Дыхательная система (8 класс)
Цель: закрепить и обобщить знания по дыхательной системе.
Задачи:
Образовательная: уточнить знания по основным вопросам, закрепить их;
Развивающая: учить предполагать, сравнивать и анализировать;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: интерактивная доска, тесты, плакат «Внутреннее строение человека», карточки с заданиями.
Тип урока: контрольно- обобщающий.
Методы: групповой, индивидуальный.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель знакомит учащихся с темой, целью урока. Делит класс на две группы.
2.Мозговой штурм (работа в группах)
Фронтальный опрос
- Легочные пузырьки заполненные воздухом. Альвеолы
- Какой процесс происходит, когда объем грудной полости увеличивается, давление в плевральной полости падает, при этом легкие растягиваются? Вдох
- Симптомы этого заболевания: повышенная температура, потливость, кровохарканье. Туберкулез
- Что находится между гортанью и бронхами? Трахея
- Какой орган не относится к воздухоносным путям? Легкие
- Где воздух согревается, увлажняется и очищается? Носовая полость
- Симптомы этого заболевания: упадок сил, озноб, тошнота. Грипп
- Какой процесс происходит, когда мышцы расслабляются, ребра опускаются, диафрагма поднимается, и объем грудной полости и легких уменьшается? Выдох
- Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха. Жизненная емкость легких
- Количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании. Дыхательный объем
- Это полая трубка расположена в передней части шеи. Гортань
- Конечные веточки бронхов. Бронхиолы
Работа у доски
1-я команда:
Назовите и покажите на экране те органы, которые относятся к дыхательной системе.
2-я команда:
Каково строение названных органов?
Индивидуальная работа
На этом этапе работает каждый ученик. Итак, мы начинаем.
- Для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом, что повышает эффективность восприятия раздражителя. Почему? Поля обоняния расположены в самой верхней области носа. При дополнительных усилиях, прилагаемых человеком при вдохе, раздражитель попадает на волоски обонятельных клеток.
- При сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему? Запахи воспринимаются чувствительными волосками обонятельных клеток в растворенном виде.
- Можно ли рассматривать наличие чувствительных клеток в полости носа как приспособительное свойство организма, благодаря которому он защищает себя от проникновения внутрь инородных тел? Да, в случае раздражения чувствительных клеток в носовой полости рефлекторно возникает чихание, в результате чего сильным потоком воздуха из носовой полости удаляется слизь с микроорганизмами, пылью, сажей и т.д.
- Можно ли рассматривать слизистую оболочку носовой полости, богатую кровеносными сосудами, как структуру организма, обеспечивающую его защиту от неблагоприятных воздействий внешней среды? Да, благодаря сети кровеносных сосудов воздух согревается, благодаря слизистой оболочке- увлажняется, обеззараживается.
- Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Если человек в холодное время дышит через рот, есть вероятность спровоцировать воспаление дыхательных путей, в которые поступает воздух, не подвергающийся обогреву в носовой полости.
- Воздух, поступающий при дыхании в легкие, подвергается «стерилизации». Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов? Эпителий, выстилающий воздухоносные пути, продуцирует слизь, обладающую противомикробными свойствами. Кроме того, волоски эпителия находятся в постоянном движении навстречу потоку воздуха. В результате, проникшие в трахею частицы, переносятся ресничками в глотку, из нее при кашле удаляется вместе со слизью и жидкостью.
- В течении часа при различной деятельности (А- сон, Б- отдых, В- ходьба, Г- плавание, Д- гребля) потребления воздуха человеком в процессе дыхания необходимо. В одних случаях потребность в воздухе исчисляется сотнями литров (280, 400), а в других- тысячами (3600, 1000, 2600). Выпишите буквы (А- Д) и возле каждой поставьте соответствующую цифру. Почему вы так решили? А- 280, Б- 400, В- 1000, Г- 2600, Д- 3600.
- Рассмотрите рисунок, исходя из данных, приведенных на рисунке, решите, чему равен показатель, характеризующий жизненную ёмкость легких? 3500 см3.
Задачи на логическое мышление
Задание 1 команде:
Как хорошо в морозный день после прогулки посидеть печи, где тебя окутывает теплый воздух! Но вот дрова сгорели, остались отдельные головешки. Тепло в доме надо беречь. Ребята закрыли печную трубу. После прогулки на лыжах и сытного обеда, ребят потянуло ко сну. Проснувшись, ребята почувствовали тошноту, головокружение, удушье. Что могло явиться причиной недомогания у ребят?
Задание 2 команде:
На кислород в составе воздуха приходится более 20 % общего объема. Наличие в воздухе лишь 1 % угарного газа (СО) через небольшой отрезок времени приводит к смертельному исходу. Почему?
Проверка домашнего задания:
- Вам на дом было дано задание придумать пантомиму «Курильщик на приеме у врача».
Проверка знаний:
Тестирование.
- Носовая полость разделена на:
- Две половины;
- Три половины;
- Четыре половины.
- Функцию звукообразования выполняет:
- Носовая полость;
- Гортань;
- Трахея.
- Продолжением трахеи является:
- Носоглотка и глотка;
- Гортань;
- Бронхи.
- Трахея делится на:
- Два бронха;
- Три бронха;
- Бронхиолы.
- Во вдыхаемом воздухе содержание кислорода равно:
- 20%
- 21%
- 22%.
- Дыхательный центр находится в:
- Легких;
- Мозжечке;
- Продолговатом мозге.
- В дыхательных движениях участвуют:
- Диафрагма;
- Брюшные мышцы;
- Межреберные мышцы.
- Количество дыхательных движений в покое:
- 10- 12;
- 16- 18;
- 20- 22.
- Кровь насыщается кислородом в:
- Сердце;
- Легких;
- Почках.
- Газообмен в легких происходит благодаря:
- Фагоцитозу;
- Диффуции;
- Вентиляции.
3.Подведение итогов урока.
4.Домашнее задание-подготовить кроссворд по теме.