3. Стадия осмысления: (15 мин)
| Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в немпроисходит подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика и биология. Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. Сегодня мы рассмотрим закономерности движения крови по телу человека. *Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука биофизика. 1.Причины движения крови. Кровяное давление (максимальное и минимальное). Давление в аорте, венах, капиллярах. Для выяснения причин движения крови по сосудам выполним следующее задание: Сопоставьте два факта: А) Сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными порциями; Б) Кровь движется по сосудам беспрерывно и только в одном направлении.
- Для выяснения причин движения крови по сосудам откройте учебник стр.153, 1-2 абзацы прочитайте текст, выясните причину непрерывного движения крови по замкнутым кругам кровообращения.
Просмотр слайдов 10-12 -Так что же такое кровяное давление? Просмотр слайда 13 - Прочитай те текст на стр. 154 и выясните, какие виды кровяного давления известны? - Кто впервые попытался измерить кровяное давление и как его измеряют сейчас? (заслушивается сообщение учащегося) - выпишите фамилии людей, которые впервые осуществившего измерение кровяного давления и трудились над изобретением прибора - тонометра. - Кто знает, как нужно правильно измерять давление? Просмотр слайда 16. -Ребята, от каких причин зависит изменение артериального давления?
- Рассчитайте свое нормальное давление используя схему, приведенную на слайде 17 - проанализируйте, как изменяется давление крови в разных сосудах, от чего оно зависит? 2. Заболевания, вызванные изменениями давления -Прослушивают сообщение учащегося «Заболевания, связанные с повышением или понижением кровяного давления» -Скажите, какие заболевания связаны с изменением артериального давления? - Каковы их признаки? Просмотр слайдов 18-19 3. Скорость тока крови - Объясните, какое влияние оказывает разность давления на скоростьдвижения крови? Просмотр слайда 20. Демонстрирует 2 воздушных шара: один спускает, надавливая ладонью (искусственно увеличивая давление), а второй спускается сам через узкое отверстие в шарике Просмотр слайда 21 важно отметить, что скорость кровотока будет зависеть от суммарного диаметра просвета сосудов -Объясните, какое значение имеет медленное течение крови по капиллярам? 4. Движение крови по венам. Прочитайте пункт в учебнике стр155, объясните особенности этого движения крови по венам: Просмотр слайда 22 Стенки вен - Давление крови- -Направление движения крови в венах -Помощь в движении крови по венам оказывают - Особенность внутреннего строения вен - 5. Распределение крови в организме. Просмотр слайда 23 - Определите в каких органах сосредоточено большее количество крови? Почему? -Какое количество крови находится в среднем в организме человека? - Проанализируйте схему, весь ли объем крови перетекает по сосудам и сердцу? - кем было доказано неравномерное распределение крови в организме? 6. Артериальный пульс. Частота сердечных сокращений - организует работу с учебником: прочитайте текст стр. 154; организует беседу по вопросам: Просмотр слайда 24. 1. Объясните что такое пульс? 2. Где его можно обнаружить?
3. Почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека? 4. О чём говорит частота ударов пульса? 5. Почему при нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается?
- Изучите слайд 25 и выясните от чего зависит частота пульса (ЧСС- частота сердечных сокращений)? Изменение артериального давления в зависимости от физической нагрузки | - прослушивают объяснение учителя.
- сердце сокращается ритмично, проталкивает кровь, сосуды растягиваются- принимают, а затем сужаются- проталкивают кровь. - движение крови тормозится, встречая сопротивление о стенки сосудов, - так возникает разное давление крови на стенки сосудов. -давление крови в кровеносных сосудах - работают с учебником составляют схему « Виды кровяного давления» - прослушивают сообщение, записывают фамилию ученого впервые осуществившего измерение кровяного давления. Просмотр слайдов 14-15
Измерение артериального давления Рассчитывают свое нормальное давление. - изменяется по мере удаления от сердца, убывает, т к кровь встречает сопротивление стенок сосудов. Предполагают ответы ( гипо- и гипертония, работают по слайду 17. Из первого шарика воздух выходит быстрее, т. к. давление и просвет велики, и скорость высока, из второго шарика – наоборот. Кровь проталкивается слабо, из- за низкого давления, значит и скорость продвижения ее будет низкой. Чем дальше от сердца, тем ниже скорость кровотока. - осуществление обмена веществ. - тонкие, мягкие -низкое, близкое к отрицательному, -против силы тяжести, -скелетные мышцы и внутренние органы, -наличие клапанов. - мышцы, почки, кишечник, легкие… беспрерывно работают. 5 литров 44% крови циркулирует по организму, а 46% объема крови располагается в депо. - А Моссо, проводил опыты на весах и выяснял изменение массы отдельных частей тела, из- за перетекания крови в случае интенсивной работы отдельных органов тела. Образование пульсовой волны при сокращении сердца и распространение ее на стенки сосудов до лучевой артерии Пульс-это колебания стенок сосудов, в период систолы желудочков сердца. На внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи - на сонной артерии, тыльной артерии стопы… В этих местах крупные артерии лежат близко к поверхности тела. О работе сердца; каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Потому что работающему органу (мышцам) требуется больше кислорода и питательных веществ. От роста, От тренировки организма, От пола, От возраста. |