kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.»

План – конспект урока на тему: Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Цели урока.

Образовательная:

  • раскрыть причины движения крови и лимфы,

  • сфор­мировать понятия кровяное давление и пульс,

  • научить учащихся оп­ределять пульс.

  • научиться измерять кровяное давление.

Развивающая:

  • Продолжить формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная:

  • Воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: презентация, тонометр, карточки с заданиями, рисунок «строение сердца».

Тип урока: урок- исследование.

I Организационный момент .



II. Актуализация опорных знаний

  1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (3 человека)

  2. Опрос у доски по рисунку «Строение сердца» (1 человек)

  3. Фронтальный опрос «По цепочке»

  4. Индивидуальный опрос «Строение кругов кровообращения».(1 человек)

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Урок-исследование по теме: « Движение крови по сосудам» 

Цели:

- познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;

- научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;

- актуализировать знания о кругах кровообращения.

2.Вступительное слово учителя.

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов...».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.

  1. Объяснение нового материала.

Формулирование проблем темы на уроке:

- Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспре­рывно и даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести?

Причины движения крови по сосудам:

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже не­сколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становит­ся давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях - до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может быть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).

За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.













Артериальное давление



Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина арте­риального давления может сильно измениться. Обычно артериаль­ное давление измеряют в плече­вой артерии с помощью специаль­ного прибора.

Демонстрация приборов и измерения артериального давления.

После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое дав­ление называют верхним, или сис­толическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление назы­вают нижним, или диастолическим. 

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давле­ние равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.

Ученые опыт­ным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше это­го возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.

(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель кото­рой указывает" верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном слу­чае АД = 110/65.



Лабораторная работа 

Тема. Измерение артериального давления

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Ход работы.

1. Вычислите артериальное давление по формуле:

АД сист = 1,7*возраст + 83

АД диаст = 1,6*возраст + 42


  1. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.


2. Запишите полученный результат.

3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.

Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.


 Колебания давления должны изме­няться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что неред­ко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, насту­пает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда чело­век выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соеди­нительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страда­ют головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давле­ние ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболева­ния достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.

Пульс.

- самостоятельное чтение статьи о пульсе в учебнике.

- вместе с учителем учащиеся выясняют, что такое пульс.

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название ар­териального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец.

- демонстрация точек замера пульса.





Практическая работа.

Тема «Определение частоты сердечных сокращений /ЧСС/ 
в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».



Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Ход работы.

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.

2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 180 секунд.

Все результаты занесите в таблицу.



Пульс в покое

ЧСС после 20 приседаний

ЧСС после 3минут отдыха






Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и менее – хорошо; если ЧСС растет больше, чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за3 мин и меньше – прекрасно, если свыше 3-х минут – следует заняться собой. Оценка полученных результатов(вывод).

  1. Закрепление полученных знаний.



- Каковы причины движения крови по сосудам?

- Что такое пульс?

- Где и как его подсчитать?

- Чем опасно повышение давления?



  1. Рефлексия

- Какие знания, приобретенные на уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?



  1. Домашнее задание: пар.19, практическая работа стр 88-89.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Автор: Фролова Елена Константиновна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Артериальное давление крови.  Движение крови по сосудам" "
    ["seo_title"] => string(60) "artierial-noie-davlieniie-krovi-dvizhieniie-krovi-po-sosudam"
    ["file_id"] => string(6) "169811"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423474356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема урока:  «Движение крови по сосудам» "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-dvizhieniie-krovi-po-sosudam"
    ["file_id"] => string(6) "221803"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435585208"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация урока по биологии на тему " Движение крови в организме. Пульс. Давление""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiiaurokapobiologhiinatiemudvizhieniiekrovivorghanizmiepulsdavlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271729"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451748406"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по биологии на тему "Движение крови в организме. Пульс. Дваление""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokapobiologhiinatiemudvizhieniiekrovivorghanizmiepulsdvalieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271726"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451748083"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ    «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kontrolia-znanii-po-tiemie-krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "205131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства