Интегрирующая цель: В ходе работы с учебными элементами вы должны выяснить: механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха, механизм нейрогуморальной регуляции дыхания, сформулировать понятие «жизненная емкость легких».
УЭ-1
Входной контроль.
Цель: Выяснить ваш исходный уровень знаний по теме.
Запишите тему и дату урока.
Ответьте на вопросы.
Вариант 1
Вариант 2
1. Запишите название газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры альвеол и при выдохе из них.
1. Как изменяется воздух в дыхательных путях?
2.Чемобъяснить, что кровь за короткое время пребывания в легких успевает произвести газообмен?
2.Почему надо дышать носом, а не ртом?
проверка.
За каждый правильный ответ- 1 балл
Самостоятельная работа в тетрадях.
УЭ- 2
Цель: В ходе работы с учебником вы должны выяснить механизм вдоха и выдоха, назвать механизмы регуляции дыхательных движений.
1.Найдите в тексте параграфа ответы на вопросы и сделайте записи в тетради:
-как поддерживается газообмен в легких?
-за счет чего происходит вдох и выдох?
- как осуществляется гуморальная регуляция дыхания?
2. Проверка.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Самостоятельная работа с учебником и тетрадью.
УЭ-3
Прослушав лекцию учителя, дополните знания по теме.
Работа в тетради.
УЭ-4
Выходной контроль.
Цель: Выяснить полноту усвоения знаний.
К каждому наименованию из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные высказывания (1-16)
Просмотр содержимого документа
«Дыхательные движения »
13.02.2015г. 8а класс
Урок-презентация на тему: "Органы дыхания: строение и функции"
Цели урока:
Образовательные:
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Я дышу, а значит я живу!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Возможен показ фрагмента видеофильма по теме.
– Что такое дыхание? – Почему говорят: дыхание – это жизнь? – Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
III. Изучение нового материала
Приложение. Слайд № 1.
– Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: “Органы дыхания: строение и функции”
Приложение. Слайд № 2.
Цель урока:
1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования.
Приложение. Слайд № 3.
Приложение. Слайд № 4.
Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Приложение. Слайд № 5
("Дыхание" – это гиперссылка на следующие слайды, после объяснения необходимо щелкнуть мышкой по этому термину)
Дыхание бывает:
внешнее (вдох и выдох)
внутреннее (клеточное дыхание)
Приложение. Слайд № 6
(Биологическое значение дыхания – это гиперссылка, после объяснения необходимо щелкнуть мышкой по названию слайда, чтобы вернуться на слайд №4 для работы со следующим определением)
Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.
Значение дыхания
Обеспечение организма кислородом
Удаление углекислого газа
Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности
Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)
Приложение. Слайд № 4.
(Органы дыхания – это гиперссылка на следующие слайды, после объяснения необходимо щелкнуть мышкой по этому термину)
Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой (см. Приложение 1)
Приложение. Слайд № 7.
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей(последовательно соединенных между собой полостей и трубок) идыхательной части. К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи. Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.
Приложение. Слайд № 8.
Органы дыхания
– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. (Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это драгоценное время урока)
Приложение. Слайд № 9.
Верхние дыхательные пути
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.
У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.
Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
Приложение. Слайд № 10.Гигиена носового дыхания
Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
(После объяснения строения и функций отдельного органа можно проверять правильность заполнения таблицы, а можно это выделить как самостоятельную работу в качестве закрепления материала или как домашнее задание)
Приложение. Слайд № 11.
Наблюдения
“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом. Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Приложение. Слайд № 12.
Гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель. Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
Приложение. Слайд № 13.
Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта. Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
Приложение. Слайд № 14.
Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки. Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
Приложение. Слайд № 15.
Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
Приложение. Слайд № 16.Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Приложение. Слайд № 17
Трахея и бронхи
Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.
Приложение. Слайд № 18.Гигиена дыхания
Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Приложение. Слайд № 19
Легкие
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?
Приложение. Слайд № 20.
Внутренне строение легкого
Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие. Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.
Приложение. Слайд № 21. Гигиена дыхания
При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
Приложение. Слайд № 22 Это интересно
300–350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м
Длина легочного капилляра – 7–8 мкм
Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом
Приложение. Слайд № 23
Наблюдение
Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного. Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой. Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо. Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров. Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции. Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон. Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.
Приложение. Слайд № 24 и 25.Проверь себя (закрепление материала)
Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.
Орган
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4. Легкие
5. Легочная и пристеночная плевра
Выполняемая функция
а) содержит жидкость, снижающую трение
б) увлажнение воздуха, задерживание пыли
в) обеспечивает свободное прохождение воздуха
г) образование звуков, рефлекторный кашель
д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану
Приложение. Слайд № 26. Проверь себя (закрепление материала)
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока и попробуем на них ответить. – Что такое дыхание? – Почему говорят: дыхание – это жизнь? – Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? И т.д.
(По предложенным рисункам каждый учитель сможет составить свои вопросы в зависимости от подготовки класса и от количества оставшегося времени, и др.)
Приложение. Слайд № 27. Домашнее задание
– Прочитать учебника, знать строение и выполняемые функции органов дыхания (таблица)
Творческая лаборатория:
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.