kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему "Движение крови в организме. Пульс. Дваление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

Образовательная:

  • раскрыть причины движения крови и лимфы,
  • сфор­мировать понятия кровяное    давление и пульс, 
  • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове­носных сосудах,
  • научить учащихся оп­ределять пульс.
  • Научиться измерять кровяное давление.

 Развивающая:  

  1. продолжить формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их  функциями.

 Воспитательная:

  1. воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: презентация, тонометр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Движение крови в организме. Пульс. Дваление"»






Конспект урока-исследования

по биологии в 8 классе.



Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

Лабораторная работа

«Измерение артериального давления».

« Определение частоты сердечных сокращений
в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».


Автор: Быкова Екатерина Павловна

Учитель МБОУ «Выльгортская СОШ №1»

















Цели урока.

Образовательная:

  • раскрыть причины движения крови и лимфы,

  • сфор­мировать понятия кровяное давление и пульс,

  • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных крове­носных сосудах,

  • научить учащихся оп­ределять пульс.

  • Научиться измерять кровяное давление.

Развивающая:

  1. продолжить формиро­вание знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная:

  1. воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: презентация, тонометр.

Ход урока.

I. Организационный момент (Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний

Тестовое задание.

Выберите верные утверждения: (Слайд 1)

1. Большой круг кровообращения начинается от правого желудочка.

2. Кровь из сердца в большом круге кровообращения поступает в аорту.

3. Кровь по малому кругу поступает к органам и тканям.

4. Артерии - это сосуды, по которым течет артериальная кровь.

5. Вены малого круга несут артериальную кровь.

6. Кровь, поступающая по сосудам малого круга в легкие, всегда венозная.

7. Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.

8. Вены – это сосуды, по которым течет венозная кровь.

9. Кровь из малого круга поступает в левое предсердие.

10. Систола – общее расслабление сердечной мышцы.

11. Диастола сердечной мышцы длится 0,4 сек.


III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Урок-исследование по теме: « Движение крови по сосудам» (Слайд 2 )

Задачи: (Слайд 3)

- познакомиться с понятиями “кровяное давление”, “пульс”;

- научиться измерять кровяное давление, определять частоту пульса;

- актуализировать знания о кругах кровообращения

2. Формулирование проблем темы на уроке:

-Что является причиной движения крови по сосудам?

3. Вступительное слово учителя.

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов...».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.

4. Объяснение нового материала

1) Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начина­ет движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется зако­нам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более слож­ное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика (Слайд 4) («гемо» - кровь).

2) Пульс.

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вер­нуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии рас­тягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой стру­не или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название ар­териального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи по­верхности тела (например, у запястья), положить палец. (Слайд 14 )


5. Практическая работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови»

Предварительные пояснения.

Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться.

Для этого:

  • Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами.

  • Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а».

  • Зажмите артерию в точке а и остановите дви­жение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы пульс?

  • Теперь зажмите артерию в точке «в». Останови­лось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?

  • По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?

Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только оста­навливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.

6. А Д -Артериальное давление

Как объяснить тот факт, что кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести? Какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспре­рывно и даже снизу вверх?

Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях создается давление.

При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт. ст. Под таким давлением кровь поступает в аорту, где давление ее уже не­сколько ниже 130—140 мм рт.ст. И чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становит­ся давление. В артериях оно составляет 120-130 мм рт.ст. Особенно резко давление падает в мелких артериях - до 60-70 мм рт. ст., а в капиллярах—до 30-40 мм рт. столба. В мелких венах давление 5-10 мм рт. ст., а в крупных венах оно может бьгть даже отрицательным (ниже атмосферного почти на 5 мм).

За счет разницы давления крови в сосудах, последняя устремляется в область более низкого давления, т. е. течет от артерий к венам.

Артериальное давление является одним из важнейших показателей гемодинамики.


7. Причины движения крови по сосудам.

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии. В них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, которые впадают в сердце, оно становится наименьшим. Разность давления в артериях и венах и является основной причиной непрерывного движе­ния крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего дав­ления. Величина артериального кровяного давления — показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. У здорового человека при выталкивании крови из желудочков оердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. При заболеваниях сердца и сосудов величина арте­риального давления может сильно измениться. Обычно артериаль­ное давление измеряют в плече­вой артерии с помощью специаль­ного прибора.

Как и почему изменяется арте­риальное давление крови?

-После сокращения желудочков, когда кровь поступила в аорту и артерии и полулунные клапаны закрылись, давление достигает наибольшей величины. Такое дав­ление называют верхним, или сис­толическим давлением. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление назы­вают нижним, или диастолическим. Колебания давления должны изме­няться в определенных границах. Если они выходят за эти пределы, превышая норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что неред­ко приводит к гибели больного. Если поражены, сосуды, мозга, насту­пает инсульт; если поражены сосуды сердца — происходит инфаркт, повреждение определенного участка сердечной мышцы. Когда чело­век выздоравливает после инфаркта, этот участок все равно больше не функционирует, так как мышечная ткань замещена рубцовой соеди­нительной тканью, которая не способна сокращаться. Если давление опускается ниже нормы, кровоснабжение органов затруднено, страда­ют головной мозг, сердце, почки и другие органы. Повышенное давле­ние ведет к гипертонии, пониженное — к гипотонии. Оба заболева­ния достаточно опасны и требуют лечения, иногда длительного.

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом.

Уровень кровяного давления у человека с возрастом меняется. От 16 до 50 лет давле­ние равно 110-126 мм рт.ст. К 60 годам оно повышается до 135-140 ммрт.ст. Если кровяное давление поднимается выше 150 мм рт.ст., это уже заболевание — гипертония, если же давление ниже 110 мм рт.ст. — это гипотония.

Ученые опыт­ным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше это­го возраста приходится применять другую формулу.) АД верхнее = 1,7 х возраст + 83.

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42.

(АД — артериальное давление, возраст берется в целых годах.) Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель кото­рой указывает" верхнее давление, а знаменатель нижнее, то есть в данном слу­чае АД = 110/65.


IV. Лабораторная работа №1.

Тема. Измерение артериального давления

Цель: отработать методику измерения артериального давления.

Ход работы.

1. Вычислите артериальное давление по формуле:

АД сист = 1,7*возраст + 83

АД диаст = 1,6*возраст + 42


  1. Измерьте своё артериальное давление с помощью тонометра. Верхнее число на дисплее тонометра обозначает систолическое (верхнее) давление. Нижнее число соответствует диастолическому (нижнему) давлению.


Запишите полученный результат.

3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.

- Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления.


Лабораторная работа №2

Тема «Определение частоты сердечных сокращений /ЧСС/
в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».


Цель: определить зависимость пульса от физических нагрузок.

Ход работы.

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте в таблице.

2. Сделайте 20 приседаний в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд.

Все результаты занесите в таблицу.


Пульс в покое

ЧСС после 10 приседаний

ЧСС после 5 минут отдыха

ЧСС после 20 приседаний

ЧСС после 5 минут отдыха







  1. Оценка полученных результатов.


VII . Общие выводы урока


1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.

2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивле­ния, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состо­яния сердца и кровеносных сосудов.

3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капил­лярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.

4. Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.

5. Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
так и гуморальными механизмами регуляции.


VIII. Закрепление изученного материала

  • Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
    вещества, кислород, вода.

  • У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не­
    посредственно кровью.

  • Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.

  • Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях.

  • Движение крови в венах обеспечивается низким давлением, деятельностью
    скелетных мышц и наличию карманообразных клапанов.

  • Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.

IX. Д/з : § 19


 


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии на тему "Движение крови в организме. Пульс. Дваление"

Автор: Быкова Екатерина Павловна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства