На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер.Меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, способствуем формированию экологического сознания учеников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание на уроках биологии"»
Экологическое воспитание на уроках биологии
На современном этапе развития одной из серьезнейших проблем человечества является экологическая, которая за последние десятилетия приняла глобальный характер. Постоянно возрастающее давление на окружающую среду посредством потребительского, безнравственного отношения к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред отходами, основная опасность чего кроется в возможности полной деградации естественных экосистем. Поэтому важное значение в образовании имеет экологическое воспитание и образование. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.
На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.
Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления.
Формы экологической работы в школе могут быть различными:
- исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
- конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
- познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
- продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.).
В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. К сожалению, новый базисный учебный план 2004 года не предусматривает выделения учебных часов на ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии в средних и старших классах общеобразовательных школ. На своих уроках я добавляю элементы экологических знаний и часть времени отвожу на решение биологических задач с экологическим содержанием.
Так, например, в 6 и 7 классах расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности. Расширяю информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием среды обитания, то есть, прорабатываем с учащимися вопросы приспособления растений к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения возникающих видоизменений органов. При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе.
В 8 классе при изучении строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматриваю вопросы экологии человека, расширяю содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентирую внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни, сравнивая последствия.
Программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. В данном случае я стараюсь рассматривать эти темы на примерах нашей республики, нашего района, нашего села. При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов считаю, обязательно необходимо расширять содержание, разъясняя зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости» (Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств), что конечно не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока я добавляю экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.
В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы я добавляю лишь региональные данные, информацию по району, а так же последние данные из газет, журналов и Интернет.
Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.
Использованная литература:
Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста.- М.: АРКТИ, 2004.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2000.-
Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2000