kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Движение крови по сосудам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  «Движение крови по сосудам»  предусмотрен для учащихся 8 классов, разработан  по программе Н.И.Сонина. Он включает: организационный момент, актуализация знаний, предполагающую проверку д/з; (работа по рисунку, тест, взаимопроверка); формулировку целей и задач урока, предполагаемого результата по новой теме.Этап изучение нового материала  включает следующие вопросы:

  1. Причины движения крови. Кровяное  давление. Давление в аорте, венах, капиллярах (работа с учебником, объяснение, фронтальная беседа по тексту, сообщение)
  2.  Заболевания, вызванные изменениями давления. Скорость тока крови (сообщение).
  3.  Движение крови по венам  (работа с учебником, фронтальная беседа по тексту).
  4. Распределение крови в организме (беседа по слайду).
  5. Артериальный пульс. Частота сердечных сокращений и его изменение под влиянием нагрузок.( работа с учебником, объяснение, просмотр видеоматериалов)                             На стадиизакрепления: предполагаются тестовые задания и развивающие вопросы, лабораторная работа «Определение пульса до и после дозированной нагрузки» (самостоятельная работа в парах). В конце урока проводится рефлексия, даётся Д/з на следующий урок(дифференцированные задания по группам, творческие сообщения) и подведятся итоги урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Движение крови по сосудам» »

Раздел «Транспорт веществ в организме человека»

Тема урока №2: «Движение крови по сосудам»

Класс: 8

Учитель: Полушкина В.А.

Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы и практической работы.

Цель урока: Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах движения крови по организму, изменении скорости движения крови в сосудах, поддержании постоянства артериального давления.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости крови в сосудах, распределение крови в организме.

  • Воспитательная:
    Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.

  • Развивающие:
    Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности, творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в должном темпе.

Оборудование:компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе PowerPoint «Движение крови по сосудам» инструктивные карточки для проверки домашнего задания, оценочные листы.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний – стадия вызова:

  • Проверка д/з; (работа по рисунку, тест, взаимопроверка)

  • формулировка целей и задач урока, предполагаемого результата по новой теме (план).

  1. Изучение нового материала – стадия осмысления:

    1. Причины движения крови. Кровяное давление. Давление в аорте, венах, капиллярах (работа с учебником, объяснение, фронтальная беседа по тексту, сообщение)

    2. Заболевания, вызванные изменениями давления. Скорость тока крови (сообщение).

    3. Движение крови по венам (работа с учебником, фронтальная беседа по тексту).

    4. Распределение крови в организме (беседа по слайду).

    5. Артериальный пульс. Частота сердечных сокращений и его изменение под влиянием нагрузок.( работа с учебником, объяснение, просмотр видеоматериалов)

  1. Стадия закрепления:

  • тестовые задания и развивающие вопросы (работа по слайдам)

  • Лабораторная работа «Пульс. Определение пульса до и после дозированной нагрузки» (самостоятельная работа в парах).

  1. Рефлексия.

  2. Д/з на следующий урок(дифференцированные задания по группам, творческие сообщения).

  3. Подведение итогов урока (работа по слайду).



Ход урока:


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие, эмоциональный настрой (1 мин.)

Здравствуйте! Сегодня мы продолжим знакомство со своим организмом. В этом нам поможет прекрасное настроение!

Приветствуют учителя на уроке

2. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

-работа с рисунком;



- тестовая работа






-работа со схематическим рисунком «Внутреннее строение сердца» на распечатке;

-предлагается выполнение тестового задания «Сердечный цикл и регуляции его работы») по вариантам,

Работа по слайдам 1-6.





- Учащиеся выполняют задания по вариантам;

- обмениваются работами, осуществляют взаимопроверку друг друга;

- оценивают работу соседа;

-заполняют оценочные листы.

- актуализация знаний.

Вспомнив особенности строения и работы сердца, предлагаю обсудить факторы, влияющие на сохранение нормальной работоспособности сердечной мышцы.
Работа по слайдам 7.

   Все эти факторы улучшают снабжение сердца кислородом и питательными веществами, увеличивают объем кровотока и развивают сердечную мышцу, позволяют ей сохранить свою активность на долгие годы, отпущенные нам природой.
   Несоблюдение этих условий чревато развитием атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта, ишемической болезни, коронарной болезни сердца.

-обсуждают иллюстрации слайда, предполагают варианты условий нормальной работы сердца:
   – физические упражнения;
   – сбалансированное питание;
   – отказ от употребления алкоголя и курение табака;
   – активный образ жизни;
   – регулярное пребывание на свежем воздухе;
   – своевременный отдых;
   – своевременное посещение врача кардиолога при малейших нарушениях работы сердца.

- формулировка задач урока

Просмотр слайдов 8-9

-формулировка темы и цели урока;

- нацеливание учащихся на результат

- записывают тему урока в тетрадь.

3. Стадия осмысления:

(15 мин)

  • изучение материала






































































































































































































 Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в немпроисходит подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика и биология.

Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. Сегодня мы рассмотрим закономерности движения крови по телу человека.

*Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука биофизика.

1.Причины движения крови. Кровяное давление (максимальное и минимальное). Давление в аорте, венах, капиллярах.

Для выяснения причин движения крови по сосудам выполним следующее задание:

Сопоставьте два факта:

А) Сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными порциями;

Б) Кровь движется по сосудам беспрерывно и только в одном направлении.



- Для выяснения причин движения крови по сосудам откройте учебник стр.153, 1-2 абзацы прочитайте текст, выясните причину непрерывного движения крови по замкнутым кругам кровообращения.





 


Просмотр слайдов 10-12


-Так что же такое кровяное давление?

Просмотр слайда 13

- Прочитай те текст на стр. 154 и выясните, какие виды кровяного давления известны?


- Кто впервые попытался измерить кровяное давление и как его измеряют сейчас? (заслушивается сообщение учащегося)

- выпишите фамилии людей, которые впервые осуществившего измерение кровяного давления и трудились над изобретением прибора - тонометра.

- Кто знает, как нужно правильно измерять давление?

Просмотр слайда 16.

-Ребята, от каких причин зависит изменение артериального давления?











- Рассчитайте свое нормальное давление используя схему, приведенную на слайде 17

- проанализируйте, как изменяется давление крови в разных сосудах, от чего оно зависит?

2. Заболевания, вызванные изменениями давления

-Прослушивают сообщение учащегося «Заболевания, связанные с повышением или понижением кровяного давления»

-Скажите, какие заболевания связаны с изменением артериального давления?

- Каковы их признаки?

Просмотр слайдов 18-19

3. Скорость тока крови

- Объясните, какое влияние оказывает разность давления на скоростьдвижения крови?

Просмотр слайда 20.

Демонстрирует 2 воздушных шара:

  • один спускает, надавливая ладонью (искусственно увеличивая давление),

  • а второй спускается сам через узкое отверстие в шарике


Просмотр слайда 21

важно отметить, что скорость кровотока будет зависеть от суммарного диаметра просвета сосудов

-Объясните, какое значение имеет медленное течение крови по капиллярам?

4. Движение крови по венам.

Прочитайте пункт в учебнике стр155, объясните особенности этого движения крови по венам: Просмотр слайда 22

Стенки вен -

Давление крови-


-Направление движения крови в венах

-Помощь в движении крови по венам оказывают

- Особенность внутреннего строения вен -


5. Распределение крови в организме. Просмотр слайда 23

- Определите в каких органах сосредоточено большее количество крови? Почему?

-Какое количество крови находится в среднем в организме человека?

- Проанализируйте схему, весь ли объем крови перетекает по сосудам и сердцу?

- кем было доказано неравномерное распределение крови в организме?


6. Артериальный пульс. Частота сердечных сокращений

- организует работу с учебником: прочитайте текст стр. 154; организует беседу по вопросам: Просмотр слайда 24.

1. Объясните что такое пульс?


2. Где его можно обнаружить?



3. Почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека? 4. О чём говорит частота ударов пульса?

5. Почему при нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается?



- Изучите слайд 25 и выясните от чего зависит частота пульса (ЧСС- частота сердечных сокращений)?

Изменение артериального давления в зависимости от физической нагрузки

- прослушивают объяснение учителя.






































- сердце сокращается ритмично, проталкивает кровь, сосуды растягиваются- принимают, а затем сужаются- проталкивают кровь.

- движение крови тормозится, встречая сопротивление о стенки сосудов,

- так возникает разное давление крови на стенки сосудов.

-давление крови в кровеносных сосудах

- работают с учебником составляют схему « Виды кровяного давления»

- прослушивают сообщение, записывают фамилию ученого впервые осуществившего измерение кровяного давления.



Просмотр слайдов 14-15



Измерение артериального давления



  • приёма различных стимулирующих веществ или медикаментов

  • психологического состояния человека

  • От физической нагрузки

  • От погодных условий

  • времени суток,

  • От возраста человека






Рассчитывают свое нормальное давление.


- изменяется по мере удаления от сердца, убывает, т к кровь встречает сопротивление стенок сосудов.





Предполагают ответы ( гипо- и гипертония, работают по слайду 17.


 










Из первого шарика воздух выходит быстрее, т. к. давление и просвет велики, и скорость высока, из второго шарика – наоборот.


Кровь проталкивается слабо, из- за низкого давления, значит и скорость продвижения ее будет низкой.


Чем дальше от сердца, тем ниже скорость кровотока.

- осуществление обмена веществ.



- тонкие, мягкие

-низкое, близкое к отрицательному,

-против силы тяжести,

-скелетные мышцы и внутренние органы,

-наличие клапанов.

- мышцы, почки, кишечник, легкие… беспрерывно работают.



5 литров


44% крови циркулирует по организму, а 46% объема крови располагается в депо.


- А Моссо, проводил опыты на весах и выяснял изменение массы отдельных частей тела, из- за перетекания крови в случае интенсивной работы отдельных органов тела.


Образование пульсовой волны при сокращении сердца и распространение ее на стенки сосудов до лучевой артерии

Пульс-это колебания стенок сосудов, в период систолы желудочков сердца. На внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи - на сонной артерии, тыльной артерии стопы…

В этих местах крупные артерии лежат близко к поверхности тела.

О работе сердца; каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Потому что работающему органу (мышцам) требуется больше кислорода и питательных веществ.

  • От роста,

  • От тренировки организма,

  • От пола,

  • От возраста.

  • Проверка прочности усвоения нового материала.

Работа учащихся по слайдам № 26-29,

- по слайду 28, 29 выполняется взаимопроверка, результаты оцениваются


Работают фронтально и индивидуально, обмениваются работами, осуществляют взаимопроверку, заполняют оценочные листы.

4. Закрепление

(7 мин.)

 Организует выполнение лабораторная работа«Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»


Работают в рабочих тетрадях по заданию 137 и слайдам презентации30-31.

5. Рефлексия (3мин.)

Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения:
1.На уроке я работал: активно _____ пассивно_____
2.Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______
3.За урок я: не устал _____ устал_______
4.Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____
5.Материал урока мне был: понятен _____ не понятен ______
полезен _____ бесполезен ______
интересен ____ скучен _____
легкий _____ трудный _____

Осуществляют самооценку своей работы на уроке.

6. Д/з на следующий урок

(1 мин.)

  • Учебник стр. 153-155 пересказ; в.1-10

  • 1 группа: рабочая тетрадь стр. 85-87, (задания 131, 132, 134.)

  • 2 группа: рабочая тетрадь стр. 85-87, (задания 133-135,)

  • 3 группа: рабочая тетрадь стр. 85-87, (задания 131-135,)

  • ответьте на вопросы

  • «Почему при длительной напряженной умственной работе холодеют ноги?»

  • Перечислите известные вам заболевания сердечно- сосудистой системы.

  • Творческое задание: сообщение «Виды кровотечений Правила оказания первой помощи».

-записывают задания в дневники, слушают пояснение учителя.

слайдам № 32

7. Подведение итогов урока

(2 мин.)

Формулирование выводов.

-учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке общих выводов урока.


Работа учащихся по слайдам № 33







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Движение крови по сосудам»

Автор: Полушкина Вера Александровна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Артериальное давление крови.  Движение крови по сосудам" "
    ["seo_title"] => string(60) "artierial-noie-davlieniie-krovi-dvizhieniie-krovi-po-sosudam"
    ["file_id"] => string(6) "169811"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423474356"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ    «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kontrolia-znanii-po-tiemie-krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "205131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802053"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Тема урока: Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему. "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-uroka-vliianiie-dvighatiel-noi-aktivnosti-na-sierdiechno-sosudistuiu-sistiemu"
    ["file_id"] => string(6) "232804"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442925646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Движение крови по сосудам"
    ["seo_title"] => string(28) "dvizhenie_krovi_po_sosudam_1"
    ["file_id"] => string(6) "594240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639223706"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения."
    ["seo_title"] => string(56) "dvizhenie_krovi_po_sosudam_reguliatsiia_krovosnabzheniia"
    ["file_id"] => string(6) "503538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552904924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства