздухе. Каждый организм обитает только в определённых условиях. Среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, которые влияют по-разному на жизнь живых организмов.

Выделите основные условия, без которых живые организмы не могут жить.
(Ответ: вода, воздух, свет, определенная температура)

Самостоятельная работа

  1. Составить краткую характеристику условий среды обитания.

  2. Приведите примеры живых организмов, обитающих в данных средах в Архангельской области.

  3. Сделать записи в таблице

Среды обитания организмов


Водная

Почвенная

Наземно-воздушная

Среда, образуемая самим живым организмом

Характеристика условий среды обитания





Примеры





Сравните заполненную таблицу с таблицей готовых ответов.

:А как приспособились живые организмы к различным средам обитания жизни. Ответ аргументируйте. ( Ответы: рассказывают о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Например окунь-обтекаемая форма тела, нет век у глаз).

Беседа по вопросам с использованием практических знаний учащихся и учебника стр.298-299 рис.120,121: миграций живых существ, симбиозе, анабиозе, диапаузе. Вводим понятия: адаптация организмов, лимитирующие факторы, толератность.

Работа с учебником. Рассмотрите рис 119 стр. 295

Что изображено на рисунке? Взаимосвязь между живыми существами высотой в атмосфере и глубиной воды?

( Ответы: оболочки Земли, биосфера – оболочка, в которой существует жизнь, границы жизни живых организмов, условия от которых зависит их распространение)

Вывод: (совместно учащихся и учителя) Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействия разнообразных условий окружающей среды. Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называют экологическими факторами.

О каком факторе говорится в данном стихотворении?



Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей, 
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились, 
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

(Ответ: неживой природы- абиотический)

Какие еще можно выделить экологические факторы?

Помимо абиотических факторов еще выделяются биотические и антропогенные.

Какие экологические факторы Европейского Севера действуют на организмы? Какое их влияние, приведите примереры



Задание: На основе материала учебника на с. 295-296 заполните таблицу «Экологические факторы».

Экологические факторы

Общая характеристика

Абиотические


Биотические


Антропогенные




(Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный, может быть положительным и отрицательным, приведите примеры.)

Одновременно группа учащихся получила индивидуальные задания, необходимо было поработать с дополнительной литературой, результатами исследований и подготовить ответы на вопросы

1 группа выступает по теме «Движения растений, как ответная реакция организма на действие внешних факторов (свет, земное притяжение, температура)»



2 группа демонстрирует опыты: «Фотопериодизм у растений» ( Проростки гороха выращивали в цветочном горшке полной темноте. Когда проросток достиг 3 см. поместили в картонную коробку темного цвета с небольшим отверстием сбоку на уровне высоты проростка. Устанавливали лампу на расстоянии 1 м. от коробки, которая освещала одну сторону коробки. Через 3 дня учащиеся обнаруживали, что побег искривился по на правлению к свету. Опыт был заложен за 6 дней до урока.) «Листовая мозаика пеларгонии» (Предложено растение с подоконника. Нужно было объяснить, почему листья расположены в определенном порядке)

3 группа выступает по теме « Биологические ритмы в жизни растений»

После рассмотрения данных заданий. Класс с учителем делает вывод: Для всех организмов существуют свои экологические факторы влияющие на жизнедеятельность организмов. Границы за пределами которых невозможно существование организма, называют пределами выносливости.

  1. Закрепление

В конце урока проведен контроль знаний по изученной теме в виде теста, где включены задания, которые встречаются в ЕГЭ

5. Подведение итогов.

1.Оценить степень реализации поставленной на уроке цели.

2. Оценить работу учеников во время урока.


6. Домашнее задание.

параграф 75,

на выбор одну из тем:
1. Составить презентацию живых организмов обитающих в разных средах.

2. Кроссворд по данной теме.

3.Задание из учебника стр. 299 Приведите примеры адаптации у животных и растений, живущих в сходных условиях


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Среда обитания. Экологические факторы.

Автор: Хохлова Галина Федоровна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Проверочная работа по теме: «Среда обитания. Экологические факторы»."
    ["seo_title"] => string(74) "provierochnaia-rabota-po-tiemie-srieda-obitaniia-ekologhichieskiie-faktory"
    ["file_id"] => string(6) "332980"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1465227745"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) ""Среда обитания. Экологические факторы среды""
    ["seo_title"] => string(45) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy"
    ["file_id"] => string(6) "338195"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692426"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Среда обитания. Экологические факторы среды"
    ["seo_title"] => string(46) "sriedaobitaniiaekologhichieskiiefaktorysriedy1"
    ["file_id"] => string(6) "338196"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1469692433"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация по биологии в 11 классе "Среда обитания. Экологическая ниша.""
    ["seo_title"] => string(75) "prezentatsiia_po_biologii_v_11_klasse_sreda_obitaniia_ekologicheskaia_nisha"
    ["file_id"] => string(6) "521060"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569521995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства