kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии на тему "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхательных движений" (8 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии на тему "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхательных движений" составлен для учащихся 8 класса. Урок комбинированный. Урок начинается с четворостишья на организационном моменте, на этапе активизации опорных знаний использую работу по карточкам: "Найди ошибку", "реши задачу", работу с терминами при помощи ручки на интерактивной доске, интеллектуальную разминку, тестирование по теме с использованием Activote. При изучении нового материала испльзую видео- и флеш- ролики, работу в парах и группах, индивидуально. Данный материал можно использовать при подготовке к ЕНТ и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений (8 класс)»

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Класс: 8

Поурочный план Дата

Урок биологии

Тема урока: Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений (флипчарт, страница 1- документ Microsoft Office Word).

Цель урока (флипчарт, страница 2):

изучить особенности строения легких в связи с их функциями, механизм газообмена в легких и тканях; выяснить роль нервной и гуморальной системы в регуляции дыхательных движений.

Задачи урока:

Образовательные: установить взаимосвязь строения и функций легких; сформировать представления об особенностях газообмена в легких и тканях, о дыхательных движениях и их регуляции; о защитных рефлексах: кашле и чихании;

Развивающая: способствовать развитию у школьников логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, решать проблемные и интеллектуальные задачи, обобщать, делать выводы; развивать у учащихся умения работать с Activote; применять полученные знания в жизни;

Воспитывающая: воспитывать устойчивый интерес к предмету, прививать гигиенические навыки, воспитывать толерантность.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Методы урока: словесные (частично-поисковая, объяснительно–иллюстративная, беседа, объяснение),  проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций, наглядные (демонстрации наглядных пособий),  практические (постановка опыта в ходе лабораторной работы).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами, модель головного мозга, видеоматериалы «Чихание и кашель», «Механизм вдоха и выдоха», флеш – ролики “Легочное и тканевое дыхание», видеоролик «Работа с Activote», Activot, «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),), интерактивная доска, компьютер карточки для индивидуальной работы.


Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой.

Ход урока.

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент




II. Актуализация знаний:





























































III.

Мотивация




I IV. Изучение н/м:















































































































































V. Закрепле

ние









VI. Подведение итогов.








VII. Домашнее задание



VIII.

Рефлексия








Прозвенел звонок

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Руки вовремя поднять

Организм свой изучить

И о сердце не забыть.


Сегодня на уроке мы продолжаем изучать дыхательную систему. Поэтому для того, чтобы перейти к изучению новой темы, давайте с вами повторим строение и функции органов дыхательной системы.


А). Индивидуальная работа по карточкам (флипчарт3)

Карточка №1 «Найди ошибку»:

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление углекислого газа, использование его в окислении органических веществ и удаление кислорода и некоторых других веществ. … Дыхательная система человека — совокупность органов, обеспечивающих внешнее дыхание (газообмен между выдыхаемым атмосферным воздухом и лимфой). При нормальном дыхании воздух проходит через носовые отверстия в носоглотку, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Они выстланы изнутри соединительной оболочкой, содержащей клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия, кровеносными сосудами и железами, выделяющие слизь. Самый крупный хрящ – надгортанник, защищает гортань спереди.

Карточка № 2.

Сколько воздуха (м3) расходует на дыхание класс из 20 человек в течение 45 минут урока, если один восьмиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см3 воздуха? 

(Ответ: 7 200 000см3= 7,2 м3).

Б). Работа с терминами (флипчарт 4)

Соотнесите к терминам, соответствующие строение или функцию, при помощи ручки на интерактивной доски.

  1. Носовая полость а) голособразование

  2. Гортань б) слизистые складки между хрящами гортани

  3. Надгортанник в) трахея разветвляется на два…

  4. Голосовые связки г) самые тонкие нити

  5. Голосовая щель д) легочные пузырьки

  6. Трахея е) пространство между голосовыми складками

  7. Бронхи ж) вход в гортань при глотании закрывается хрящом

  8. бронхиолы з) состоит из хрящевых полуколец

  9. альвеолы. и) согревает и увлажняет воздух;


В). Интеллектуальная разминка (флипчарт 5)

  1. Дыхательная система начинается носовой полостью.

  2. Слизистую оболочку пронизывают кровеносные сосуды.

  3. В дыхательных путях между носоглоткой
    и трахеей располагается гортань.

  4. Над входом в гортань находится надгортанник.

  5. Трахею составляют хрящевые полукольца.

Г). Работа с немым рисунком (флипчарт 6):

Подпишите названия органов дыхательной системы

– Покажите эти части на рисунке.

– К доске выйдет …

– Где находится носовая полость,

– носоглотка,

– гортань,

– трахея,

– бронхи.

Вывод: Дыхательные (воздухоносные) пути состоят из носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов.

Д). Тестирование по теме « Строение и функции органов дыхательной системы с использованием Activote (флипчарт 7).

Задания для тестирования «Дыхательная система» с использованием Activote:

1. В каком органе воздух согревается, очищается, обеззараживается?

А) носовая полость В) трахея С) гортань Д) бронхи Е) легкие

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость; В) гортань С) носоглотка Д) бронхи Е) легкие

3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) носовая полость В) бронхи С) лёгочная вена Д) легкие Е) носоглотка

4. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) гортань В) легкие С) бронхи Д) трахея Е) носовая полость

5. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет В) ухудшает С) улучшает Д) успокаивает Е) разрушает

6. Самая тонкая ветвь

А) бронхиола В) капилляр С) легочная вена Д) легочная артерия Е) альвеола

7. Бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками –

А) бронхиолами В) альвеолами С) легочными венами Д) легочными артериями Е) капиллярами


Поговорка: « Это нам нужно как воздух», выражает особую потребность организма в воздухе.

С дыханием связаны состав крови, движение, ум, чувства.

Дыхание- основа речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

Тема урока: Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений.

Сегодня на уроке мы познакомимся (флипчарт 8).

 со строением и функциями легких,

 особенностями газообмена в легких и тканях,

 как происходит вдох и выдох.

 регуляцией дыхательных движений,

 защитными рефдексами- кашлем и чаханием.

По ходу изучения строения и функций легких продолжаем заполнять таблицу «Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название органа

Строение

Функции








1). Ключевые термины и понятия: газообмен в лёгких и тканях, механизм вдоха и выдоха, дыхательные движения, нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга), пневмоторакс, диафрагма (флипчарт, страница 9).

2). Дыхательная часть: легкие (флипчарт, страница 10).

Работа в группах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 166 – 167 учебника параграфа 38 учебника под редакцией Р.Алимкулова, найдите ответы на вопросы:

1 и 3 группы: почему левое легкое меньше правого?

2 и 4 группы: внутренне строение легкого

Примерные ответы учащихся 1 и 3 групп:

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Правое легкое бороздами делится на 3 части, левое – на 2. Объясните, почему левое легкое меньше правого?

(Между легкими находится сердце, которое смещено влево, поэтому левое легкое намного меньше правого).

Легкие тесно прилегают к стенкам грудной полости. Каждое лёгкое покрыто соединительнотканной оболочкой – плеврой. Грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена плевральной жидкостью, что уменьшает трение при дыхании.

Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.

Примерные ответы учащихся 2 и 4 групп:

Внутренне строение легкого

В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы - самые тонкие нити. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Стенки альвеол и капилляров однослойные, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

Отработанный сурфактант, переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое.

3). Это интересно… (флипчарт, страница 11).

  • 300-350 млн. альвеол с общей площадью - 100 кв. м,

  • Длина легочного капилляра - 7-8 мкм,

  • Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом,

  • Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.

  • Новорожденный ребенок совершает 60 дыхательных движений в минуту, а взрослый человек при относительном покое 16 - 18.

4. Дыхательные движения – вдох и выдох – осуществляется при участии грудной клетки.

А). Проблемные вопросы (флипчарт, страница 12).

  • Но почему воздух, то входит в легкие, то выходит из них?

  • Ведь в легких нет мышечной ткани, они не могут самостоятельно сокращаться?
    Ответ: Вентиляция легких осуществляется путем дыхательных движений.

Дыхательные движения осуществляются при вдохе и выдохе, ритмически сменяющие друг друга, обеспечивающие прохождение воздуха через легкие, их вентиляцию.

В акте дыхания участвуют межреберные мышцы. Но большую часть вентиляции легких обеспечивает один орган. Что это за орган, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Собрав из перепутанных слогов, название органа, который играет важную роль в вентиляции легких: мы- аф- ди – раг.

(Ответ: диафрагма).

Б). Беседа:

  1. У какого класса животных впервые она появляется: (млекопитающие).

  2. Что же это за орган? Где он находится? Какие особенности строения позволяют этому органу участвовать в дыхании?

  3. К какому типу ткани относится диафрагма? По каким особенностям строения вы определи тип ткани?

  4. Какими свойствами обладает мышечная ткань?

Запись в тетради: Диафрагма - куполообразная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости и играет главную роль в дыхательном акте.

В). Механизм вдоха и выдоха (флипчарт, страница 13) с просмотром видеоролика «Механизм вдоха и выдоха» с последующим обсуждением.

При вдохе межреберные мышцы приподнимают ребра, диафрагма за счет сокращения её мышц становится почти плоской. При этом объем грудной полости увеличивается. Легкие растягиваются, наполняются воздухом и происходит вдох.

При выдохе объем грудной полости и легких уменьшается, при этом межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются и воздух через воздухоносные пути выходит наружу, Происходит выдох.

5. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (флипчарт, страница 14)

Проанализируйте таблицу "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха":

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород

Углекислый газ

Азот

Пары воды

Вдыхаемый

Выдыхаемый

20,96

16, 40

0,04

4,10

79,0

79,5

немного

насыщен

Вывод: между кровью и воздухом происходит газообмен. Обмен газами происходит лишь при условии вентиляции легких, т. е. наполнении их атмосферным воздухом и изгнании наружу богатого углекислым газом и бедного кислородом легочного воздуха. 
6. Этапы процесса дыхания (флипчарт, страница 15) с просмотром флеш – ролика «Легочное и тканевое дыхание» и ответьте на вопрос: Чем отличается легочное от тканевого дыхания.

Внешнее или легочное дыхание – это газообмен между атмосферным воздухом и кровью, благодаря которому венозная кровь превращается в артериальную кровь, богатую кислородом. Включает вентиляцию в легких, легочное дыхание (газообмен в легких).

Транспорт газов кровью - перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей к легким. Включает газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров; движение по органам кровообращения; переход газов из кровеносных капилляров органа в клетки.

Внутреннее (клеточное или тканевое) дыхание - это газообмен между кровью и тканями, связанный с использованием кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии в виде АТФ, необходимой для жизнедеятельности клеток.

Флеш – ролик «Легочное и тканевое дыхание».

Вывод: Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.







Беседа: Рассмотрите рисунки «Газообмен в легких и тканях» на странице флипчарта 16 и ответьте на вопросы:

1. Какими значками на рисунках флипчарта обозначены молекулы углекислого газа и кислорода?

2. Каким образом кровь из сердца попадает в легкие?

3. Почему она называется венозной?

4. Почему углекислый газ из капилляров малого круга проникает в легочные пузырьки, а кислород из легочных пузырьков – в кровь?

5. Почему кровь, которая течет от легких к сердцу, называется артериальной?

6. Каким образом кровь из легких попадает в ткани?

7. Какой газ кровь отдает в межклеточное вещество?

8. Какой газ кровь забирает из межклеточного вещества?

8. Почему в межклеточном веществе много углекислого газа?

9. Почему кровь, которая течет от органов тела к сердцу, называется венозной?

6.Регуляция дыхательных движении (флипчарт, страницы 17 - 18).

Работа в группах

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

используя материал на стр. 169 учебника параграфа 39 учебника под редакцией Р.Алимкулова, найдите ответы на вопросы:

1 группа:

1). Где находится дыхательный центр?

2). Каковы его функции?

2 группа:

1). Откуда и какая информация поступает в дыхательный центр?

2). Какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ?

3 группа:

1). Можно ли сознательно изменить глубину и скорость дыхания? О чем это свидетельствует?

2). Как взаимосвязаны нервная и гуморальная регуляция дыхания?

Нервная регуляция.

Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге.

Примерно через каждые 4 секунды к мышцам вдоха идут нервные импульсы, заставляющие поднимать грудную клетку и опускать диафрагму - происходит вдох. Выдох в состоянии покоя самопроизволен: грудная клетка опускается под действием силы тяжести.

Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох. Это непроизвольная регуляция частоты и глубины дыхания.
Произвольная регуляция частоты и глубины дыхания осуществляется корой больших полушарий. Мы можем произвольно задержать или ускорить дыхание

В регуляции дыхания участвуют такие защитные рефлексы, как чихание и кашель.

Гуморальная

При мышечной работе усиливаются процессы окисления, выделяется больше углекислого газа. Кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и раздражает его, возбудимость повышается: человек начинает глубже дышать. Избыток углекислого газа при этом удаляется, а недостаток кислорода восполняется. Углекислый газ непосредственно влияет на дыхательный центр через кровь. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра также снижается, и наступает задержка дыхания на небольшой срок. Когда содержание СО2 в крови восстановится до нормы, самопроизвольно восстановится и дыхание.

Благодаря регуляции дыхания концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях.


(флипчарт, страницы 19).

1. Где расположены легкие в организме? Существует ли разница между левым и правым легкими?

2. Какое строение имеют легкие?

3. Что такое дыхательные движения? Когда грудная клетка и легкие увеличиваются? Почему?

4. Какую функции выполняет диафрагма?

5. Объясните разницу между газообменом в легкх и тканях.

6. Какой тип дыхания характерен для женщин, мужчин и почему?

7. Почему в плохо проветренном помещении частота дыхательных движений увеличивается в 2 и более раза?

8. Перечислите защитные дыхательные рефлексы.

9. Как взаимосвязаны нервная и гуморальная регуляция дыхания?

Выводы урока флипчарт, страница 20):

1. Легкие покрыты оболочкой - плеврой. Грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена плевральной жидкостью.

2. В организме человека происходит газообмен в легких, и в тканях. Кислород используется для процессов окисления с целью получения энергии для процессов жизнедеятельности.

3. Обмен газов между и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания - это легочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

4. Регуляция дыхания происходит рефлекторно, но под контролем коры полушарий большого мозга. Существует нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Оценивание учащихся за урок.


флипчарт, страница 21.

Прочитать § 38- 39,

Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки. Измерьте сантиметровой лентой насколько изменяется окружность груди при вдохе и выдохе, при спокойном и глубоком дыхании. Сделайте вывод.и выполняемые функции органов дыхания (таблица).

флипчарт, страницы 22.

  • Что понравилось на уроке?

  • Назовите, пожалуйста, наиболее яркий момент.

  • Что было сложным для восприятия?

  • В каких сферах жизни вам могут пригодиться знания и навыки, приобретенные на данном уроке?

флипчарт, страница 23. Я хочу закончить наш урок словами

Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать, и ошибаться,

Но главное дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!

Р













МКР
















ЧП
















Р








Р












ЧП



















Р






НО

Р














Р

ИП




Р

ИП



























Р










ПП














Р










НО

Р








ИП

Р









НО

ИП



















ИП














ПП

ИП

НО

Р






































Р











Р













Р






Р

Коллек











Индтвид















Фронтал














Фронтт







Индивид










Индивид

















Коллект





Индивид













Индивид




Работа в группах
























Коллект








Работа в группах












Фронтал










Индивид









Работа в парах










Работа в группах



















Работа в парах













Работа в группах








































Фронтал











Коллект













Индивид






Индивид





















+

















+
















+








+












+








































+





+






































+
























+









+










+




















+














+









































+














+

















+
















+








+












+








































+





+






































+














+










+









+










+




















+














+









































+


флипчарт, страница 24. Список использованных источников и Интернет – ресурсов:

1. Алимкулова Р. Биология. Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

2. www.yandex.ru -поиск -картинки

3.www.imfan.kz http://www.imfan.kz - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

4.www.kiwi.kz http://www.kiwi.kz - видео файлы

5.http://mirbiologii.ru/8-klass

6.http://www.uchportal.ru

7.

8.myshared.ru›slide/778318/

9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

10.www.uchportal.ru/

11.festival.1september.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172113


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства