закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Этапы урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
Организационный этап | | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Встали ровно, повернулись. И друг другу улыбнулись. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД: Сотрудничество с учителем |
2.Проверка домашнего задания | Индивидуальный опрос Приведите примеры различных сред обитания. Как организмы приспосабливаются к жизни в этих средах обитания? 2)Задание на закрытой доске: В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука. 3) Задание для группы . Вставьте пропущенные слова Слайды №2-9 | Проводит контроль знаний | Выполняют задание | Регулятивные УУД: контроль знаний |
3.Актуализация знаний | Перед вами на моем столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды) Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Какие факторы природы влияют на живые организмы? Основные группы экологических факторов? Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения? | Учитель формулирует проблемный вопрос | Отвечают на вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют цели урока. | Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | Поставьте цель урока Записывает число, тему урока. | | Сформулируйте цель на уроке: узнать о…. | Регулятивные УУД: Самоопределение, смыслообразование , целеполагание, |
5.Изучение нового материала | Экологические факторы Учитель: теперь мы переходим к следующей части нашего плана урока. И у меня к вам вопрос: Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.) Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими. Смотрите схему СЛАЙД 10 Учитель: абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся) При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений (Ответы учащихся) | Объяснение материала. Обсуждает вопросы. | Ответы уч-ся | Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
6.Первичная проверка понимания | А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор, мы узнаем из сказки, которая называется «Грустная история» (инсценировка сказки). Приложение1. Как вы думаете, почему сказка Называется «Грустная история?» Как люди вели себя в сказке? А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.) Слайды №11-12 | | | Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; Коммуникативные УУД: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, координирование в со- трудничестве разных позиций; Регулятивные УУД: – волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Физкультминутка. | Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх) Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте) И пройдемся по дороге. (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться нужно. (дети садятся за парты) | Включает музыку. Устная оценка учителя | | |
7.Первичное закрепление | 1.Давайте составим кластер (схему) «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» (направляет и подсказывает). 2.УПР.19 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. Слайды №13-14 | | Составление кластера «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | Познавательные УУД: Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций; – разрешение конфликтов – контроль; – коррекция; – оценка. |
8.Домашнее задание | Чтение ст. 25-27, УПР.18,20 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. Слайды №15 | | Записывают домашнее задание | |
9.Рефлексия | Оцените по 5-бальной шкале (не для журнала!) свои знания Сегодня на уроке я узнал… Я достиг (не достиг) цели, потому что…. Вручение умного совенка | | | Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей Коммуникативные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; – учет разных мнений, |