Полевая школа (областной семинар-практикум) для педагогов образовательных организаций на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
Ежегодно ГБУ ВО «Природным парком «Волго-Ахтубинская пойма» при финансовой поддержке ОАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» проводятся Полевые школы и практикумы эколого-биологической направленности для педагогов и школьников.
Основные задачи полевой школы:
- Знакомство с принципами эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ;
- Практическое обучение методам проведения полевых экологических исследований;
- Учебно-методическое обеспечение экологического образования и воспитания обучающихся в системе общего и дополнительного образования.
В 2014 году Полевая школа проводилась совместно с ГКОУ ДОД «Волгоградский детский эколого-биологический центр» в конце сентября на базе экоцентра «Лещевский». Участниками стали педагоги и методисты образовательных организаций Волгоградской области с экологической специализацией, руководители детских объединений экологической и краеведческой направленности. Двадцать два человека из таких городов как Камышин, Палласовка, Фролово, Урюпинск, Калач-на-Дону, Михайловка, Котельниково, Волгоград, Волжский и Светлый Яр обменивались опытом, приобрели много полезных знаний и умений на семинаре-практикуме.
Проводили увлекательные занятия известные ученые области, кандидаты биологических наук, преподаватели высших учебных заведений, специалисты природного парка, методисты ГКОУ ДОД ВДЭБЦ, а также учителя биологии и экологии высшей категории.
В течение трех дней участники проводили исследовательские работы внутри данного экотопа по следующим направлениям (ботаника, гидробиология и орнитология) по предложенному маршруту. Мы смогли научиться приемам и особенностям проведения полевых исследований, применяемым в походах, экспедициях, практикумах, основам работы с GPS-навигатором, фотосъемке природных объектов и ландшафтов, а также стали участниками увлекательных экологических и психологических игр и тренингов.
Полученные навыки педагоги - участники полевой школы - в дальнейшем смогут успешно использовать в своей практической деятельности (на уроках, факультативах, кружковых занятиях), приобретенный практический опыт поможет педагогам грамотно организовать учебно-исследовательскую деятельность с учащимися.
Большое внимание уделялось орнитологии, а в частности массовым акциям союза охраны птиц России. Благодаря массовым акциям у детей возникает интерес к птицам:
-Весна идет,
-День журавля,
-Международные дни наблюдения птиц.
В результате проявляется забота о природе и вырабатывается методика учета птиц:
-Птица года,
-Тише птицы на гнёздах,
-День и месячник птиц,
-Учёт зимующих водоплавающих.
Наблюдения за птицами в природе это особая форма досуга, так как ребята на практике смогут не только узнавать различные виды птиц, но и насладиться их прекрасным пением.
Особое внимание хочется уделить определительным карточкам и мультимедийному справочнику – определителю, которые являются незаменимыми помощниками как на уроках биологии и экологии, так и при подготовке к различным конкурсам и в кружковой работе. Определительные карточки очень богаты по своему содержанию: охранный статус, место обитания, определительные признаки, описание, биология, гнездо, яйцо, пуховый наряд и так далее. (20 шт). Мультимедийный справочник – определитель содержит детальные сведения о 332 видах птиц, 62 семействах, 20 отрядах. Более 400 статей о птицах, более 1500 цветных рисунков, около 200 цветных фотографий. Образцы звуковых сигналов 272 видов, 462 аудио файла общей длительностью звучания 3,5 часа. Проверка знаний в игровой форме. Орнитологические сайты. Методические материалы для преподавателей, учащихся, родителей, для самообразования.
Данный материал можно применять на уроках биологии и экологии при изучении класса птицы, на занятиях экологического кружка, при проведении экологических недель и месячников.