Конспект урока по биологии 11 кл «Среда обитания. Экологические факторы»
Автор: Хохлова Галина Федоровна, учитель биологии
МБОУ «Устьвашская средняя обшеобразовательная школа»
Задачи урока:
- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомится с экологическими факторами среды;
Просмотр содержимого документа
«Среда обитания. Экологические факторы. »
Конспект урока по биологии 11 кл «Среда обитания. Экологические факторы»
Автор: Хохлова Галина Федоровна, учитель биологии
МБОУ «Устьвашская средняя обшеобразовательная школа»
Задачи урока:
- образовательные: сформировать представление о разных средах обитания организмов, их приспособлениях к обитанию к жизни в среде, познакомится с экологическими факторами среды;
- воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать у учащихся понимание практической значимости экологических знаний.
Тип урока: комбинированный
Методы и методические приёмы: частично-поисковый; диалоговый; репродуктивный; индивидуально-дифференцированный, использование ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: мультимедиа: картинки, фотографии с изображениями растений и животных, схемы, таблицы; рисунки учебника; комнатные растения.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Приветствие учащихся.
-Настрой учащихся на работу.
2. Постановка целей, актуализация знаний.
Учитель: Тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно, не является для вас новой, многое вам известно, но и нужно познать новое.
О чем это стихотворение?
Под берёзкой, на горе, Спит барсук в своей норе. А нора у барсука Глубока, пре глубока, Барсуку тепло и сухо, Целый день ласкает ухо Шум берёзовых ветвей Да сопение детей: На подстилке крепко спят Мальчики с усами И от сытости сопят Влажными носами... Скрипнет ветка или сук - Приоткроет глаз барсук, Чутким ухом поведёт, Усмехнётся и уснёт: Ведь нора у барсука Глубока, пре глубока
-Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться? Что изучить? Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Правильно, ребята, цель нашего урока познакомиться с понятием среда, с различными средами жизни и их отличительными особенностями, узнать какие факторы среды существуют. Рассмотреть как приспособились организмы к своей среде обитания.
3. Изучение нового материала
Почему же все организмы разные?
(фотографии в презентации -окунь, лиса, голубь, дождевой червь, аскарида)
Почему они отличаются друг от друга?
( Ответ: живут в разных местах- средах обитания)
На Земле существуют четыре основные среды обитания, каждая из которых имеет свои специфические условия жизни
- Что такое среда обитания организма?
Среда обитания — всё то, что окружает живые организмы в природе.
Рассказ учителя сопровождается показом (рисунков, фотографийв презентации)
Каждый организм живёт в определённой среде обитания: одни – в воде, другие – около воды, одни – на поверхности земли, другие – в почве или в пещерах, в воздухе. Каждый организм обитает только в определённых условиях. Среда обитания включает компоненты живой и неживой природы, которые влияют по-разному на жизнь живых организмов.
Выделите основные условия, без которых живые организмы не могут жить. (Ответ: вода, воздух, свет, определенная температура)
Самостоятельная работа
Составить краткую характеристику условий среды обитания.
Приведите примеры живых организмов, обитающих в данных средах в Архангельской области.
Сделать записи в таблице
Среды обитания организмов
Водная
Почвенная
Наземно-воздушная
Среда, образуемая самим живым организмом
Характеристика условий среды обитания
Примеры
Сравните заполненную таблицу с таблицей готовых ответов.
:А как приспособились живые организмы к различным средам обитания жизни. Ответ аргументируйте. ( Ответы: рассказывают о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Например окунь-обтекаемая форма тела, нет век у глаз).
Беседа по вопросам с использованием практических знаний учащихся и учебника стр.298-299 рис.120,121: миграций живых существ, симбиозе, анабиозе, диапаузе. Вводим понятия: адаптация организмов, лимитирующие факторы, толератность.
Работа с учебником. Рассмотрите рис 119 стр. 295
Что изображено на рисунке? Взаимосвязь между живыми существами высотой в атмосфере и глубиной воды?
( Ответы: оболочки Земли, биосфера – оболочка, в которой существует жизнь, границы жизни живых организмов, условия от которых зависит их распространение)
Вывод: (совместно учащихся и учителя) Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействия разнообразных условий окружающей среды. Элементы среды, которые воздействуют на организмы, называют экологическими факторами.
О каком факторе говорится в данном стихотворении?
Растаял снег среди полей, Сбегает под гору ручей, И пробивается трава. В лесу фиалки распустились, И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева.
(Ответ: неживой природы- абиотический)
Какие еще можно выделить экологические факторы?
Помимо абиотических факторов еще выделяются биотические и антропогенные.
Какие экологические факторы Европейского Севера действуют на организмы? Какое их влияние, приведите примереры
Задание: На основе материала учебника на с. 295-296 заполните таблицу «Экологические факторы».
Экологические факторы
Общая характеристика
Абиотические
Биотические
Антропогенные
(Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный,может быть положительным и отрицательным, приведите примеры.)
Одновременно группа учащихся получила индивидуальные задания, необходимо было поработать с дополнительной литературой, результатами исследований и подготовить ответы на вопросы
1 группа выступает по теме «Движения растений, как ответная реакция организма на действие внешних факторов (свет, земное притяжение, температура)»
2 группа демонстрирует опыты: «Фотопериодизм у растений» ( Проростки гороха выращивали в цветочном горшке полной темноте. Когда проросток достиг 3 см. поместили в картонную коробку темного цвета с небольшим отверстием сбоку на уровне высоты проростка. Устанавливали лампу на расстоянии 1 м. от коробки, которая освещала одну сторону коробки. Через 3 дня учащиеся обнаруживали, что побег искривился по на правлению к свету. Опыт был заложен за 6 дней до урока.) «Листовая мозаика пеларгонии» (Предложено растение с подоконника. Нужно было объяснить, почему листья расположены в определенном порядке)
3 группа выступает по теме « Биологические ритмы в жизни растений»
После рассмотрения данных заданий. Класс с учителем делает вывод: Для всех организмов существуют свои экологические факторы влияющие на жизнедеятельность организмов. Границы за пределами которых невозможно существование организма, называют пределами выносливости.
Закрепление
В конце урока проведен контроль знаний по изученной теме в виде теста, где включены задания, которые встречаются в ЕГЭ
5. Подведение итогов.
1.Оценить степень реализации поставленной на уроке цели.
2. Оценить работу учеников во время урока.
6. Домашнее задание.
параграф 75,
на выбор одну из тем: 1. Составить презентацию живых организмов обитающих в разных средах.
2. Кроссворд по данной теме.
3.Задание из учебника стр. 299 Приведите примеры адаптации у животных и растений, живущих в сходных условиях